Конспект урока ознакомления с новым материалом.
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
(первый урок по теме)
Цели:
— формирование знаний о правилах сложения и вычитания многочленов и умений применять их;
— развитие умений раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
— развитие умений выявлять закономерности, обобщать;
— развитие навыков самоконтроля;
— воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: раздаточный материал, плакаты.
Структура урока:
1 этап: организации начала урока (2 мин);
2 этап: актуализация опорных знаний и умений учащихся (11 мин);
3 этап: первичное закрепление учащимися нового учебного материала (20 мин);
4 этап: контроль и самоконтроль знаний (7 мин);
5 этап: подведение итогов урока и рефлексия (3 мин);
6 этап: информация о домашнем задании (2 мин).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Организация начала урока
| ||||
| Проверить подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку. Сообщить тему и план урока; поставить задачу перед учащимися: научиться складывать и вычитать многочлены. | Записывают тему урока. | ||
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
| ||||
1) Карточка 1 1) Привести одночлен к стандартному виду: 12y ∙ 0,5y 8x2 ∙ (−3/4)y −b3 ∙ 3b2 1,6 a2c ∙ (−2ac2) 35a ∙ (2a) 2 (6y) 2 ∙ y3 −4x3 ∙ (−5x3) 2 (−3a) 3 ∙ a2 2) Привести многочлен к стандартному виду: 10x−8xy−3xy 2ab−7ab+7a2 4x2+3x−5x2+x3 −2x2+3x3+x2−5x 2x2−3x+5x−x2 4x2+2x+3x−2x2 | Учитель раздает карточки; наблюдает за работой учащихся; организует проверку; объясняет критерий оценки. | Ученики решают задания на карточке, затем меняются карточками с соседями по парте, проверяют их ответы и ставят оценку; возвращают карточки; анализируют свои ошибки. | ||
2) |
Учитель предлагает одному ученику придумать два многочлена и выполнить их сложение и вычитание. |
Ученик выполняет действия с многочленами, объясняя каждый этап. | ||
3. Первичное закрепление учащимися нового учебного материала
| ||||
1) §14 (стр. 58) | Учитель предлагает вывести правило сложения и вычитания многочленов и затем найти это правило в тексте учебника. | Ученики выводят правило, затем читают это правило в учебнике.
| ||
2) | ||||
№390, 393 | Дает пояснения к заданию: выполнившие это задание успешно, переходят к новому этапу; если были допущены ошибки при выполнении задания, то ученик должен вернуться к заданию, найти ошибку, понять ее и исправить. Объясняет критерий оценки. | 2 ученика, выполнившие задание быстрее, пишут на доске ответы; остальные (после проверки ответов учителем) сверяют эти ответы со своими и ставят себе оценку (в карточке 1). | ||
3) | ||||
1) Карточка 2 Задание: Записать во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце
| Учитель объясняет как работать с карточкой 2 и критерий оценок. Затем работает с группой детей, выполнивших с ошибками №390 и 393. По окончанию работы учащихся с карточкой 2 проверяет правильность выполнения. | 2 ученика делают это задание на доске. Затем, после проверки по выполненному на доске заданию, каждый ученик оценивает себя. | ||
1 5x+1 2x2+x+3 a3-3a2b-5b3 x2+5xy-y3 a2-2ac-c2 2x+3a
| 2
| 3 9x-3 2x+3 a3-3a2b-5b3
a2+2ac+c2 2y+2a | ||
4) | ||||
2) Решить уравнение №395 | Предлагает учащимся решить уравнения; проверяет правильность решения. | 2 человека, вызванных к доске, решают уравнения. | ||
4. Контроль и самоконтроль знаний
| ||||
Карточка 3 3 варианта карточек; карточки содержат дополнительное задание | Управляет самостоятельной работой учащихся. | Выполняют задания самостоятельно или с дозированной помощью. | ||
5. Подведение итогов урока и рефлексия
| ||||
| Учитель дает общую характеристику работы класса: внимание и прилежание, интерес к предмету, активность класса, работоспособность на каждом этапе урока. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | ||
6. Информация о домашнем задании
| ||||
№391, 394, 400 (а;в) | Сообщить домашнее задание и проинструктировать учащихся по его выполнению. | Записывают домашнее задание. |
Карточка 1
1) Привести одночлен к стандартному к стандартному виду:
12y ∙ 0,5y=
-b3 ∙ 3b2=
1,6a2c ∙ (-2ac2)=
35a ∙ (2a)2=
(6y)2 ∙ y3=
(-3a)3 ∙ a2=
2) Привести многочлен к стандартному виду:
2ab-7ab+7a2=
4x2+3x-5x2+x3=
2x2-3x+5x-x2=
4x2+2x+3x-2x2=
Оценки за задания ставить в баллах: за каждый выполненный правильно пример ставить 1 балл.
