План-конспект урока по теме « Роль скобок как математического знака»
| |
|
|
Автор УМК | Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. Рос.акад. наук, Рос. Акд. образования, изд-во «Просвещение».-М.:Просвещение, 2012. |
Тема урока | Роль скобок как математического знака |
Тип урока | Изучение нового материала |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
1.Постановка цели и задачи урока | 1.1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 1.2. Организует беседу, выявляющую представления детей о числовых выражениях. 1.3. Подводит итог беседы 1.4. Ставит задачу составления числового выражения по условию задачи из учебника. 1.5. Организует работу в парах постоянного состава для нахождения нескольких вариантов решения задачи. 1.6. Проверяет правильность решения задачи, ставит проблему. 1.7. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока, определить цель работы на уроке.
| -Слушают вопросы учителя -Отвечают на вопросы учителя -Составляют числовые выражения -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока
| Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Взаимодействуют с партнером во время работы над задачей | Контролируют правильность ответов учащихся | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.Какие числа называются натуральными? Какие действия мы можем выполнять с натуральными числами? С помощью каких математических знаков записываются эти действия? Как называется выражение, записанное с помощью чисел и знаков математических действий? Какой ещё математический знак может содержать числовое выражение? Каков порядок действий для нахождения значения числового выражения?
Для чего в математике необходимо уметь составлять числовые выражения? Составьте все возможные числовые выражения по условию задачи № 168, оформив условие задачи в виде таблицы.
Проблемная ситуация Какие математические знаки вы использовали для записи числовых выражений?
Можно ли переставить или не писать какие- либо знаки в данных числовых выражениях?
Можно ли, наоборот, подставить в данные числовые выражения какие- либо знаки математических действий, чтобы значения числовых выражений не изменились?
Где нужно обязательно поставить скобки, а где их можно не писать? Можно ли упростить выражение, содержащее скобки, как это сделать? Итак, как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? Цель урока — Какая цель нашего урока? — Что мы должны научиться делать на уроке? | Включаются в деловой ритм урокаЧисла, которые употребляются для счета предметов |
t | v | A | ||||
Т. | 2 | 46 | 2٠46 | |||
П. | 2 | 42 | 2٠42 |
Да, скобки
Если производим действие между числом и выражением
В третьем выражении. В данном случае нельзя
Скобки
Сформулировать правило расстановки скобок
Научиться упрощать выражение со скобками
2.Усвоение новых знаний и способов действий
1.1. Организует учебное исследование в парах постоянного состава.
1.2. Просит выдвинуть гипотезу по результату исследования.
1.3. Организует работу по учебнику для доказательства гипотезы.
1.4. Подводит итог исследовательской работы.
1.5. Организует работу по закреплению новых знаний.
-Проводят учебное исследование
-Высказывают свое мнение, проводят само и взаимопроверку
-Формулируют выводы
-Работают с текстом учебника, сопоставляют собственные выводы с пояснениями учебного текста
-Подводят итог работы, прогнозируют его значимость для дальнейшей работы
-Выполняют задания на закрепление новых знаний, работая вместе с классом, в парах, индивидуально
Взаимодействуют с партнером в группе во время проведения. исследования
Отрабатывают навыки осознанного чтения текста.
Взаимодействуют с обучающимися класса во время формулировки и доказательства гипотезы исследования, при выполнении заданий на применение новых знаний и способов действий
Контролируют правильность ответов учащихся.
Комментируют ответы обучающихся класса
Для формулировки правил расстановки скобок проведем исследовательскую работу по группам.
Задача- исследование № 1.
Запишите выражение 420:6 +4•2 и найдите его значение.
Вновь запишите данное выражение и расставьте в нем скобки всеми возможными способами.
Найдите значения полученных выражений.
Сравните значения полученных выражений со значением выражения 420:6 +4•2.
Сделайте вывод о том, в каких случаях при расстановке скобок не изменяется значение числового выражения.
Подумайте, какие скобки в математике считаются обязательными, а какие лишними.
Задача- исследование № 2.
Запишите выражение 145-45-30:5 и найдите его значение.
Вновь запишите данное выражение и расставьте в нем скобки всеми возможными способами.
Найдите значения полученных выражений.
Сравните значения полученных выражений со значением выражения 145-45-30:5.
Сделайте вывод о том, в каких случаях при расстановке скобок не изменяется значение числового выражения.
Подумайте, какие скобки в математике считаются обязательными, а какие лишними.
Формулировка гипотезы: при расстановке скобок не надо выделять скобками действия умножения и деления чисел и первое по порядку действие (слайд).
Для доказательства нашей гипотезы обратимся к учебнику: стр. 53, пункт «О смысле скобок». Прочитайте этот пункт. Найдите в тексте слова, подтверждающие нашу гипотезу.
Вывод: В числовом выражении не обязательно выделять скобками: действия умножения и деления чисел; первое по порядку выполнения действие.
420:6 +4•2=78
(420:6) +4•2=78
420:(6 +4)•2=84
420:(6 +4•2)=30
420:6 +(4•2)=78
(420:6 +4)•2=148
145-45-30:5=94
(145-45)-30:5=94
145-(45-30):5=142
(145-45-30):5=14
145-45-(30:5)=94
145-(45-30:5)=106
К тексту учебника: «Скобки указывают на порядок выполнения действий…Просто договорились, что умножение и деление выполняются раньше»
3. Закрепление новых знаний и способов действий. Подведение итогов урока
1.1. Организует самостоятельную работу на применение новых знаний и способов действий.
1.2. Организует беседу по формулированию итогов урока беседу, связывая результаты урока с его целями. делает вывод.
1.3. Дает комментарий к домашнему заданию.
1.4. Организует рефлексивный момент урока.
-Выполняют самостоятельную работу поискового характера, опираясь на полученные знания;
-Отвечают на вопросы учителя
— Формулируют конечный результат своей работы на уроке
-Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
-Проводят самооценку деятельности на уроке
Взаимодействуют с обучающимися класса, обоснованно предлагая свои варианты решения задачи.
Взаимодействуют с учителем во время подведения итогов урока, осуществляемого во фронтальном режиме; при обсуждении домашней работы
Осуществляет рефлексию собственной деятельности на уроке
Работа по учебнику. Упрощение выражений, содержащих скобки. № 162: «Упростите выражение, сняв скобки, которые можно не ставить, а затем найдите его значение.
а) и б) на доске с пояснением,
в) комментирование с места,
г) самостоятельно с проверкой.
Самостоятельная работа «Расстановка скобок» № 164
Что изучали сегодня на уроке?
Какое правило мы с вам сформулировали?
Для чего нужно это правило?
Оформим его в виде закладки в учебник, чтобы пользоваться им на следующих уроках.
В числовом выражении не обязательно выделять скобками:
— действия умножения и деления чисел;
— первое по порядку выполнения действие.
Стр. 53№ 159(а, б), 163, 169
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то нарисуйте в тетради под классной работой улыбающийся смайлик
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте в тетради под классной работой смайлик без улыбки
Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то нарисуйте в тетради под классной работой грустный смайлик
а) 111
б) 15
в) 60
г) 114
3•(3+3):3-3=3
3•(3+3:3)-3=9
(3•3+3):3-3=1
Для правильной записи числового выражения
Рисуют смайлик