Интегрированный урок (математика + экология) в 5-м классе по теме «Школьные экологические проблемы на уроке математики»
Цели:
математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
экология: видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи:
обучения:
повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
применить знания при решении задач экологического содержания;
познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
развития:
продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитания:
воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Тип урока: урок повторения.
Метод обучения:
беседа,
рассказ (словесный),
решение задач (практический),
проблемный метод,
исследовательский метод.
Форма обучения:
фронтальная работа;
групповая (парная);
индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.
Учитель: Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы <приложение 1>
Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.
Задача 1.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, М: “Мнемозина”, 2010, и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 кв. м бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется 2000 кв. м леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Решение.
Размеры одной страницы учебника 16см на 21 см, т.е. площадь равна 16*21=336 кв. см
В учебнике 272страницы или 136 листов, значит площадь всех страниц учебника 336*136=45696кв. см. На 1000 м2 нужно вырубить 2000 кв.мдеревьев, т.е. в 2 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 45696*2=91392 кв. см= 9кв. м1392кв.см
На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется 91392*50000=4569600000кв.см=456960кв.м=460000 кв.м= 46га леса
Учитель: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
Учитель математики: Домашним заданием одной из групп ребят было такое задание: по электронной почте связаться со школами района и задать вопрос: сколько учеников обучается в их школе. Результаты их поиска приведены в таблице
Количество учащихся | | |
МОК №2 | 1436 |
|
Г. им. А.П.Киселёва | 1215 |
|
МБОУ лицей №5 | 1066 |
|
МБОУ гимн. №3 | 1400 |
|
МБОУ гимн. №6 | 670 |
|
МБОУ СОШ №4 | 536 |
|
МБОУ СОШ №70 | 450 |
|
МБОУ СОШ №72 | 785 |
|
МБОУ СОШ №73 | 1405 |
|
МБОУ СОШ №55 | 1100 |
|
МБОУ СОШ №81 | 560 |
|
|
|
|
ИТОГО | 10623 |
|
Кроме того, другая группа учеников проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 1680г бумаги. Продолжим их исследование.
Задача 2
Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней? 210*1680=352800г
Сколько всего школ в нашем районе? (11 )
Сколько детей в этих школах? (10623чел)
Сколько бумаги приходится в день на одного ученика? 1680:560=3г
Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района? 10623*3= 31869г
Решение.
На столах после уроков остается 1680 г бумаги, в нашей школе 560 учеников. Значит, на одного ученика приходится 1680 : 560 = 3 г бумаги.
Зная, что в районе 10623 ученика, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам 10623*3=31869г
В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят 31869*210=6692490г=6т692кг490г
В нашей стране за год производится 6млн т.бумаги.
Учитель: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Учитель математики:
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:
1. Какова площадь школьного участка?
2. Какую площадь занимают деревья?
3. Сколько детей обучается в школе?
Продолжим их исследование. Ответим на следующий вопрос.
4. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?
Решение.
Общая площадь участка 24161м2. Деревьями и кустарниками засажено 1680 м2. В нашей школе обучается 560 человек, значит, на одного ученика приходится 1680 : 560 =3 м2 насаждений.
Учитель экологии (показ презентации в виде слайд-шоу):
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека <приложение 2>
Итог урока: просмотр фильма.
Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.
Домашнее задание:
Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет( провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе и во дворах многоэтажных домов)