Открытый урок математики в 5 классе
Тема: Приведение дроби к новому знаменателю
Цель урока: Сформировать первые представления учащихся о приведение дробей к новым знаменателями; подвести учащихся к умению приводить дроби к общему знаменателю, складывать и вычитать дроби с разным знаменателями.
Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал (карточки).
Предполагаемые результаты:
Предметные: построить алгоритм приведения дроби к новому знаменателю, тренировать способность к его практическому использованию.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
Метапредметные: учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.
Структура урока:
Орг.момент
Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Подведение итогов
Подготовка к ГИА
Рефлексия деятельности на уроке.
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Наглядность Формы контроля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | 1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали примеры на доске | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Самоопределение к учебной деятельности | включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями).
| — Перед началом урока хочу предложить вам решить задачу. «Лягушки» Для чего нам нужны такие упражнения? Чему учат?
| Выполняют задачу
Для развития логического мышления. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
| Интерактивная доска Диск
фронтальный контроль, самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений.
| 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к новому знаменателю, 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить дроби с разными знаменателями.
| — А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал). Задания для устной работы:
| Используя карандаш, записывают ответ.
Выполняют сравнение дробей
| Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
| Интерактив доска
фронтальный контроль, самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Выявление места и причины затруднения. | 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) согласовать цель и тему урока. – Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы, чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).
| – Почему не можем выполнить задание правильно, , чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? -Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? Какая тема урока? (Надо найти способ приведения к новому знаменателю, построить алгоритм приведения). – Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм приведения дробей к новым знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму). – Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? – Запишите тему. (На доске открывается тема урока).
| (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, а в последнем задании у дробей разные знаменатели). Выводят тему урока «Приведение дроби к новому знаменателю» Определяют цель урока Пытаются составить алгоритм | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
| презентация
фронтальный контроль, самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Построение проекта выхода из затруднения | 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
| Необходимо дробь привести к знаменателю . Можно ли это сделать, если можно, то как? После выполнения второго раздела урока ученик видит, что число 48 получается путём умножения 12 на 4. Вспоминая основное свойство дроби, приходим к выводу, что на 4 надо умножить и числитель, и знаменатель данной дроби.
Работа с презентацией Далее учитель задаёт вопрос: можно ли эту дробь привести к знаменателю ? Почему? Приходим к выводу, что дробь можно привести к знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.
| Записывают правило Правило:
|
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
|
Модели Слайд Диск –дроби-основное свойство-флешдемон-приведение дроб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Физминутка |
|
|
|
| презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Первичное закрепление во внешней речи. | зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи |
|
Вписывают ответы в таблицу
Сообщение учащегося о Галилее | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.
| Интерактивна доска фронтальный контроль, самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Организация первичного контроля | проверить своё умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | А сейчас каждый проверит сам себя – тест, насколько он сам понял алгоритм приведения и может его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука.
| Выполняют тест на ПК После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
| Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
| Тест на ПК диск
самоконтроль дроби-подведем итоги- тренаж №17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Этап подготовки к ГИА | Подготовка к экзамену | Предлагаю задание из части «Реальная математика» материалов ГИА | Работают по диаграмме | Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка | Презентация
взаимоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Индивидуальное оценивание | Комментируют оценки те учащиеся, которые получили оценки в тетрадях (вырабатываем навык самоконтроля)
| Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выставление оценок. Вопрос: У кого есть вопросы по д/з? Теперь мы знаем, как выполнять эти задания? сейчас запишем домашнее задание№ 101 (Щедрин)
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | – Что нового вы узнали на уроке? – Кого вы можете отметить? – Оцените свою работу на уроке. Учащимся предлагается заполнить индивидуальную таблицу самооценки.
| Выполняют задание учителя | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
|