Обобщающий урок по теме «Площадь четырехугольников»
(урок – соревнование)
Цели:
Обучающие: обобщить знания по теме, используя разнообразные способы осмысления и оценки информации, развитие умений и навыков применения формул для решения задач
Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения; формировать умение аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника.
Развивающие: развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни; умение принимать взвешенные решения, работать с информацией.
Подготовка к уроку: Класс разбивается на две равные по «силе» команды .
Ход урока
Проведение соревнования.
1-й тур «Разминка»
Решение задач по готовым чертежам.
Чертежи представлены на доске. В туре «Разминка» команды могут получить максимальное кол – во баллов – 10.
1 команда : 2 команда:
2 – й тур «Вопрос – ответ»
Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. Учащиеся устно отвечают на них. Если команда не ответила на свой вопрос, то право ответа переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 1 команде:
Определение параллелограмма;
Определение прямоугольника;
Квадрат – это ромб, у которого…
Свойства параллелограмма;
Собственное свойство прямоугольника;
Определение трапеции;
Площадь квадрата;
Площадь параллелограмма.
Вопросы 2 команде:
Определение ромба;
Определение квадрата;
Квадрат – это прямоугольник, у которого…
Признаки параллелограмма;
Собственное свойство ромба;
Определение равнобедренной трапеции;
Площадь прямоугольника;
Площадь трапеции.
3 –й тур «Спешите ответить и решить»
Задания – билеты:
Доказать у доски теорему о площадях четырехугольников. (1 теорема на команду: площадь параллелограмма, площадь трапеции). – 6 баллов.
Решить задачи. (Пока готовят доказательства теорем у доски, три участника решают задачи). – по 4 балла за задачу.
Задачи для участников команд:
В равнобедренной трапеции основания равны 20 см и 30 см, а угол равен 45. Найдите площадь трапеции.
Площадь трапеции 60 см2, высота 3 см, а основания относятся как 3:7. Найдите основания трапеции.
В параллелограмме ABCD отрезки ВК и ВN – его высоты, равные соответственно 3 см и 4 см. Найдите площадь параллелограмма ABCD.
Игра « Математическое лото»:
(По четыре человека от каждой команды работают с карточками математического лото). – по 4 балла за задачу.
Найдите площадь ромба, если его сторона 16 см, а один из углов 30. | |
Сумма трёх углов параллелограмма равна 280. Найдите все углы параллелограмма. | В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол в 120. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции. |
Ответы:
128 см2 | |
80 и 100 | 40 и 140 |
Задание «Разрезная теорема»
( Для остальных участников команды выдаются разрезанные карточки с формулировками теорем. Учащиеся должны собрать теоремы). — 1 балл.
4 –й тур «Гимнастика ума»
Задание: сложить из спичек равновеликие фигуры.
Задание выдается каждой команде. – 1 балл.
1 команда: Из 12 спичек сделан ключ. Переложить в нем 4 спички так , чтобы получилось три равновеликих квадрата.
Ответ:
2 команда: В фигуре из 10 спичек переложить 5 спичек так, чтобы получилось три равновеликих квадрата.
Ответ:
Подведение итогов
Подсчет общего количества баллов каждой команды. Выставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее задание:
1. В кабинете математики решили покрыть пол паркетной доской в виде квадрата со стороной 20 см. Предварительно замерили длину и ширину кабинета: длина равна 8 м, ширина равна 6 м. Рассчитайте, сколько паркетных дощечек нужно купить.
Дополнительные вопросы:
оценить стоимость такого покрытия, если цена одной дощечки – 150 рублей
2. Сегодня очень модно оклеивать потолки специальной плиткой, размеры которой 50х50 см. Посчитайте, сколько этой плитки необходимо для кабинета математики.
3*. Вернемся к первой задаче: замените паркетную доску на форму ромба со стороной 20 см. Рассчитайте, сколько таких дощечек необходимо для покрытия нашего пола.