Урок математики по теме «Состав числа 5″
Программа «Школа России»
Учителя начальных классов Грачевой О.Б.
Педагогические цели:
создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами;
учить различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами;
развивать внимание, наблюдательность.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация, демонстрационные и раздаточные бусы, набор цифр
Планируемые результаты урока:
Усвоение состава числа 5;
Умение различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами.
Развитие внимания, наблюдательности.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: дети учатся осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения и совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: вырабатывается умение полно и точно выражать свои мысли в результате диалога и игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса — одноклассников, учителя, партнёра по общению.
Познавательные: закрепляется умение моделировать и преобразовывать объекты с выделением существенных признаков объекта.
Личностные: дети учатся делать выбор, как поступить в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других учащихся и учителя.
При разработке урока учитывались психо- физиологические особенности первоклассников, необходимость сохранения и поддержки дошкольных видов деятельности на начальных этапах обучения (игра, конструктор), предусмотрены индивидуальная и коллективные формы работы, возможность исследования, наглядность, осязаемость, возможность индивидуальной помощи слабым и поддержки сильных.
ХОД УРОКА
Организационный момент
— У нас урок математики, проверяем как вы к нему подготовились, а поможет нам в этом … (учебник, ТПО, тетрадь, пенал, конверты с цифрами)
Задачи решать – нелёгкое дело,
Но за него возьмёмся мы смело.
А чтобы ошибки не допускать.
Будем думать, смекать, вычислять.
Устный счет
Игра «Назови соседей числа»
— Я вам кидаю мяч и называю число, а вы называете его соседей…
— Что происходило с числом каждый раз, когда вы называли следующее число? (увеличивалось на 1) Какой бы вы поставили знак + или -? Почему?
— А какое вы называли число, уменьшая каждый раз на 1? (предшествующее) Какой знак мы теперь поставим? Почему?
«Задачи в стихах»
— К нам пришли гости, которые приготовили для вас задачи в стихах. Гости будут рады, если вы дадите правильные ответы. (На доске картинки с изображениями сороки, кошки, малыша). — Прослушав внимательно задачку вам надо не только выбрать карточку с цифрой, показывающей ответ, но карточку с записью ее решения.
Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок? (Три. 4 – 1)
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним подбежала.
Сколько кошек вместе стало? (Четыре. 3 + 1)
Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (Четыре. 2 + 2)
– Молодцы! Вы правильно посчитали!
3.Пальчиковая гимнастика + «Я тетрадочку открою»
4.Работа в тетрадях.
— Нарисуйте 2 флажка. Раскрасьте их красным цветом.
— Дорисуйте столько флажков, что бы их стало 5. И раскрасьте их зелёным цветом.
— Сколько стало флажков? (5) При помощи какой цифры мы запишем их количество?
Чистописание 5 5 5 5 5 (5 раз)
— Можно ли записать математическое выражение к данному рисунку? Какой знак поставите? Почему?
2+3=5
— А как по другому можно получить число 5? (устно составляем выражения)
3+2=5
1+4=5
4+1=5
6. Физ.минутка
7. Сообщение темы.
— Сегодня мы продолжим работать с числом и цифрой 5.
— Откройте учебники на стр.36. Учебник на подставку. При помощи каких цифр записывается это число? (3 и 6)
— Достаньте цифры. Задание читает хорошо читающий ученик.
Выложите у себя на столах выражение, подходящее к первой скамейке
4+1=5 и т.д.
8. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5. Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания»
— На ваших партах лежат бусы. Они нам помогут в выполнении следующего задания. В котором нам надо будет заполнить пропуски простым карандашом в числовых выражениях слева и справа от рисунка. Положите учебник перед собой, в его центр положите простой карандаш.
— Сколько бусин розового цвета? 4 Наберите 4 бусины. Сколько голубого? 1 Сколько бусин у вас получилось? (5) Зачитайте запись, которая соответствует нашей модели: 4+1=5 Что мы теперь должны сделать, смотря на запись справа? (убрать 1) Какой знак вам помог это понять? (-) Сколько осталось? 4 Запишите ответ в пустое окошко.
— Что изменилось в следующем рисунке? Как мы получили 5 бусин? 3+2=5 Если из 5 я вычту 2, сколько останется? 3 и т.д.
9. Физминутка
10. ТПО стр.14
— Задание прочитает… Сколько рисунков в тетради? 5 А сколько числовых выражений? 3 Какой вывод мы можем сделать? (к 1 выражению подходят несколько картинок) Будьте внимательны. Взаимопроверка.
– Молодцы!
11. Итог урока
— Ребята, к нам приехал поезд под номером 5, а как вы считаете, почему именно такой номер выбрал поезд на сегодняшнем уроке? (работали с цифрой и числом 5). Посмотрите на него внимательно и сформулируйте задание. Состав числа в окошки. Сейчас я посмотрю, кто был самым внимательным и выполнит это задание.
12. Рефлексия
— На сегодняшнем уроке я научился…
— Мне понравилось…
— Меня огорчило…
— У вас на партах лежат цветочки. Если вы довольны своей работой, украсьте поляну нашего поезда, если нет, прикрепите цветочек на зеленую доску. Урок окончен.