Тема урока: Решение неравенств методом интервалов.
Класс: 9
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: сформировать навыки решения неравенств методом интервалом с применением алгоритма.
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам квадратичная функция и ее свойства и решение неравенств второй степени графическим способом.
2. Построить алгоритм решения неравенств методом интервалов.
3. Активизировать познавательный интерес учащихся.
4. Развитие коммуникативных качеств.
4. Воспитывать чувство патриотизма и гордости к своей Родине.
5. Воспитывать чувство коллективизма.
Технологии: элементы технологии развивающего и игрового обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, интерактивные методы обучения, стимулирующие.
Формы проведения: индивидуальная, групповая.
Оборудование:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Экран
4. Карты оценивания
5. Раздаточный материал
Учебно-методический комплекс:
Рабочая программа учителя.
План урока.
Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкоа, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение, 2010.
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкоа, Л.Б. Крайнева;– М.: Просвещение, 2012.
Алгебра. 9 класс. Практикум. Готовимся к ГИА: Г.Д. Карташева, Л.Б. Крайнева – Москва: 2013.
Интернет-ресурсы:
Длительность урока: 45 минут.
Технологическая карта урока
Этап урока | Время | Дидактические задачи | Методы и приемы | Деятел-ть обуч-ся | Средства обучения | |
1 | Организационный момент | 1 мин | Психологическая подготовка к общению. | Словесный метод. Учитель приветствует обучающихся и определяет их готовность к уроку. | Проверяют готовность своего рабочего места. |
|
2 | Актуализация знаний | 5 мин | Проверка знаний теоретического материала (правила). | Фронтальный опрос. Учитель проводит опрос обучающихся по теме «Квадратная функция и ее свойства» | Устно воспроизводят материал по теме «Квадратная функция и ее свойства». | Презентация Слайд «Свойства квадратичной функции» |
3 | Постановка целей учебной деятельности | 5 мин | Мотивация к обучению. | Постановка проблемного вопроса. Учитель показывает применение решения квадратных неравенств в жизни и предлагает детям сформулировать тему урока, цель и задачи. | Формулируют тему урока, цель и задачи. Записывают тему урока. | Презентация Слайд «Фонтаны» |
4 | Организация и самоорганизация учебной деятельности | 24 мин | Организация самостоятельной работы. | Частично-поисковый, репродуктивный и аналитический методы. | Отработка навыков решения неравенств. |
|
4.1 | Практическая отработка разложения квадратного трехчлена на множители. | 6 мин | Организация самостоятельной работы с проверкой решения. | Репродуктивный метод. Учитель предлагает самостоятельно разложить квадратный трехчлен на множители, затем сравнить решение и выставить оценки в оценочный лист. | Ученик с задержкой психического развития на доске выполняет разложение квадратного трехчлена на множители с помощью учителя. Обучающиеся сверяют свои решения и оценивают себя в оценочных листах. | Презентация Слайд «Квадратный трехчлен» |
4.2 | Практическая отработка навыков изображения нулей функции на координатной прямой. | 6 мин | Организация самостоятельного изображения числовых промежутков на координатной прямой. | Репродуктивный метод. Учитель предлагает работая в парах изобразить нули функции и сверив решение по шаблону оценить работу друг друга. | Работа в парах по отработке навыков изображения нулей функции на координатной прямой. Взаимооценка обучающихся в оценочных листах. | Презентация Слайд «Квадратное неравенство и числовые промежутки» |
| Физминутка | 3 мин |
| Показ презентации. | Обучающиеся самостоятельно проводят физ.минутку |
|
4.3 | Знакомство с новым способом решения неравенств. | 3 мин | Организация самостоятельного определения знаков функции на интервалах. | 1. Частично-поисковый метод. Обучающимся с повышенными способностями учитель предлагает найти способ определения знаков функции на интервалах с использованием ИКТ. 2.Аналитический метод. Предлагает обучающимся со средними способностями проанализировать готовое решение неравенства и найти способ определения знаков функции на числовых интервалах. 3.Репродуктивный. Обучающимся с низкими способностями учитель объясняет способ определения знаков функции. | 1.Используя ИКТ, находят следующий этап алгоритма решения неравенств. 2.Обучающиеся, получив карточку, самостоятельно анализируют готовое решение неравенства. 3.Обучающиеся с помощью учители изучают способ определения знаков функции на числовых интервалах. Ребенок с задержкой психического развития объясняет с помощью учителя новый способ решения неравенств. | 1. Ноутбук 2.Карточка «Решение квадратного неравенства» |
4.4 | Разработка алгоритма решения неравенств методом интервалов | 3 мин | Организация самостоятельной работы по составлению алгоритма решения неравенств методом интервалов. | Частично – поисковый и репродуктивный метод. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно составить алгоритм решения неравенств методом интервалов. | Обучающиеся, работая в группах, самостоятельно составляют алгоритм решения неравенств методом интервалов.
