Чудаева Елена Владимировна, учитель математики,
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»,
г. Инсар, Республика Мордовия
Автор – Чудаева Елена Владимировна, учитель математики
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» Республика Мордовия, город Инсар
Предмет — геометрия
Класс — 10
Тема – «Построение сечений многогранников на основе аксиоматики»
Учебно-методическое обеспечение: Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс.
Время реализации занятий – 45 минут
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал учащихся.
Авторский медиапродукт: Среда — Microsoft Office PowerPoint, Paint.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала, образовательный комплекс
Тип урока
| Обобщение и систематизация ЗУН |
Цель урока
| в углублении, обобщении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитии их в перспективе (изучить метод следов) |
Задачи урока
| 1. Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы. 2. Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, для получения новых знаний. 3. Развивать у учащихся мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения). 4. Развивать у учащихся навыки творческого подхода к решению задач и навыки исследовательской работы над задачей. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
|
Подробный конспект урока | |
Ход и содержание урока
| I этап –Вводная беседа. Проверка домашнего задания. (6-7 мин) II этап – Актуализация знаний (10 мин) (повторение теоретического материала) III этап – Применение знаний в стандартной ситуации (6-7 мин), работа по готовым чертежам IV этап – Повторение свойства параллельных плоскостей (6 мин) V этап — Выход на получение новых знаний: «Метод следов»(6 мин) VI этап — Самостоятельная работа (4-5 мин) VII этап – подведение итогов урока (4 мин) |
Рефлексия деятельности на уроке
| Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Какое у вас настроение в конце урока? Можете ли вы научить новому способу решения задач товарища? |
Домашнее задание
| Составить две задачи на построение сечений многогранников с использованием полученных знаний. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | 1. Электронное издание «1С: Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум» 2. Электронное издание «Решебник по геометрии. Пособие для абитуриентов. Полный курс за 7-11 классы» |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа, мультимедиа, каким образом осуществить | Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, так как это позволит показать учащимся поэтапное решение задач на построение сечений |
План урока:
1. Сформирование у школьников мотивации к изучению данной темы.
2. Проверка домашнего задания. Исторические сведения.
3. Повторение опорных знаний (аксиоматика, способы задания плоскости).
4. Применение знаний в стандартной ситуации.
5. Изучение и закрепление нового материала: метод следов.
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итога урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока: I этап – Вводная беседа.
Проверка домашнего задания. (6-7 мин)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
1.Мотивация
| Вводная беседа (1 мин)
| Слушают учителя
|
2. Проверка домашнего задания
| Комментирует мини-выступления учащихся
| Слушают выступления товарищей, задают вопросы |
II этап – Актуализация знаний (10 мин)
(повторение теоретического материала)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
1. Повторение аксиом стереометрии | Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся) | Устные ответы на вопросы учителя
|
2. Повторение: взаимное расположение в пространстве прямых и плоскостей | ||
3. Обобщение теории | Вывод о способах задания плоскости | Запись вывода в тетрадь |
4. Повторение понятия многогранника и сечения многогранника плоскостью | Опрос учащихся | Устные ответы на вопросы учителя
|
III этап – Применение знаний в стандартной ситуации(6-7 мин)
(работа по готовым чертежам)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
Решение типовых задач по готовым чертежам (каждому ученику выдается рабочий листок с условием задачи и чертежом для построения сечения).
| Объяснение предстоящей работы.
Совместное решение первой задачи (подробное комментирование шагов решения и записи оформления в рабочий лист). | Изучение условия задачи, работа по готовым чертежам, с последующим разбором решения по слайдам.
|
IV этап –Свойства параллельных плоскостей (6 мин)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
1. Повторение темы «Параллельность плоскостей».
2. Решение задач | Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся) Проверка правильности выполнения задания
| Устные ответы на вопросы учителя
Построение сечений в рабочем листе. Ответы у доски. |
V этап — Выход на получение новых знаний: «Метод следов»(6 мин)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
1. Изучение нового материала
2. Закрепление нового материала | Объяснение нового материала. Показ учебного фрагмента учебного фильма «Как построить сечение куба?» Работа по готовым чертежам у доски (с последующим комментированием этапов построения сечения по слайду) | Слушают объяснение учителя. Просмотр учебного фильма. Анализ видеофрагм., запись образца решения. Двое учащихся решают у доски, остальные в рабочем листе |
VI этап — Самостоятельная работа (4-5 мин)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
Самостоятельная работа обучающего характера
| Объяснение предстоящей работы.
Проверка выполнения задания. | Выполнение самостоятельной работы (по готовым чертежам). Самопроверка по готовым слайдам. |
VII этап – подведение итогов урока (4 мин)
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | |
1. Подведение итогов
2. Творческое домашнее задание | Беседа по итогам урока с использованием слайдов Проецируется на экран | Устные ответы на вопросы учителя Запись в дневники |
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа. Исторические сведения.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Построение сечений многогранников на основе аксиоматики». (слайд 1) На уроке мы обобщим и систематизируем пройденный теоретический материал, и применим его к практическим задачам на построение сечений, с выходом на новый более сложный уровень трудности задач.
