Открытый урок по теме: |
Решение уравнений методом подстановки |
Учитель математики ГОУ гимназии № 1549 Шмелева Ирина Дмитриевна |
Цели урока:
Образовательная:
формирование навыков решения уравнений повышенной сложности методом подстановки.
Развивающая:
развитие памяти, любознательности, познавательного интереса учащихся, умения преодолевать трудности при решении задач.
Воспитательная:
воспитание аккуратности, наблюдательности, настойчивости в учебе, умение видеть красивое и удивительное вокруг нас.
Задачи урока:
Закрепление и отработка навыков решение уравнений методом введения новой переменной.
Методы:
Преобразовательный (при усвоении учащимися и творческом применении навыков и умений в процессе выполнения упражнений проблемных заданий).
I.Объяснение нового материала.
Метод замены переменной ( или, иначе, метод введения нового неизвестного) состоит в следующем. Предположим , что уравнение f(x)=p(x). Удалось переписать в виде f((g(x))= p(g(x)).
Решение уравнения f(x)=p(x) проведем в два этапа:
Будем считать, что g(x)=u, решим уравнение f(u)=p(u).
Последовательно решим уравнение g(x)=u, g(x)= u,…, g(x)=u.
Полученные корни и будут корнями уравнения f(x)=p(x).
Схема метода:
f((g(x))=p(g(x)),где u, u,….., uкорни уравнения f(u)=p(u).
Введение новой переменной позволяет «разбить задачу на полузадачи», т.е. вместо основного сложного решать несколько простых уравнений.
Пример.
Решить уравнение (х+х+1) (х+х+2)=12.
Решение:
Решение:
(х+х+1) (х+х+2)=12
Пусть u=х +х+1, тогда исходное уравнение:
(u+1)u=12u+u-12=0.
х+х+5=0,
D<0, корней нет.
-Нет ли других замен переменной? (Есть).
II. Домашнее задание:
Решить уравнение, используя метод подстановки:
х+х=u;
х+х+2= u .
III. Обобщение нового материала.
В математике существуют целые классы уравнений, которые можно решать этим методом
— биквадратные уравнения;
— дробно-рациональные.
IV. Закрепление материала.
Решить уравнение: —=.
Решение:
—=—=
.
u =x+4x;
—=
х+4х-1=0;
D=, уравнение имеет два корня;
х=-2+;
х=-2-.
х+х+5=0;
D<0, корней нет.
Ответ: -2+; -2-.
2. Решить уравнение: х++(х-)=5.
Решение:
х++(х-)=5
Пусть u = х-; u+2= х+.
u+u-3=02 u+u-6=0
Ответ: -1+; -1-; 2; —.
V. Самостоятельная работа:
1. (х+3х+3)(х-2х+3)=24 х.
Ответ: -3+;-3-.
+=+—.
Ответ: 4;-4; ; —.
VI. Домашнее задание.
Решите уравнение методом замены переменной:
х-9х+8=0. Ответ: 1;2.
(х+х+4)+8х(х+х+4)+15 х=0. Ответ: -2; -3; ; —.
х+=27. Ответ:; .
Х(х+3)(х+5)(х+8)=10. Ответ: -4+;-4-.
Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме.
Проверка умения решать основные ключевые задачи при решении уравнений методом введения новой переменной показала , что все учащиеся справились с решением. Они уверенно распознают задачу, безошибочно обосновывают решение.
Часть учеников испытывали неуверенность, но желание деятельности не пропало, поняли , что надо совершенствоваться.
Правильно научились оформлять письменно решение, что поможет школьникам при подготовке к выпускным экзаменам, для формирования уверенности учащихся в своих силах и возможностях. Самостоятельная работа вселила в учеников желание деятельности.