Тема : Различные способы решения квадратных уравнений.
Цель: научиться решать квадратные уравнение различных видов
Задачи:
Обобщить знания по теме Квадратные уравнения.
Развивать логическое мышление и элементы творческой деятельности учащихся.
Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, формировать дружеские отношения и умение контролировать свои действия
тип урока: урок –обобщения знаний.
Методы и приёмы: частично-поисковый метод, групповой метод; стратегии: «Веер — выбирай», «Ажурная пила», «Я-ты-мы», «Подумай-объединись-поделись»; Тренинги: «Шанырак», «Слово в тему» , «Дерево успеха»
Оборудование: интерактивная доска, презентация PREZI, раздаточный материал, стикеры, плакат с Деревом успеха
Ход урока
I Вводно –мотивационный этап
Создание коллаборативной среды (тренинг : Шанырак: ребята становятся в круг с поднятыми вверх руками , образуя шанырак и говорят друг другу добрые пожелания ) (2мин)
II (стадия вызова )
1.(стратегия: подумай – объединись – поделись)(3мин)
Учащиеся получают карточки с различными видами уравнений:
Учащиеся распределяются по группам соответственно виду уравнения.
Неполные квадратные уравнения вида | Неполные квадратные Уравнения вида | Полные квадратные уравнения | |
1)3 | 1)3 | 1)6 | 1)3 |
2)4 | 2)-х — 4 | 2)9 – 1 = 0 | 2)2 +3х +2 = 0 |
3) | 3)5х + 6 | 3)3 — | 3)4 – х + 1 = 0 |
4)5 | 4)7х + | 4)4 | 4)8 |
5)6=0 | 5)2х — 4 | 5) 8 — 2 | 5)6 |
2.Вопросы классу ( для определения цели урока)(3мин)
1) скажите , пожалуйста, по какому признаку Вы объединились в группы
2)как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
3)Подумайте 1мин и каждый для себя определите цель нашего урока.
Пожалуйста , Катя (Елена….) как вы определили цель нашего урока.
Записываем цель урока на доске
II Информационно-мотивационный этап (стадия осмысления)
Применяя стратегию «Веер -выбирай» , предлагаем каждому ученику выбрать часть определения, объединиться в группы и прочесть полученные определения (Квадратного уравнения, формула корней полного квадратного уравнения, теорема Виета)(3 мин)
Каждая группа получает задание и заполняет табличку соответствующую решению уравнения (стратегия «Ажурная пила») (6 минут)
1 группа:
Коэф –т a | Коэф-т в | Свободный член с | a+в + с | Х1 | Х2 | вывод | |
1) х2 +5х – 6 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
2) 5х2 – 2х — 3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
3) 5х – 2 = 3х2 |
|
|
|
|
|
|
|
Решите уравнения , заполните таблицу и сделайте вывод.
1) х2 +5х – 6 = 0
а=1; в=5; с= -6
а+в+с= 1+5+(-6)=0
х1=1 и х2= -6
Ответ: х1=1 и х2= -6
2) 5х2 – 2х — 3 = 0
а = 5, в = -2, с = -3
5+(-2) + (-3) = 0 , то х1 = 1 и х2 =
Ответ: х1 = 1 и х2 =
3) 5х – 2 = 3х2
3х2 – 5х + 2 = 0
а = 3, в = -5, с = 2
3 + (-5) + 2 = 0
Ответ: х1 = 1 и х2 =
Вывод: если сумма коэф-ов квадратного уравнения равна 0 , то х1 =1, х2= с/а
2 группа
Коэф –т a | Коэф-т в | Свободный член с | a-в + с | Х1 | Х2 | вывод | |
1) х2 + 6х +5 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
2) 5х2 + 2х -3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
3) 2х2 + 3х + 1 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
Решите уравнения , заполните таблицу и сделайте вывод.
1) х2 + 6х +5 = 0 — если для коэффициентов квадратного уравнения а – в + с = 0, т
то х1 = — 1 и х2=
а=1, в=6, с=5
а – в + с = 1 – 6 + 5 = 0
х1=-1 и х2 = -5
Ответ: х1=-1 и х2 = -5
2) 5х2 + 2х -3 = 0
а = 5, в = 2, с = -3
а – в + с = 5 – 2 +(-3) = 0
х1=-1 и х2 =
Ответ: х1=-1 и х2 =
3) 2х2 + 3х + 1 = 0
а = 2, в = 3, с = 1
а – в + с = 2 – 3 + 1 = 0
х1=-1 и х2= — 0,5
Ответ: х1=-1 и х2= — 0,5
Вывод 2: если а-в+с=0 , то х1 = -1, х2= -с/а
3 группа
Решить уравнение выделением полного квадрата
1)4х2 – 12х + 5 = 0
2*2х*3
(4х2 – 12х + 9) – 9 + 5 = 0
(2х-3)2 – 4 = 0
(2х – 3)2 – 22 = 0
Ответ: х=2.5 и х=0.5
2)х2 — 7х + 12 = 0
2 * х *
(х2 – 7х + ) — + 12 = 0
(х — )2 – ()2 = 0
Ответ: х=-4 и х=-3
Вывод: выделим в уравнении полный квадрат и решим уравнение ,используя тождества сокращенного умножения и решение систем уравнений
3.Теперь возвращаемся в «Домашние группы» и объясняем решение каждый своего типа уравнения. (10 минут)
Затем назначаем спикера(Применим стратегию «Веер-выбери» , для определения способа решения уравнения , который они будут представлять) , который выходит к доске и отчитывается по каждому способу решения квадратного уравнения.(по 4мин)
III Рефлексивно-оценочный этап.
1)РЕФЛЕКСИЯ: (тренинг «Слово в тему»: Назовите одно слово , связанное с темой урока(записываю на доске)
Скажите , пожалуйста, достигли ли мы с вами поставленной цели? А достигли ли вы цели , которую поставили каждый для себя?
2)Рефлексия результативности урока «Дерево успеха»( используются стикеры 4-х видов: ПЛОД, ЦВЕТОК, ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТОК, ЖЕЛТЫЙ ЛИСТОК.
ПЛОД – я всё понял, усвоил
ЦВЕТОК – что-то осталось непонятным
ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТОК – усвоил только на половину
ЖЕЛТЫЙ ЛИСТОК – я ничего не понял, ничему не научился)
3) самостоятельное задание на дом № 134 — 136
Спасибо за урок.
Литература:
1.Корчевский В.Е., Рамазанова А.Е «Иду на урок математики », «ИПК ПР СКО», 2014г, 110стр
2.Сабиева К.У. , Корчевский В.Е «Развитие функциональной грамотности на уроказ естественно-математических дисциплин» «ИПК ПР СКО», 2014г, 88стр
3.АбылкасымоваА., Корчевский В.Е, Бекбоев И, Абдиев А., Жумагулова З. «Алгебра 8», «Мектеп»,2012, 142стр
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Группа 1
Коэф –т a | Коэф-т в | Свободный член с | a+в + с | Х1 | Х2 | вывод | |
1) х2 +5х – 6 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
2) 5х2 – 2х — 3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
3) 5х – 2 = 3х2 |
|
|
|
|
|
|
|
Группа 2
Коэф –т a | Коэф-т в | Свободный член с | a-в + с | Х1 | Х2 | вывод | |
1) х2 + 6х +5 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
2) 5х2 + 2х -3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
3) 2х2 + 3х + 1 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
Группа 3
Решить уравнение выделением полного квадрата
1)4х2 – 12х + 5 = 0
2)х2 — 7х + 12 = 0
Неполные квадратные уравнения вида | Неполные квадратные Уравнения вида | Полные квадратные уравнения | |
1)3 | 1)3 | 1)6 | 1)3 |
2)4 | 2)-х — 4 | 2)9 – 1 = 0 | 2)2 +3х +2 = 0 |
3) | 3)5х + 6 | 3)3 — | 3)4 – х + 1 = 0 |
4)5 | 4)7х + | 4)4 | 4)8 |
5)6=0 | 5)2х — 4 | 5) 8 — 2 | 5)6 |