Тема урока: Нелинейные уравнения с двумя переменными
Цели урока:
— обучить учащихся решению системы нелинейных уравнений с двумя переменными;
— развитие вычислительных навыков самостоятельного решения заданий;
— воспитание сознательного отношения к изучению предмета.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сказка «Дед-Равняло»
Сказка «Дед-Равняло»
Жил в избушке на лесной опушке дед по прозвищу Равняло. Любил он с числами подшучивать. Возьмет дед выстроит по обе стороны от себя числа, соединит их знаками, а самые резвые в скобки возьмет, но следит, чтобы одна часть равнялась другой. А потом какое-нибудь число спрячет под маской «икс» и попросит своего внука, маленького Равнялку, найти его. Равнялка хоть и мал, но дело свое знает: быстро перегонит все числа, кроме «икса», в другую сторону и знаки не забудет у них изменить на противоположные. А числа слушаются его, быстро выполняют по его приказу все действия, и «икс» известен. Дед смотрит на то, как ловко у внучка все получается и радуется: хорошая ему смена растет.
-Итак, о чем идет речь в этой сказке?
-Об уравнениях.
— Правильно. А что такое уравнение?
— Уравнение – это равенство, содержащее переменную.
— Какие уравнения мы с вами прошли на прошлом уроке?
— Линейные уравнения с двумя переменными.
— Какие уравнения называются линейными с двумя переменными?
3. Игра «Карлик – Великан»
Если уравнение линейное с двумя переменными встаем, если нет — садимся.
2х + 3у = 1;
ху = 0;
5/х + 3у = 1;
1/3 х + 1/6 = 2;
х + у = 0;
х/2 – 1 = у
4. Объяснение нового материала
1) График уравнения с двумя переменными.
Вы знаете, что иллюстрацией уравнений служат их графики на координатной плоскости. Работа с таблицей. (Ученики работают в рабочих картах урока.)
Степень | Выражаем у через х | Данной формулой задается … функция | Графиком является … | |
3х+2у=6 |
|
|
|
|
2у-х2=0 |
|
|
|
|
2х+у=0 |
|
|
|
|
ху=4 |
|
|
|
|
Графики уравнений с 2 переменными весьма разнообразны.
Обратите внимание на таблицу:
Если уравнение- первой степени, график всегда — прямая.
Если второй степени, то получается гипербола или парабола.
А если обе переменные входят в уравнение во второй степени, то какую линию имеем? Ответ учащихся: уравнение окружности.
После заполнении таблицы отмечаем галочкой п.2 плана.
Пример
Построим на координатной плоскости график уравнения (х+1)2+(у-3)2=4
5. Закрепление новой темы
Устная работа
№30 Определить чему равна степень уравнения
№31 Какие из следующих точек принадлежат окружности х2+у2=9
Работа в группах.
1 группа- № 34 б
2 группа — №35 б
3 группа — №36
4 группа — № 37 д
5 группа — № 37 е
6. Презентация своих работ
7. Рефлексия
Учащиеся по очереди высказываются одним предложением:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
8. Видеоролик «Кувшин с трещиной»
9. Подведение итогов урока