Главная цель нашего урока в углублении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитии их в перспективе. (слайд 2)
В качестве домашнего задания вам было предложено написание рефератов или небольших выступлений об истории развития геометрии, о жизни великих математиков, об их знаменитых открытиях и теоремах. Доклады и рефераты получились очень интересные, но на уроке мы заслушаем только три мини-выступления, отвечающие на вопрос, что изучает стереометрия, как возникла и развивалась и где находит своё применение?
1 ученик. Понятие стереометрии, что изучает. (2 мин) Слайд 3
2 ученик. Евклид – основоположник геометрии, греческая архитектура. (2 мин) Слады 4,5,6
3 ученик. Математическая теория живописи. «Золотое сечение» — формула совершенного человеческого тела по Леонардо да Винчи. (2 – 3 мин)
Слады 7,8. В стереометрии изучаются красивые математические объекты. Их формы находят своё применение в искусстве, архитектуре, строительстве. « Не случайно говорят, что пирамида Хеопса – немой трактат по геометрии, а греческая архитектура – внешнее выражение геометрии Евклида», — писал архитектор Корбюзье.
Слайд 9. Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по прежнему остается «грамматикой архитектора». Геометрические формы находят своё применение в искусстве, архитектуре, строительстве.
Слайды 10. Математическая теория живописи – это теория перспективы, представляющая, по словам Леонардо да Винчи, «тончайшее исследование и изобретение, основанное на изучении математики, которое силой линий заставляло казаться отдаленным то, что близко, и большим то, что невелико». Развернувшееся в эпоху Возрождения строительство инженерных сооружений возродило и расширило применявшиеся в античном мире приёмы проекционных изображений. Архитекторы и скульпторы встали перед необходимостью создания учения о живописной перспективе на геометрической основе. Многочисленные примеры построения перспективных изображений имеются в работах гениального итальянского художника и выдающегося ученого Леонардо да Винчи. Он впервые говорит о сокращении масштаба разных отрезков удаляющихся в глубь картины, кладет начало панорамной перспективе, указывает правила распределения теней, высказывает уверенность в существовании некой математической формулы красоты отношения размеров человеческого тела – формулы «золотого сечения».
Слайд 11. Таким образом мы плавно подошли к теме нашего урока, и мостиком в его следующий этап будут слова Леонардо да Винчи :
«Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет».
Это высказывание определяет следующий этап нашего урока: повторение теоретического материала.
II. Актуализация знаний (повторение теоретического материала)
2.1. Аксиомы стереометрии (таблицы остаются учащимся для работы).
А 1. Через любые три точки пространства, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна.
А 2. Если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости.
А 3. Если две плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой.
В ходе беседы выделяются существенные моменты теории:
а) разъяснить содержание аксиом и иллюстрировать на модели;
б) чтение учащимися текста аксиом;
в) выполнение чертежа;
г
) запись содержания с помощью символов.
2.2. Следствия из аксиом стереометрии.
2.3. Взаимное расположение в пространстве прямых и плоскостей.
а) двух прямых (прямые параллельны, пересекаются, скрещиваются)
б) прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, пересекает плоскость, параллельна плоскости)
в
) двух плоскостей (плоскости пересекаются либо параллельны).
В ходе беседы выделяются существенные моменты теории:
а) Признак параллельности прямой и плоскости: Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна данной плоскости.
б) Признак параллельности плоскостей: Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Учитель: Обобщая все сказанное, приходим к выводу о способах задания плоскости.
2.5. Понятие многогранников. Сечение.
Многогранником называется тело, ограниченное конечным числом плоскостей. Поверхность многогранника состоит из конечного числа многоугольников.
М
ногоугольник, полученный при пересечении многогранника и плоскости, называется сечением многогранника указанной плоскостью.
III. Применение знаний в стандартной ситуации.
Используя полученные знания, применим их к построению сечений многогранников на основе аксиоматики.
Примеры и их решение приводят учащиеся (под руководством учителя).
IV. Построение сечений с использованием свойств параллельных плоскостей.
Учитель: Для решения следующей группы задач нам необходимо повторить свойства параллельных плоскостей.
Просмотр учебного фильма.
Электронное издание «1С: Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум»
Применение полученных знаний (решение учащимися двух задач у доски с последующим просмотром правильного решения и записи оформления).
VI — Самостоятельная работа
с последующей взаимопроверкой (по слайду с готовым решением).
Литература:
Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс. Учебное пособие.
Электронное издание «1С: Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум»
Электронное издание «Решебник по геометрии. Пособие для абитуриентов. Полный курс за 7-11 классы»