9 класс
Учитель математики
МОУ СОШ № 17 г. Тамбова
Максимович Надежда Васильевна
2005-2006 учебный год
Тема урока “Сумма nервых членов арифметической прогрессии”
Цели урока:
Закрепить умение находить аn и Sn арифметической прогрессии ;
Продолжить подготовку к выпускному экзамену;
Усиление практической направленности уроков;
Воспитание у учащихся интереса к предмету; веры в себя.
Оборудование : кадоскоп,
опорная таблица “Арифметическая прогрессия”,
таблица Штифеля, сборники для проведения письменного экзамена по алгебре. 9 класс,
карточки с математическим диктантом.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Совершенствование умения находить n член арифметической прогрессии и закрепление умения находить сумму n первых членов арифметической прогрессии.
Вывод формулы Sn = a1 +an n
Задание №392 (у доски)
Повторение изученного теоретического материала по теме “Арифметическая прогрессия”
Какая последовательность называется арифметической прогрессией?
Что такое разность арифметической прогрессии?
Почему арифметическая прогрессия называется арифметической?
Как найти an ?
Как найти Sn ?
Вертикальные опоры ангара имеют такую длину: наименьшая 2 м, а каждая следующая на 0,5м больше. Найти общую длину 7 опор.
За период с 2000г по 2004г ежегодный прирост объёмов производства по Тамбовской области составляет 5%-6%, считая от первоначального объёма 2000г.
1-ый вариант
1.Третий член последовательности вn =n2 +1 равен …
А. 10 В.4 С.6
2. В последовательности аn = 3+2n есть член равный 8
А. да В. нет
3.Последовательность является арифметической прогрессией
А. 3; 13; 23; 33;…
В. -13; -3; 13; 23;…
С. 1/2; 1/6; 1/18; …
4. В арифметической прогрессии а1 = -3; d = 2; a7 =…
А. -9 В. 11 С.9
5. В арифметической прогрессии а2 = — 5; а3 =7; d =…
А. 2 В.12 С.-2
6. В арифметической прогрессии а7 = — 10; а9 = — 6; а8 = …
А. 8 В. 2 С.- 8
2- ой вариант
1.Третий член последовательности вn =n2 +1 равен …
А. 10 В.4 С.6
2. В последовательности аn = 3+2n есть член равный 8
3.Последовательность является арифметической прогрессией
А. 3; 13; 23; 33;…
В. -13; -3; 13; 23;…
С. 1/2; 1/6; 1/18; …
4. В арифметической прогрессии а1 = — 3; d = 2; a7 =…
А. -9 В. 11 С.9
5. В арифметической прогрессии а2 = — 5; а3 = 7; d =…
А. 2 В.12 С.-2
6. В арифметической прогрессии а7 = — 10; а9 = — 6; а8 = …
А. 8 В. 2 С.- 8
*** Проверка кода через кадоскоп (АВАСВС)
Оценивание
0 ошибок “5”
1 ошибка “4”
2-3 ошибки “3”
4-5 ошибок “2”
6 ошибок “1”
V.Устная работа.
Продолжи 2; 5; 8 ;11;…
3; 33; 333;…
3 ; 30; 300;…
По какому правилу идут числа в этих рядах?
Заполни пропуски.
аn – арифметическая прогрессия.
А) …; …; 11; 19 ;…; …
Б) …; 3;…; 7;…;…
С) –1; … ;…; … ;11;…
VI. Закрепление
** Задание № 393 (1 у доски)
** Задание № 395 ( за закрытой доской)
** Задание № 396 (самостоятельно)
Карточки для сильных учащихся .
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре .
9 класс. № 163 (2 варианта по 2 человека)
** Задание № 402 (самостоятельно с последующей проверкой ).
** Задание № 386
Измените условие задачи так, чтобы она соответствовала теме урока.
VII. Историческая справка
Гаусс проявил большую изобретательность при решении задачи о нахождении суммы натуральных чисел от 1 до 40.
Он решал задачу косвенным путём
1 + 2 + 3 + … + 39 + 40
40 + 39 + 38 + … + 2 + 1
41 + 41 + 41 + … + 41 + 41
41*40 = 1640
1640/2 = 820
В 10-летнем возрасте он решал подобные задачи иначе. Когда учитель предложил сложить числа от 1 до 100, на его доске красовалась запись 101 * 50 = 5050
Задача очень непроста :
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа?
Пять первых связок изучи.
Найдёшь к решению ключи!
+ 100 = ?
2 + 99 = ?
3 + 98 = ?
4 + 97 = ?
5 + 96 =?
Давным- давно сказал один мудрец,
Что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
VIII. Дополнительные сведения.
В 1544 году вышла книга немецкого математика Михаила Штифеля “Общая арифметика”, в которой была следующая таблица
-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1/16 1/8 ¼ ½ 1 2 4 8 16 32 64 128 216 512 1024
В верхней строчке написана арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней — геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Представьте себе. Что мы не умеем умножать и делить. Воспользуемся этой таблицей
1) ¼ * 32 ¼ -2 2) 64 / ½ 64 6
32 5 ½ -1
8 3 128 7
IХ. Итог урока.
Укажите последовательность, которая является арифметической прогрессией
1; 3; 5; 7; …
5; 10; 15; 20; …
2; 3; 5; 7; 11; …
1; 4; 9; 16; …
№ 397, №394, повторить § 27-29
ХI.Оценки и их комментирование.