Конспект урока по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс

11


Конспект урока

по математике

в 5 классе





Урок изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода







Урок №

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель урока: ввести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

Задачи урока:

Образовательные:

— сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей;

-повторить и закрепить запись десятичных дробей, сложение смешанных чисел;

-усилить практическую направленность обучения;

Развивающие:

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку.

-формирование умения осуществлять самоконтроль;

рационально планировать работу;

-развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;

Воспитательные

-воспитывать познавательный интерес к предмету;

— формировать умение осуществлять самоконтроль;

— рационально планировать работу;

Ход урока

Этапы урока

Цель этапов

Деятельность

учителя

Учащихся

Самоопредение к деятельности

-включить учащихся в учебную деятельность;

-определить план работы на уроке;

Организация учебного процесса на этапе 1

— Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?

Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения.

Что мы для этого должны сделать?


Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек. Приложение 1



Выяснить, что нам известно.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-актуализировать знания для восприятия нового материала.

-зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов, в виде правил.

Организация учебного процесса на этапе 2

-В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?

-Вспомним план по которой идет изучение любой темы.

(карточки с этапами плана вывешиваются на доску)

— Что из перечисленного мы уже изучили?


— К какому шагу приступим на этом уроке?


-С какого действия начнем?

Сформулируйте тему урока?



-На что похожи десятичные дроби?

-Повторим алгоритм десятичной записи.




-А еще чем похожи натуральные числа и десятичные дроби?




— Подумайте, какие алгоритмы надо повторить, чтобы изучить новый способ действий.

Задание «Светофор» записано на доске.

Приложение 3



Табличку с

алгоритмом прикрепить к доске.

Приложение 4

Для сложения натуральных многозначных чисел вывесить табличку с алгоритмом «сложение в столбик». Приложение 5


— Проверим алгоритм десятичной записи. Приложение 2

— Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковы?

а) 7,08 + 3,25 и 7 + 3

б) 4,12 +5,27 и 4 + 5

— Выполните сложение и запишите ответ десятичной дробью.



— Так каким образом можно сложить десятичные дроби?





Итак, что мы повторили?



-А как вы думаете каков будет наш следующий шаг?

— То есть пробное действие.

-Всегда ли пробное действие получается сразу?

-но расстраиваться мы не будем, ведь наш девиз (вывесить на доску)

Не ошибается тот, кто ничего не делает!

Индивидуальное задание:

1,27 + 8,2674

— На выполнение дается 15 сек.

— Время вышло. У кого нет ответа?

— как выполняли задание?


— Почему не получилось?


Если кто-то выполнил, рассказывает свой способ действия. Возможно и сложение столбиком.

-Какая же сложилась ситуация?






Десятичные дроби


  1. Определение

  2. Свойства

  3. Сравнение

  4. Арифметические действия

-Определение, свойства, сравнение десятичных дробей.

-Будем изучать арифметические действия с дробями.

— Со сложения.

-Сложение десятичных дробей.

(тема записывается в тетрадях и на доске)

-Записью.

(Один ученик собирает «мозаику» из частей алгоритма десятичной записи)

Приложение 2

-Многие действия с десятичными дробями, например округление или сравнение, выполняются почти так же, как и с натуральными числами.

-Алгоритм сложения натуральных чисел и алгоритм сложения обыкновенных дробей.

(ученики с помощью сигнальных карточек выполняют задание «Светофор»)

— Устно проговаривают алгоритмы сложения натуральных и чисел и смешанных чисел.







— а) Нет, т.к. целые части совпадают, а дробные – нет

б) Да в этих суммах слагаемые одинаковые, но различаются записью.

4,12 +5,27 = 4 +5 =

9 = 9,39

-Заменить их соответствующими обыкновенными дробями или смешанными числами. Выполнить действия по известным алгоритмам


Алгоритмы десятичной записи, алгоритмы сложения натуральных и смешанных чисел

— Попробуем выполнить сложение десятичных дробей.


-Нет.








Учащиеся поднимают руки.

-Переходили к смешанным числам.

— Не хватило времени, алгоритм очень громоздкий.




Ответы учеников: кто-то не успел, выполнили, но разные ответы. Нового алгоритма нет на доске и т.д.



Выявление причин затруднения

Организовать взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения в деятельности.

Согласовать тему и цель занятия

Организация учебного процесса на этапе 3

— Итак, какое задание надо выполнить?

— Вам это удалось?

-В чем причина затруднения?


— Сформулируйте цель урока


— Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?

Цель и задача вывешивается на доску.

Цель:

Научиться быстро складывать десятичные дроби

Задача:

Вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей


-Сложить десятичные дроби.

-Нет.

-Нет учебного алгоритма сложения десятичных дробей.

— Научиться быстро складывать десятичные дроби.

— Вывести алгоритм сложения десятичных дробей.









Построение проекта выхода из затруднения

Построить проект выхода из затруднения

Организация учебного процесса на этапе 4

— Итак, в начале урока мы выяснили связь между десятичными дробями с натуральными и обыкновенными дробями. Алгоритм сложения смешанных чисел мы уже использовали. Что можно попробовать?



— Но не забудьте, что десятичные дроби – это числа с целой и дробной частью, как смешанные числа.

— Каким будет ваш план действий?





Обратиться к натуральным числам. Попробовать складывать в столбик.




Будем использовать сложение «в столбик», с учетом алгоритма сложения смешанных чисел

Реализация построенного проекта

Зафиксировать новый способ действия

Организация учебного процесса на этапе 5


После того как проанализировали результаты работ учащихся, неверные решения убрать с доски, оставить только правильные

На доске:

1,2700

+

8,2674

9,5374

— Почему у вас в этой записи запятая записана по запятой?



Если в конце числа 1,27 нули не приписаны, задать вопрос: с чем сложить цифры 7 и 4 в числе 8,2674?



— Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей


-Какую задачу мы поставили перед собой?


-Вам это удалось?

-Запишите в тетрадь, получившийся пример

— Как вы думаете, поможет ли данный алгоритм для достижения цели данного урока?


Работа в парах

(можно на доске, карточках, чтобы потом вывесить на доску, проанализировать работу учащихся)






-Связь со смешанными числами . Целая часть складывается с целой, а дробная – с дробной.


Добавим нули, чтобы уравнять число разрядов в обоих числах, т.к. приписывание нулей в дробной части не меняет десятичную дробь.

Работа фронтально. Алгоритм вывесить на доску.

Приложение 6

-Создать удобный алгоритм сложения десятичных дробей.

-Да.

Записывают в тетрадь пример.


-Да.

В паре проговаривают созданный алгоритм.


Физкультминутка

Первичное закрепление.

Организовать усвоение нового способа действий при решении типовых задач

Организация учебного процесса на этапе 6

— Выполните действия:

а)4,3 + 9,4; б) 29,54 + 1,47; в) 253,007+4,35



У доски по очереди, с проговариванием вслух

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Проверить свое умение применять алгоритм сложения десятичных дробей

Организация учебного процесса на этапе 7

Самостоятельная работа «Вертушка»

Приложение7


Каждый учащийся должен прорешать все варианты заданий

Включение в систему знаний и повторение

Использование полученных знаний для дальнейших действий с десятичными дробями

Организация учебного процесса на этапе 8

Какое действие неразрывно связано с сложением?

-Как выдумаете, сильно ли будут отличаться друг от друга алгоритм сложения и вычитания?

— Что нужно изменить, чтобы получить алгоритм вычитания?

-Проверьте правильность своего предположения

Вычислите: 9,5374 – 1,27

-Сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

Приложение 8


— Вычитание


-Нет



-Слово сложить заменить вычесть


Вычисляют пример

Рефлексия

Оценить собственную деятельность

Организация учебного процесса на этапе 9

— Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли ее достичь?

-Выполнили ли основную задачу урока?

-Какой еще алгоритм удалось получить?

-Что более всего понравилось на уроке?

— Оцените свою работу с помощью карточки самооценки Приложение 9

— Оцените свое настроение на уроке.

Оценки за урок:

«5», если все плюсы или один плюс-минус

«4»- нет минусов, плюс-минус встречается более одного раза.


Отвечают фронтально на вопросы учителя



Приложение 1

Сигнальные карточки

Приложение 2

Алгоритм десятичной записи

Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе

Записать целую часть (она может быть равна нулю)

Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной части

Записать числитель дробной части

Приложение 3

Таблица для устного теста «Светофор»

Выполните сложение

Красный

Желтый

Зеленый

3257 + 143

4687

3300

3400

7+ 12

19

19

19,64


Приложение 4

Алгоритм сложения смешанных чисел

  1. Привести дробные части к наименьшему общему знаменателю.

  2. Выполнить отдельно сложение целых частей и сложение дробных частей.

  3. Если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, то выделить целую часть и прибавить ее к целой части суммы.

  4. Если необходимо, сократить дробную часть.


Приложение 5

Многозначные натуральные числа удобно складывать «в столбик», записывая друг под другом цифры соответствующих разрядов.


Приложение 6

Алгоритм сложения десятичных дробей

  1. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.

  2. Уравнять число знаков после запятой

  3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую.

  4. Поставит в ответе запятую строго под запятой в данных дробях.

Приложение 7

Самостоятельная работа «Вертушка»


В-1

В-2

В-3

В-4

Сложение десятичных дробей


7,5 + 3,25


Сложение десятичных дробей


12,07 + 5,03

Сложение десятичных дробей


264,1 + 5,12

Сложение десятичных дробей


7,32 + 73,2



Эталон для самопроверки самостоятельной работы

-1 7,5 + 3,25 В-2 12,07 + 5,03 В-3 264,1 + 5,12 В-4 7,32 + 73,2

Уравнять количество знаков после запятой

7,50+3,25 ————- 264,10+ 5,12 7,32 + 73,20

Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой.

Выполнить действия ,как с натуральными числами

В результате поставить запятую под запятой

7,50 12,07 264,10 73,20

+0,75 + 5,03 + 5,12 + 7,32

8,25 17,10 269,22 80,52




Приложение 8

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей

1.Уравнять число знаков после запятой.

2. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

4. Поставить в ответе запятую строго под запятой в дробях.


Приложение 9

Карточка самоконтроля

Этап урока

Оценка (+, +, -)

1. Светофор


2. Конструирование алгоритма сложения десятичных дробей


3. Выполнение упражнений по образцу


4. Вертушка





















Свежие документы:  Конспект урока по математике в 6 классе "Длина окружности и площадь круга"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: