Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №12» г. Усинска
Конспект урока по математике
«Путешествие на морское дно»
подготовила
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 12»
Бочкун Галина Александровна
г. Усинск
2011 г.
Конспект по математике для подготовительной группы «Экспедиция на морское дно»
Программное содержание:
1.Учить детей раскладывать числа на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число на наглядном материале.
2.Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и стандартной мерки.
3.Отражать в речи результаты измерения, решения логических задач. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4.Уточнить знание плоских геометрических форм: шар, цилиндр, куб, пирамида
5. Закрепить знание дней недели и их последовательности.
6. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
7. Формировать приемы умственных действий (сравнение, обобщение, аналогия).
8. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Материал к занятию : мультимедийное оборудование, карточки со схемами по блокам Дьенеша, часы, мерки времени и глубины- полоски разной длинны, математический набор , «медузы» разной формы, карточки с изображением морских животных, стаканчики пластиковые разного размера, «маски», «морской грунт» — макароны в форме ракушек.
Ход занятия.
На экране вид моря
В: Сейчас мы отправимся в исследовательскую экспедицию на морское дно. Нам необходимо взять на исследование грунт со дна моря.
В: — Скажите, ребята, какой сегодня день недели? (пятница)
В: — А мы должны были отправиться в экспедицию два дня назад, но в тот день начался шторм.
В: — На какой день недели была назначена экспедиция?
Д: экспедиция была назначена на среду.
В: — На часах указано время, когда мы должны начать погружение. Который час показывают часы? (9).
В: — Ну что ж, пора занять места в батискафах (изображение батискафа на экране), но вы должны точно определить свой батискаф, прочитав схему (детям выдаются карточки со схемами по блокам Дьенеша)
В: -В каком батискафе займет место Никита?
Никита: — Моё место в красном, круглом, маленьком, не толстом, значит тонком батискафе.
В: — все по очереди называют свои места.
В: — Рация у всех включена? Люки задраить, начинаем погружение (включить звук шума воды).
В: — Все хорошо меня слышат? Давайте определим, сколько часов мы будем погружаться. Перед вами лежат голубые полоски – это глубина моря, а светлые полоски – это мерка времени. Сколько раз поместится светлая полоска на синей, столько времени мы и будем погружаться.
В: — Приступили к вычислению.
В: — Сколько часов будут погружаться Настя и Коля?
Д: — Мы будем погружаться 3 часа.
В: — Сколько часов будут погружаться Арина и Вадим?
Д: — Мы будем погружаться 2 часа.
В: — Помашите руками те, чей батискаф быстрее опустится на дно? Почему?
(кто меньше времени будет погружаться, тот быстрее опустится на дно, так как скорость движения батискафа больше и наоборот)
В: — А чей батискаф опустится на дно позже? Почему?
Вывести на монитор изображение дельфинов
В: — Ребята, посмотрите в иллюминатор, мимо нас проплывает семья дельфинов. В семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш. Сколько всего дельфинов в семье?
В: — Что я вам сейчас рассказала?
Д: — математический рассказ.
В: — Что мы знаем из этого рассказа?
Д: — мы знаем, что в семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш.
В: — А как вы думаете, что мы можем узнать?
Д: – Мы можем узнать, сколько всего дельфинов в семье.
В: — Сколько взрослых дельфинов плывет?
Д: – 4 дельфина
В: — Обозначьте количество взрослых дельфинов цифрой 4.
В: — Сколько малышей плывет?
Д: – 1 дельфин
В: — Обозначьте количество малышей цифрой 1.
В: — А теперь мы можем найти, сколько всего дельфинов плывет?
Д: — можем.
В:- Какое математическое выражение можем составить?
Д: — 4+1
В: — Так, сколько всего дельфинов плывет в семье?
Д: – в семье плывет 5 дельфинов (спросить 2-3 человека).
В: — Давайте проверим (считают на мониторе.)
В: — А вот еще один математический рассказ: в аквариуме плавали 3 рыбки, к ним запустили 1 пиранью. Сколько рыбок стало плавать в аквариуме?
Д: — Не одной, потому что пиранья всех рыбок съест.
В: — Я рада, что вы очень внимательны.
На мониторе обитатели морей
В: — Посмотрите, сколько разных морских животных обитает в морских водах.
В: — Каких морских животных вы знаете?
Д: — перечисляют названия морских животных.
В:- Возьмите на рабочем столе фотографии морских животных, сосчитайте их, обозначьте количество животных цифрой, сравните и поставьте математический знак: >,< или =
В: — Какие морские животные на фотографии у Таси?
Д: — крабы и морские звезды.
В: — Сколько крабов?, сколько морских звезд?
В: — Кого больше? Почему?
На мониторе акула
В: — ВНИМАНИЕ всем батискафам!!! Нас атакует большая белая акула. Нужно каждому батискафу выпустить по 2 отпугивающих снаряда. Заряжаем математические снаряды. Надо найти 2 снаряда с такими цифрами, чтобы эти 2 числа вместе образовали число, указанное на желтых кругах. Снаряды с цифрами не должны повторяться.
В: — Выпускают снаряды Тася и Никита.
Д: — У нас на желтом круге цыфра9,выпускаем снаряды с цифрами 2и7; 5и4.
(все пары стреляют по очереди)
В: — Опасность миновала! Мы благополучно опустились на морское дно, но прежде чем покинуть батискафы, нужно размяться.
Физминутка. Внимание всем на мониторы!
В: — Размялись? Надеть кислородные маски, взять контейнеры (двух размеров: большие и маленькие), выходим в открытое море.
( шум моря под водой)
В: — Посмотрите, какая красота! А какие странные медузы нас окружили.
В: — Что они вам напоминают?
Д: — геометрические формы.
В: – На какую геометрическую форму похожа медуза справа от Коли? И т.д.
В: — А вот и тот квадрат, где нам нужно взять грунт. Каждый набирает грунт в определенном месте. Приближается ко мне тот, кого назову, определяет свой квадрат, набирает полный контейнер грунта и сразу возвращается в батискаф.
В: — ко мне приближается Настя. Вот твой заданный квадрат.
Д: — я набираю грунт в четвертом столбике, в пятой строке.
В: — Все на своих местах? Всплываем!
В: — Вот мы и на земле. Грунта для исследования набрали достаточно. Надо его пересыпать в один контейнер.
В: — Как вы думаете, ребята, каких контейнеров поместится в общий контейнер больше – больших или маленьких? — Почему?
В: — Давайте проверим.
В: — А сейчас обратите внимание на часы. Который час показывали часы, когда мы начали погружение?
Д: -9 часов.
В: — Который час показывают часы сейчас?
Д: — 10 часов.
В: — Кто мне скажет, сколько времени мы пробыли под водой?
Д: — мы пробыли под водой 1 час.
В: — Как вы думаете, цель нашей экспедиции достигнута?
В: — Что интересного было в экспедиции?
В: — С какими трудностями столкнулись?
В: — Ребята, кому понравилось путешествовать, билеты оставьте у себя, а кому показалось трудно, верните билеты мне.
Список использованной литературы:
1. Новикова, «Математика в детском саду 6-7 лет», Издательство: Мозайка-синтез, Год: 2006
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.sharm.uz/view_tour.php?id=33
https://insvald.livejournal.com/60189.html
https://www.yoursun.ru/news?start=15
https://xxmuz.ru/sbornik/29540-zvuki-morya-320-kbps.html