№390б 393 | Карточка 2 | №395 | |
|
|
|
|
Карточка 1
1) Привести одночлен к стандартному к стандартному виду:
12y ∙ 0,5y=
-b3 ∙ 3b2=
1,6a2c ∙ (-2ac2)=
35a ∙ (2a)2=
(6y)2 ∙ y3=
(-3a)3 ∙ a2=
2) Привести многочлен к стандартному виду:
2ab-7ab+7a2=
4x2+3x-5x2+x3=
2x2-3x+5x-x2=
4x2+2x+3x-2x2=
Оценки за задания ставить в баллах: за каждый выполненный правильно пример ставить 1 балл.
№390б 393 | Карточка 2 | №395 | |
|
|
|
|
Карточка 2
Записать во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце:
| 9x-3 | |
2x2+x+3 |
| 2x+3 |
a3-3a2b-5b3 |
| a3-3a2b-5b3 |
x2+5xy-y3 |
|
|
a2-2ac-c2 |
| a2+2ac+c2 |
2x+3a |
| 2y+2a |
Карточка 2
Записать во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце:
| 9x-3 | |
2x2+x+3 |
| 2x+3 |
a3-3a2b-5b3 |
| a3-3a2b-5b3 |
x2+5xy-y3 |
|
|
a2-2ac-c2 |
| a2+2ac+c2 |
2x+3a |
| 2y+2a |
Карточка 3 (1 вариант)
1) Найдите p1(x)+p2(x) и p1(x) −p2(x), если
p1(x)=x2+2x−3,
p2(x)=2x2−4x−5
2) Решите уравнение
(4х−9)−(2х−3) − x2=5−(х− x2)
3) Дополнительное задание:
Найдите многочлен, после подстановки которого вместо М следующее равенство окажется верным:
М+(5x2−2ху)=6 x2+9ху−у2
Карточка 3 (1 вариант)
1) Найдите p1(x)+p2(x) и p1(x) −p2(x), если
p1(x)=x2+2x−3,
p2(x)=2x2−4x−5
2) Решите уравнение
(4х−9)−(2х−3) − x2=5−(х− x2)
3) Дополнительное задание:
Найдите многочлен, после подстановки которого вместо М следующее равенство окажется верным:
М+(5x2−2ху)=6 x2+9ху−у2
Карточка 3 (2 вариант)
1) Найдите p1(x)+p2(x) и p1(x) −p2(x), если
p1(x)=x4−4x2−3,
p2(x)= −3x4−5x2−3
2) Решите уравнение
(у2+2у−3) −(у2−3у+4)=у−1
3) Дополнительное задание:
Найдите многочлен, после подстановки которого вместо М следующее равенство окажется верным:
М− (4ab−3b2)=a2−7ab+8b2
Карточка 3 (2 вариант)
1) Найдите p1(x)+p2(x) и p1(x) −p2(x), если
p1(x)=x4−4x2−3,
p2(x)= −3x4−5x2−3
2) Решите уравнение
(у2+2у−3) −(у2−3у+4)=у−1
3) Дополнительное задание:
Найдите многочлен, после подстановки которого вместо М следующее равенство окажется верным:
М− (4ab−3b2)=a2−7ab+8b2