Урок – путешествие «Умножение и деление дробей».
Цель: Повторить и обобщить изучаемый материал по теме «Умножение и деление дробей».
Задачи:
Образовательная: отработка умений и навыков умножения и деления дробей, а также сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Воспитательная: воспитывать умение внимательно выслушивать мнения других; уважительно относиться к ответам одноклассников.
Развивающая: развивать память, внимание, познавательные способности учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш с вами урок, попробуйте отгадать следующую загадку. (Слайд1)
«Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья»
Правильно, дробь! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока. (Слайд 2).
Цель нашего урока – повторить и обобщить изучаемый материал по теме умножения и деления дробей
У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие «Путешествие в страну дроби». А что нужно для путешествия? Конечно же, багаж! В нашем случае – багаж знаний. Давайте с вами вспомним некоторые определения и правила, необходимые для нашего путешествия.
— Какую дробь называют правильной?
— Какую дробь называют неправильной?
— Как найти дробь от числа?
— Сформулируйте, пожалуйста, правило сложения дробей
— Правило умножения дробей
— Правило деления дробей
— Какие числа называют взаимно обратными?
Обобщить наши знания о дроби поможет следующее стихотворение. (Слайд 4)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту
Над чертой — числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель!
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Дробь на дробь просто умножить:
Надо числители и знаменатели перемножить!
Не сложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью, ей обратной –
И для нас приятной.
А девизом нашего путешествия возьмем следующее высказывание: (Слайд5)
«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Для любого путешествия необходим путеводитель или карта. Вот и мы с вами возьмем в дорогу карту. Путешествие будет проходить по некоторым знаменитым местам. Первое – Лавка древности. В ней собраны старинные материалы о дробях. Затем по тропе скорости мы минуем замечательный уголок – Лукоморье. И потом по Дорожке здоровья поднимемся к конечной точке нашего путешествия – Контрольному пункту
Итак, первая остановка – Лавка древности (Слайды 7 – 10).
Мы с вами познакомимся с запись дробей в древнем мире.
А сейчас мы с вами проходим Полянку Устную. Здесь нам необходимо поупражняться с действиями над обыкновенными дробями. (Слайды 11- 13).
(Отметить тех учеников, которые хорошо работали при устном счете)
А вот и Тропа скорости. Здесь само название говорит за себя. Мы должны действовать быстро, но при этом не растерять свой багаж знаний по пути. (Слайды 15 – 17)
Отметить учеников, которые активно работали, правильно отвечали. А также поторопить в пути и тех учеников, которые не успевали.
Ой, какой замечательный уголок нам встретился на пути – Лукоморье!
(Процитировать знаменитые строчки Пушкина)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый;
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Какую же нам задачку приготовил ученый кот?
Про себя, наверное.
Кто пойдет к доске ее решить? (Слайды 19 – 21)
Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” 36 сказок, а песен “заводил” 1/3 от рассказанных сказок, и количество песен составляет 4/5 количества прибауток.
Сколько песен и прибауток мог спеть кот?
А теперь немного пройдемся по Дорожке здоровья. Совсем немного нам осталось времени, близится конец пути. А что нам говорил о здоровье древнегреческий ученый Сократ? «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто».
Учебная неделя школьника предполагает обязательное классное занятие, которое составляет 1/2 от числа 60. Сколько это часов?
На самостоятельную работу ученик тратит 5/40 от числа 120. Сколько времени в неделю уходит на самостоятельную работу?
А вот и конечный пункт. А на страже – Сфинкс.
В Греции была всего одна легенда про Сфинкс. Не удивляйтесь, это не опечатка, просто в Греции сфинкс была женского пола, и имя ее звучало скорее как Сфинга, что означает разрывательница.
Сфинга имела тело льва, крылья орла, а так же лицо и грудь женщины. Ее родителями по разным источникам являлись либо Тифон и Ехидна, либо дети этой парочки Орт (двуглавый пес) и Химера. В любом случае, Сфинга родилась у двух существ с не самой приятной наружностью, которые кроме этого были братом и сестрой. Если сравнивать с остальными членами этой семьи, то у нее еще была довольно красивая внешность. Наверное, именно поэтому она предпочла провести большую часть своей жизни в одиночестве в пустыне. Пока откуда ее не призвала Гера.
Гера приказала ей жить около Фив и задавать всем проходящим мимо один единственный вопрос, а всех кто не ответит на него разрывать на части. Нас, конечно, никто на части разрывать не будет, но вот наши знания проконтролирует. (Слайды 32 – 34)
А теперь давайте проверим, проконтролируем себя, ничего не потеряли по пути?
(Самостоятельная работа выполняется на двух листочках, под копировку. В конце работы один листок сдается учителю) (Слайд 35)
Вариант 1 Вариант 2
1.Найдите 2/5 от 25. 1.Найдите 2/7 от 49.
О.24 3/5 К.2/125 П. 10 К.48 5/7 Т. 2/243 П. 14
2.Найдите 1/3 от числа 21 . 2.Найдите 1/5 от числа 30.
Л.1/21 О. 7 Е. 7 1/3 Н.1/30 О. 6 Е. 6 1/5
3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в другой 3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в
в 3 раза меньше. другой 5 раз меньше.
Сколько яблок в двух коробках? Сколько яблок в двух коробках?
М.2 ½ кг К.12 кг Л. 10 кг Ц.1 ½ кг Л. 9 кг С.11 кг
4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м, 4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м,
отрезали 2/3 его длины. Сколько обоев отрезали 6/7 его длины. Сколько
осталось в рулоне? обоев осталось в рулоне?
АМ.2/3 м ДО.7 м ТИ. 3 ½ м ЧЕ. 1 ½ м ПУ. 9 м ЛО. 5/6 м
5.Найдите число, если оно в ½ раза 5. Найдите число, если оно в 1/3 раза
меньше, чем 5/8. меньше, чем 5/9.
НА. 1 1/4 м ХА.1/8 м ПА. 2 м НЬ.1/16 м ТЬ. 1 2/3 м СЬ. 2 м
Поднимите, пожалуйста руку, кто безошибочно ответил на все вопросы? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки? Кто вообще не справился с заданием?
Подведем итоги урока (Слайды 36 – 37):
Продолжите фразу:
« Сегодня на уроке я узнал … »
«Сегодня на уроке я познакомился … »
« Сегодня на уроке я повторил … »
« Сегодня на уроке я закрепил … »
« Сегодня на уроке я научился … »
Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
И в конце урока, позвольте процитировать замечательные слова Льва Николаевича Толстого.
«Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинство человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе.»
Урок закончен. До свидания! (Слайд 39)