11
Конспект урока
по математике
в 5 классе
Урок изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода
Урок №
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока: ввести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей
Задачи урока:
Образовательные:
— сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей;
-повторить и закрепить запись десятичных дробей, сложение смешанных чисел;
-усилить практическую направленность обучения;
Развивающие:
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку.
-формирование умения осуществлять самоконтроль;
рационально планировать работу;
-развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;
Воспитательные
-воспитывать познавательный интерес к предмету;
— формировать умение осуществлять самоконтроль;
— рационально планировать работу;
Ход урока
Цель этапов | Деятельность | ||
учителя | Учащихся | ||
Самоопредение к деятельности | -включить учащихся в учебную деятельность; -определить план работы на уроке; | Организация учебного процесса на этапе 1 — Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе? Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения. Что мы для этого должны сделать?
| Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек. Приложение 1
Выяснить, что нам известно. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | -актуализировать знания для восприятия нового материала. -зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов, в виде правил. | Организация учебного процесса на этапе 2 -В какой большой теме мы сейчас с вами работаем? -Вспомним план по которой идет изучение любой темы. (карточки с этапами плана вывешиваются на доску) — Что из перечисленного мы уже изучили?
— К какому шагу приступим на этом уроке?
-С какого действия начнем? Сформулируйте тему урока?
-На что похожи десятичные дроби? -Повторим алгоритм десятичной записи.
-А еще чем похожи натуральные числа и десятичные дроби?
— Подумайте, какие алгоритмы надо повторить, чтобы изучить новый способ действий. Задание «Светофор» записано на доске. Приложение 3
Табличку с алгоритмом прикрепить к доске. Приложение 4 Для сложения натуральных многозначных чисел вывесить табличку с алгоритмом «сложение в столбик». Приложение 5
— Проверим алгоритм десятичной записи. Приложение 2 — Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковы? а) 7,08 + 3,25 и 7 + 3 б) 4,12 +5,27 и 4 + 5 — Выполните сложение и запишите ответ десятичной дробью.
— Так каким образом можно сложить десятичные дроби?
Итак, что мы повторили?
-А как вы думаете каков будет наш следующий шаг? — То есть пробное действие. -Всегда ли пробное действие получается сразу? -но расстраиваться мы не будем, ведь наш девиз (вывесить на доску) Не ошибается тот, кто ничего не делает! Индивидуальное задание: 1,27 + 8,2674 — На выполнение дается 15 сек. — Время вышло. У кого нет ответа? — как выполняли задание?
— Почему не получилось?
Если кто-то выполнил, рассказывает свой способ действия. Возможно и сложение столбиком. -Какая же сложилась ситуация?
|
Десятичные дроби
-Определение, свойства, сравнение десятичных дробей. -Будем изучать арифметические действия с дробями. — Со сложения. -Сложение десятичных дробей. (тема записывается в тетрадях и на доске) -Записью. (Один ученик собирает «мозаику» из частей алгоритма десятичной записи) Приложение 2 -Многие действия с десятичными дробями, например округление или сравнение, выполняются почти так же, как и с натуральными числами. -Алгоритм сложения натуральных чисел и алгоритм сложения обыкновенных дробей. (ученики с помощью сигнальных карточек выполняют задание «Светофор») — Устно проговаривают алгоритмы сложения натуральных и чисел и смешанных чисел.
— а) Нет, т.к. целые части совпадают, а дробные – нет б) Да в этих суммах слагаемые одинаковые, но различаются записью. 4,12 +5,27 = 4 +5 = 9 = 9,39 -Заменить их соответствующими обыкновенными дробями или смешанными числами. Выполнить действия по известным алгоритмам
Алгоритмы десятичной записи, алгоритмы сложения натуральных и смешанных чисел — Попробуем выполнить сложение десятичных дробей.
-Нет.
Учащиеся поднимают руки. -Переходили к смешанным числам. — Не хватило времени, алгоритм очень громоздкий.
Ответы учеников: кто-то не успел, выполнили, но разные ответы. Нового алгоритма нет на доске и т.д.
|
Выявление причин затруднения | Организовать взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения в деятельности. Согласовать тему и цель занятия | Организация учебного процесса на этапе 3 — Итак, какое задание надо выполнить? — Вам это удалось? -В чем причина затруднения?
— Сформулируйте цель урока
— Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? Цель и задача вывешивается на доску. Цель: Научиться быстро складывать десятичные дроби Задача: Вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей |
-Сложить десятичные дроби. -Нет. -Нет учебного алгоритма сложения десятичных дробей. — Научиться быстро складывать десятичные дроби. — Вывести алгоритм сложения десятичных дробей.
|
Построение проекта выхода из затруднения | Построить проект выхода из затруднения | Организация учебного процесса на этапе 4 — Итак, в начале урока мы выяснили связь между десятичными дробями с натуральными и обыкновенными дробями. Алгоритм сложения смешанных чисел мы уже использовали. Что можно попробовать?
