Конспект урока по Математике «Столбчатые диаграммы о правильном питании»

Учитель математики

Игнатьева Светлана Михайловна

МОУ «СОШ№20

с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Ухты.


Тема урока:

« Столбчатые диаграммы о правильном питании».


Комментарий.

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Из курса математики в 5 классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм. Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  • Столбчатые диаграммы (назначение, преимущества, недостатки);

  • Чтение диаграммы и решение задач по ней;

  • Анализ и сравнение данных;

  • Построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.

Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации (о правильном питании). У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Данное занятие может проводиться в системе уроков по изучению диаграмм в 5,6 классе, а также с целью повторения при подготовке к ГИА- в 9 классе и ЕГЭ — в 11 классе. Используя технологию метапредмета «Знание», категорию «Знание и информация» учащиеся осваивают сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельностных способов работы с алгоритмом. В процессе занятия у учеников будут развиты: владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умения организации собственной учебной деятельности, базовые навыки исследовательской деятельности.


Цели урока:

  • Создать условия для формирования у учащихся умения анализировать и строить столбчатые диаграммы.

  • Создать условия для формирования у учащихся правильного отношения к рациональному питанию, как составной части здорового образа жизни.

  • Содействовать развитию приемов схематизации материала на определенную тему, навыков самостоятельного поиска информации; способности к преобразованию, сохранению и передаче информации через метапредмет « Знание».

  • Способствовать повышению уровня культуры умственного труда; развитию нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности.


Оборудование:

Компьютерный класс, проектор, раздаточный материал, готовые диаграммы к задачам, файлы к уроку.

План-конспект.

Этапы урока, время

Учитель

Ученики

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Мобилизующий этап.

Обсуждение пословицы «Мельница живёт водою, а человек едою».

Предлагает каждому рассчитать расход килокалорий за сутки.

Фиксация или создание образовательной напряжённости.

Вопросы для обсуждения:

Зачем человеку необходима пища? Какой должна быть еда?

Объясняют смысл пословицы.

Отвечают на вопросы.

Делают расчеты.

Делают вывод.


Создание образовательной ситуации. Целеполагание.

Формулировка проблемы и способа решения, в нашем случае учащимся предлагается сравнить различные виды представления информации.

Предлагает.

Выполняют задания. Обсуждают достоинства и недостатки различных видов представления информации. Вспоминают, что такое диаграммы? Для чего они необходимы? Где используются?

Формулируют учебную проблему.

Дети называют действия, которые не умеют делать.

Формулируют цели урока: Вспомнить -…; Узнать-..; Уметь-… (у каждого они индивидуальны, в зависимости от того, что ждет ребенок от урока).

Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта.

Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Организация обсуждения путей создания алгоритма.







Проводит физкультминутки для глаз и «Виды диаграмм».


Предлагает выбор построения диаграмм вручную или на компьютере.

Анализируют, сравнивают данные и решают задачи по следующим диаграммам: Оценка кулинарных пристрастий шестиклассников. Содержание акриламида в продуктах питания. Содержание в продуктах витамина А (каротина) (мг в 100 г).

Выполнение  интерактивного упражнения. Игра «Интервью».

Личное решение образовательной ситуации каждым учеником. Создают алгоритм чтения диаграмм.

Выбирают способ построения диаграмм. Работают за компьютером (15 мин), строят диаграммы по выбору. Последняя диаграмма из домашней работы «Рацион питания моей семьи».


Этап сравнения с культурно-историческим аналогом.


Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам. В качестве культурно-исторического аналога предложена пирамида питания, рекомендованная Всемирной Организацией здравоохранения.

Чтение диаграмм, построенных по результатам собственных исследований.

Развитие образовательной ситуации на новом уровне (развернутый ответ на поставленный вопрос).

Этап рефлексивного осмысления результатов урока.

Озвучивает и комментирует домашнее задание.




















Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов.

На выбор учащихся.

  1. Посмотрите на этикетки 2 любых продуктов. Составьте диаграмму: соотношение белков; жиров; углеводов; воды, витаминов и минеральных веществ в каждом из этих продуктов (по возможности : на компьютере (см. алгоритм) или в тетради).

  2. Создать презентацию «Столбчатые диаграммы о правильном питании», используя программы Microsoft Excel и Power Point.

  3. Творческое задание: эссе «Столбчатые диаграммы в нашей жизни».

  4. Создание алгоритма построения диаграммы вручную.


Заполняют листы самодиагностики по теме «Столбчатые диаграммы». Обсуждают пословицу «Всё полезно, что в рот полезло».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАНИЯ.

1. Для школьников наиболее важен пятиразовый режим питания: первый завтрак -20%, второй завтрак -15%; обед — 40%; полдник — 10%; ужин -15% дневного рациона. Если нет возможности организовать в питании школьника второй завтрак, можно: обед 45%, полдник 15%.