| Карточки «Алгоритм решения неравенств методом интервалов» |
4.5 | Практическая отработка навыков применения алгоритма при решении неравенств методом интервалов. | 6 мин | Организация самостоятельного решения неравенства методом интервалов. | Частично-поисковый метод. Учитель предлагает в группах отработать навык решения неравенства методом интервалов с использованием готового алгоритма и сопоставить решения неравенств с числами, которые соответствуют знаменательным датам для россиян. Задания для работы в группах подобраны с учетом индивидуальных способностей обучающихся. | Обучающиеся в группах отрабатывают навыки решения неравенств методом интервалов. Ребята с низкими учебными способностями работают по шаблону. Сопоставляют решение неравенств с предложенными числами и определяют знаменательные даты. . | 1.Презентация Слайд «Квадратные неравенства» 2.Видеоролики |
4.6 | Практическое применение алгоритма решения неравенств методом интервалов. | 2 мин | Подготовка обучающихся к ОГЭ. | Частично-поисковый метод. Учитель предлагает, используя ИКТ, найти задания для отработки навыков решения неравенств. | Обучающийся самостоятельно находит задание в сети Интернет, на сайте ФИПИ. | 1.Ноутбук 2. Интернет |
5 | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 мин | Дать оценку работы класса | Интерактивный метод (взаимодействие) Учитель подводит итоги и предлагает оценить работу каждого в оценочных листах. | Ребята осмысливают результаты своей работы, отвечая на вопросы. Дети выставляют оценки. | 1.Презентация Слайд «Рефлексия» |
6 | Информация о домашнем задании. | 2 мин | Обеспечить понимание содержания домашнего задания. | Словесные методы. Учитель поясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | 1.Презентация Слайд «Домашнее задание» |
Конспект урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своем уроке. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
II. Актуализация знаний
Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущее, так говорил академик Павлов.
Поэтому прежде чем приступить к изучению нового материала, устно вспомним то, что мы изучали ранее.
Что за формула записана у меня на доске? (квадратичная функция)
Что мы знаем о квадратичной функции? (график парабола, свойства)
Какие свойства вы можете описать? (Монотонность, ограниченность, промежутки знакопостоянства и т.д.) И при изучении какой темы они нам необходимы? (решение неравенств второй степени)
Какой алгоритм мы с вами изучили для решения квадратных неравенств?
Постановка целей учебной деятельности
А что изображено у меня на слайде? (Фонтаны)
Как вы думаете, почему фонтаны изображены на слайде и причем здесь квадратные неравенства? (строительство фонтанов)
Вы умеете решать квадратные неравенства? Как? Графическим способом, а сегодня познакомимся еще с одним методом – методом интервалов.
Тема урока «Решение неравенств методом интервалов»
Какую цель мы поставим перед собой?
Чего хотим сегодня достичь на уроке?
Организация и самоорганизация учебной деятельности
Но для изучения нового материала, нам потребуется ранее изученный материал. Для начала мы разложим квадратный трехчлен на множители, что нам для этого потребуется? (Формула)
Один ученик работает у доски.
Проверка решения, выставление оценок.
Используя полученное разложение, составим неравенство.
Если мы введем функцию, что мы сможем определить? (Нули функции)
Нули функции разбили область определения на интервалы. Как определить знаки функции на каждом из интервалов?
Физ.минутка
I группа – находит дальнейшее решение с использованием ИКТ и учебника.
II группа – находит дальнейшее решение, анализируя готовое решение неравенства.
III группа – получает дальнейшее решение неравенства от учителя.
Каждая группа представляет свои предложения по решению неравенства методом интервала.
Что необходимо для решения неравенств методом интервалов? (алгоритм)
Ваша задача, работая в группе, составить алгоритм решения неравенств.
Готовый алгоритм дети вклеивают в тетрадь.
Используя алгоритм, решите неравенство. На карточках даны варианты ответов и соответствующие им числа. Если вы правильно решите неравенство, то сможете узнать о знаменательных декабрьских датах для россиян.
3 декабря – День неизвестного солдата
12 декабря – День конституции РФ
31 декабря – Новый год
Просмотр видеороликов
В Новом 2015 году нам предстоит с вами сдача ОГЭ, где одним из навыков, которым должен владеть выпускник – решение неравенств второй степени.
Где же мы можем найти задания по данной теме? (Сайт ФИПИ)
Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой в начале урока и как вы думаете, выполнили мы их?
Сегодня на уроке я повторил …
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я научился …
Информация о домашнем задании
Ребята вам нужно на выбор решить 2 неравенства используя метод интервалов, кто выполнит все задания, получит оценку в журнал.