— Но не забудьте, что десятичные дроби – это числа с целой и дробной частью, как смешанные числа. — Каким будет ваш план действий? |
Обратиться к натуральным числам. Попробовать складывать в столбик.
Будем использовать сложение «в столбик», с учетом алгоритма сложения смешанных чисел |
Реализация построенного проекта | Зафиксировать новый способ действия | Организация учебного процесса на этапе 5
После того как проанализировали результаты работ учащихся, неверные решения убрать с доски, оставить только правильные На доске: 1,2700 + 8,2674 9,5374 — Почему у вас в этой записи запятая записана по запятой?
Если в конце числа 1,27 нули не приписаны, задать вопрос: с чем сложить цифры 7 и 4 в числе 8,2674?
— Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей
-Какую задачу мы поставили перед собой?
-Вам это удалось? -Запишите в тетрадь, получившийся пример — Как вы думаете, поможет ли данный алгоритм для достижения цели данного урока?
| Работа в парах (можно на доске, карточках, чтобы потом вывесить на доску, проанализировать работу учащихся)
-Связь со смешанными числами . Целая часть складывается с целой, а дробная – с дробной.
Добавим нули, чтобы уравнять число разрядов в обоих числах, т.к. приписывание нулей в дробной части не меняет десятичную дробь. Работа фронтально. Алгоритм вывесить на доску. Приложение 6 -Создать удобный алгоритм сложения десятичных дробей. -Да. Записывают в тетрадь пример.
-Да. В паре проговаривают созданный алгоритм.
|
Физкультминутка | |||
Первичное закрепление. | Организовать усвоение нового способа действий при решении типовых задач | Организация учебного процесса на этапе 6 — Выполните действия: а)4,3 + 9,4; б) 29,54 + 1,47; в) 253,007+4,35 |
У доски по очереди, с проговариванием вслух |
Самостоятельная работа с последующей проверкой. | Проверить свое умение применять алгоритм сложения десятичных дробей | Организация учебного процесса на этапе 7 Самостоятельная работа «Вертушка» Приложение7
| Каждый учащийся должен прорешать все варианты заданий |
Включение в систему знаний и повторение | Использование полученных знаний для дальнейших действий с десятичными дробями | — Организация учебного процесса на этапе 8 — Какое действие неразрывно связано с сложением? -Как выдумаете, сильно ли будут отличаться друг от друга алгоритм сложения и вычитания? — Что нужно изменить, чтобы получить алгоритм вычитания? -Проверьте правильность своего предположения Вычислите: 9,5374 – 1,27 -Сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей Приложение 8 |
— Вычитание
-Нет
-Слово сложить заменить вычесть
Вычисляют пример |
Рефлексия | Оценить собственную деятельность | Организация учебного процесса на этапе 9 — Какую цель ставили перед собой на уроке? -Смогли ли ее достичь? -Выполнили ли основную задачу урока? -Какой еще алгоритм удалось получить? -Что более всего понравилось на уроке? — Оцените свою работу с помощью карточки самооценки Приложение 9 — Оцените свое настроение на уроке. Оценки за урок: «5», если все плюсы или один плюс-минус «4»- нет минусов, плюс-минус встречается более одного раза.
| Отвечают фронтально на вопросы учителя |
Приложение 1
Сигнальные карточки
Приложение 2
Алгоритм десятичной записи
Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе
Записать целую часть (она может быть равна нулю)
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной части
Записать числитель дробной части
Приложение 3
Таблица для устного теста «Светофор»
Красный | Желтый | Зеленый | |
3257 + 143 | 4687 | 3300 | 3400 |
7+ 12 | 19 | 19 | 19,64 |
Приложение 4
Алгоритм сложения смешанных чисел
Привести дробные части к наименьшему общему знаменателю.
Выполнить отдельно сложение целых частей и сложение дробных частей.
Если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, то выделить целую часть и прибавить ее к целой части суммы.
Если необходимо, сократить дробную часть.
Приложение 5
Многозначные натуральные числа удобно складывать «в столбик», записывая друг под другом цифры соответствующих разрядов.
Приложение 6
Алгоритм сложения десятичных дробей
Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.
Уравнять число знаков после запятой
Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую.
Поставит в ответе запятую строго под запятой в данных дробях.
Приложение 7
Самостоятельная работа «Вертушка»
В-2 | В-3 | В-4 | |
Сложение десятичных дробей
7,5 + 3,25
| Сложение десятичных дробей
12,07 + 5,03 | Сложение десятичных дробей
264,1 + 5,12 | Сложение десятичных дробей
7,32 + 73,2 |
Эталон для самопроверки самостоятельной работы
Приложение 8
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей
1.Уравнять число знаков после запятой.
2. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.
3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
4. Поставить в ответе запятую строго под запятой в дробях.
Приложение 9
Карточка самоконтроля
Оценка (+, +, -) | |
1. Светофор |
|
2. Конструирование алгоритма сложения десятичных дробей |
|
3. Выполнение упражнений по образцу |
|
4. Вертушка |
|