Дневная норма питания

утренний завтрак

20%

7:00

второй завтрак

15%

10:00

обед

40%

13:00

полдник

10%

16:00

ужин

15%

19:30

ВСЕГО

100%

 

2. Суточные нормы белков, жиров и углеводов в питании школьника (в граммах).

Возраст (в годах)

белки (в граммах)

жиры (в граммах)

углеводы (в граммах)

всего (грамм)

7-11

80

70

300

450

11-15

110

100

390

600

15-18

120

100

450

670


3. Для детей 12 лет наиболее рациональным является питание, если пища содержит: 11% животных белков, 6 % растительных белков, 16% животного жира, 2 % растительного жира и 65% углеводов.

4. Таблицы содержания отдельных витаминов в продуктах.

 

Содержание витамина А в продуктах (мг/100 г продукта).  

Продукт

Витамин А

Продукт

Витамин А

Продукт

Витамин А

Продукт

Витамин А

Какао с молоком

0,018

Кофе с молоком

0,011

Маргарин » Экстра»

1,500

Масло сливочное несол.

0,590

Масло сливочное диет.

0,430

Масло бутербродное

0,400

Масло крестьянское

0,400

Сливки сухие

0,350

Какао-порошок

0,020

Маргарин сливочный

0,020

Творог жирный

0,100

Яйцо куриное

0,250

Молоко сухое обезжир.

0,010

Сметана, 30% жирн.

0,230

Сливки, 20% жирн.

0,150

Молоко сухое цельное

0,130

Мороженое сливочное

0,060

Сливки, 10% жирн.

0,060

Молоко сгущенное с сах.

0,040

Молоко сгущенное стерил.

0,040

Сухари сливочные

0,038

Печенье сахарное

0,038

Молоко коровье

0,030

Кефир жирный

0,020

Ацидофилин

0,020

Простокваша

0,020





 

Содержание каротина в продуктах (мг/100 г продукта).   

Продукт

Каротин

Продукт

Каротин

Продукт

Каротин

Продукт

Каротин

Облепиха

10,00

Рябина садовая

9,00

Шиповник сухой

6,70

Черемша

4,20

Шиповник свежий

2,60

Персики

0,50

Арбуз

0,10

Тыква

1,50

Дыня

0,40

Яйцо куриное

0,06

Масло сливочное

0,20

Сливки, 20% жирн.

0,06

Творог жирный

0,06

Апельсины

0,05

Орехи грецкие

0,05

Сметана, 30% жирн

0,15

Земляника, яблоки зимние

0,03

Мороженое сливочное

0,03

Сливки, 10% жирн.

0,03

Яблоки сушеные

0,02

 

 Содержание витамина В1 в продуктах  (мг/100 г продукта).  

Продукт

Витамин В1

Продукт

Витамин В1

Продукт

Витамин В1

Продукт

Витамин В1

Горох

0,81

Дрожжи

0,60

Крупа овсяная

0,49

Крупа «Геркулес»

0,45

Крупа гречневая

0,43

Мука ржаная обойная

0,42

Крупа пшеничная

0,42

Свинина жирная

0,40

Сухари сливочные

0,12

Хлеб пшеничный в. с.

0,11

Орехи грецкие

0,38

Крупа рисовая

0,08

Фундук

0,30

Молоко сгущенное

0,06

Молоко сухое

0,27

Хлеб пшеничный зерновой

0,27

Крупа ячневая

0,27

Мука пшеничная 1 с.

0,25

Какао

0,10

Булка сдобная, батон

0,16

Бифидолакт

0,20

Хлеб столовый подовый

0,19

Хлеб ржаной формовой

0,18

Мука пшеничная, в. с.

0,17

Масло сливочное

0,15

Крупа манная

0,14

Мука ржаная сеяная

0,17

Крупа перловая

0,12

Яйцо куриное

0,07

Печенье сухарное

0,08

Кофе в зернах

0,07

Чай

0,07

 

Содержание витамина В2 в продуктах (мг/100 г продукта). 

Продукт

Витамин В2

Продукт

Витамин В2

Продукт

Витамин В2

Продукт

Витамин В2

Молоко сухое цельное

1,30

Чай

1,00

Молоко сухое обезжир.

1,80

Бифидолакт

0,76

Дрожжи

0,68

Какао-порошок

0,30

Яйцо куриное

0,44

Крупа гречневая

0,20

Хлеб пшеничный, в. с.

0,03

Крупа манная, пшенная, рисовая

0,04

Молоко сгущенное

0,38

Творог

0,30

Кефир, ацидофилин

0,17

Орехи грецкие

0,13

Простокваша

0,13

Масло сливочное

0,12

Кофе в зернах

0,20

Маргарин

0,02

Крупа овсяная

0,11

Сливки

0,11

Сметана

0,10

Крупа » Геркулес»

0,10

Хлеб пшеничный зерновой

0,10

Фундук

0,10

Хлеб столовый подовый

0,09

Персики

0,08

Виноград

0,02

Хлеб ржаной формовой

0,08

Крупа ячневая

0,08

Дыня

0,04

Мука пшеничная, 1 с.

0,08

Яблоки, арбуз, груши, грейпфруты, апельсины

0,03

Тыква

0,06

Абрикосы

0,06

Булка сдобная

0,06

Крупа перловая

0,06

Мука ржаная обойная

0,15

Печенье, сухари

0,05

Батон

0,05

Земляника садовая

0,05

Молоко коровье

0,15

Мука ржаная сеяная

0,04

Мука пшеничная, в. с.

0,04



 

 Содержание витамина В6 в продуктах (мг/100 г продукта).  

Продукт

Витамин В6

Продукт

Витамин В6

Продукт

Витамин В6

Продукт

Витамин В6

Орехи грецкие

0,80

Крупа пшенная

0,52

Фундук

0,70

Крупа перловая

0,36

Крупа гречневая

0,40

Дрожжи

0,58

Крупа ячневая

0,54

Какао-порошок

0,30

Хлеб пшеничный зерновой

0,30

Молоко сухое обезжир.

0,30

Крупа манная

0,17

Хлеб ржаной

0,17

Мука ржаная обойная

0,35

Крупа » Геркулес»

0,24

Крупа овсяная

0,27

Бифидолакт

0,24

Сливки сухие

0,22

Молоко сухое цельное

0,20

Хлеб столовый подовый

0,20

Крупа рисовая

0,18

Печенье, сухари

0,14

Мука пшеничная, в. с.

0,17

Яйцо куриное

0,14

Хлеб пшеничный, 1 с.

0,13

Тыква

0,13

Хлеб пшеничный, в. с.

0,10

Молоко сгущенное с сах.

0,13

Булка сдобная

0,16

Батон

0,15

Творог

0,11

Молоко сгущенное без сах.

0,11

Мука ржаная сеяная

0,10

 

Содержание витамина В12 в продуктах (мкг/100 г продукта). 

Продукт

Витамин В12

Продукт

Витамин В12

Продукт

Витамин В12

Продукт

Витамин В12

Масло сливочное

0,07

Творог

1,00

Молоко сухое цельное

3,00

Молоко сухое обезжир.

4,50

Яйцо куриное

0,52

Молоко сгущенное с сах.

0,50

Сливки

0,45

Молоко сгущенное стерил.

0,41

Молоко коровье

0,40

Кефир

0,40

Сметана

0,36

Простокваша

0,34

Мороженое сливочное

0,34

Ацидофилин

0,33

Бифидолакт

1,40





Содержание фолата (фолиевой кислоты) в продуктах (мг/100 г продукта). 

Продукт

Витамин Вс

Продукт

Витамин Вс

Продукт

Витамин Вс

Продукт

Витамин Вс

Фундук

68,00

Тыква


Яйцо куриное

7,00

Мука ржаная обойная

55,00

Сметана

8,50

Мука пшеничная, 1 с.

35,50

Какао-порошок

45,00

Крупа пшеничная

40,00

Творог жирный

35,00

Мука ржаная сеяная

35,00

Орехи грецкие

77,00

Крупа гречневая, ячневая

32,00

Арбуз, персики

8,00

Булка сдобная

31,00

Хлеб ржаной и пшеничный зерновой

30,00

Кефир

7,80

Молоко сухое

30,00

Крупа овсяная

29,00

Батон

28,00

Мука пшеничная, в. с.

27,10

Крупа перловая

24,00

Сливки

10,00

Крупа » Геркулес» и манная

23,00

Земляника садовая

10,00

Хлеб пшеничный

22,50

Печенье, сухари

21,00

Масло сливочное

10,00

Крупа рисовая

19,00

Дыня

6,00

Простокваша

7,40

Апельсины

5,00

Молоко коровье

5,00

Грейпфруты, абрикосы

3,00

Яблоки, груши

2,00

Дрожжи

0,60

Виноград

4,00

 

Содержание витамина D в продуктах (мкг/100 г продукта).   

Продукт

Витамин D

Продукт

Витамин D

Бифидолакт сухой

17,00

Смеси молочные, ацидофильные сухие

16,00

Яйцо куриное

2,20

Масло сливочное

1,50

Мороженое сливочное

0,02

Молоко сухое цельное

0,25

Сметана 30% жирности

0,15

Сливки, 20% жирн.

0,12

Сливки, 10% жирности

0,08

Молоко коровье

0,05

Молоко сгущенное

0,05

Молоко сухое обезжиренное

0,03

 

Содержание витамина Е в продуктах (мг/100 г продукта). 

Продукт

Витамин Е

Продукт

Витамин Е

Масло соевое

120

Масло кукурузное

100

Масло хлопковое

90

Масло подсолнечное

60

Проросшие зерна пшеницы

25

Проросшие зерна кукурузы

15-25

Зерна овса

18-20

Рожь

10

Кукуруза

10

Пшеница

6,5-7,5

Бобовые

5

Масло сливочное

1,5-2,5

Овощи

1,5-2,0

Молоко

0,1-0,5

 

Содержание витамина Н (биотина) в продуктах (мкг/100 г продукта). 

Продукт

Витамин Н

Продукт

Витамин Н

Продукт

Витамин Н

Продукт

Витамин Н

Молоко сухое

15,30

Хлеб пшеничный зерновой

4,80

Дрожжи

30,00

Яйцо куриное

20,20

Сливки

4,00

Сметана

3,60

Кефир, простокваша

3,50

Ацидофилин

3,50

Крупа рисовая

3,50

Молоко сгущенное

3,30

Крупа овсяная и » Геркулес»

20,00

Молоко коровье

3,20

Мука пшеничная, 1с.

3,00

Масло сливочное

3,00

Булка сдобная

1,90

Батон

1,84

Мороженое сливочное

2,18

Груши

0,10

Мука ржаная, пшеничная

2,00

Хлеб столовый подовый

1,95

Виноград

1,50

Сухари, печенье

1,40

Хлеб пшеничный, в. с.

1,24

Земляника садовая

4,00

Сок виноградный

1,20

Апельсины

1,00

Сок яблочный

1,00

Творог

5,10

Персики

0,40

Пюре яблочное

0,30

Яблоки

0,30

Абрикосы

0,27

 

Содержание витамина К в продуктах (мг/100 г продукта).   

Продукт

Витамин К

Продукт

Витамин К

Земляника

0,12

Шиповник

0,08

Яйцо куриное

0,02

Молоко коровье

0,002

 

Содержание витаминов С и Р в растительных продуктах (мг/100 г продукта).   

Продукт

С

Р

Продукт

С

Р

Шиповник сухой

1200

680

Вишня

15

1900

Шиповник свежий

470

Лимоны

40

500

Смородина черная

200

1250

Мандарины

38

Облепиха

200

Крыжовник

30

430

Черемша

100

Малина

25

150

Апельсины

60

500

Грейпфруты

60

Земляника

60

195

Рябина садовая красная

100

Яблоки

10

40

Дыня

20

Брусника

15

460




 

Содержание витамина РР в продуктах (мг/100 г продукта).  

Продукт

Витамин РР

Продукт

Витамин РР

Продукт

Витамин РР

Продукт

Витамин РР

Кофе в зернах

17,00

Дрожжи

11,40

Крупа ячневая

2,74

Мука пшеничная, 1 с.

2,20

Крупа гречневая

4,19

Хлеб пшеничный зерновой

4,00

Крупа пшеничная

1,55

Сухари

1,07

Крупа перловая

2,00

Бифидолакт

2,10

Фундук

2,00

Какао-порошок

1,80

Хлеб столовый подовый

1,75

Крупа рисовая

1,60

Булка сдобная

1,59

Батон

1,57

Крупа » Геркулес»

1,00

Мука пшеничная, в. с. и ржаная

1,20

Молоко сухое обезжир.

1,20

Крупа манная, овсяная

1,20

Грецкие орехи

1,00

Творог

0,30

Хлеб пшеничный, в. с.

0,92

Клубника, виноград, варенье сливовое

0,30

Хлеб ржаной формовой

0,67

Персики, абрикосы

0,70

Молоко сухое цельное

0,70

Печенье

0,70



Дыня

0,40

Пюре яблочное

0,38

Яблоки

0,30

Сыр

0,30

Маргарин

0,02

Арбуз

0,24

Грейпфрут

0,23

Апельсины

0,20

Огурцы, свекла, лук репчатый

0,20

Молоко сгущенное

0,20

Яйцо куриное

0,19

Сливки 10% жирн.

0,15

Простокваша, кефир

0,14

Груши

0,10

Сок виноградный

0,10

Сок яблочный

0,10

Тыква

0,50

Сливки, 20% жирн.

0,10

Молоко коровье

0,10

Сметана, 30% жирн.

0,07

Мороженое сливочное

0,05

Масло сливочное

0,50





Лист самодиагностики по теме: «Столбчатые диаграммы».

Ф.И. учащегося_____________________________________ Дата _________

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях.

Очень уверенно

Уверенно

Довольно

уверенно

Неуверенно

1. Я могу дать определение диаграммы и определить ее вид.





2. Я могу прочитать диаграмму.





3. Я могу построить диаграмму.





4. Я могу объяснить, зачем и где можно применить диаграммы в жизни.









13


Свежие документы:  Конспект и презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Пропорции"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: