«Умножение и деление рациональных чисел» (2000 лье под водой)
Цель урока: проверка, оценка и приведением подобных слагаемых в алгебраических выражениях коррекция знаний, умений и навыков учащихся, связанных с умножением и делением положительных и отрицательных чисел, законами умножения.
Тип урока: проблемно-эвристический
Проверка знания учащимися фактического материала, умения объяснять сущность основных понятий осуществляется в процессе беседы с последующим выполнением упражнений.
Класс: 6
Ход урока:
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие под водой. Нам предстоит преодолеть 2000 лье под водой, как некогда капитан Немо на своем легендарном «Наутилусе». Мы увидим красоты Индийского океана, заглянем в Марианской желоб, познакомимся с обитателями подводного царства.
Представьте себе, что наш «Наутилус» находится вблизи мыса Горн. С этого места мы отправляемся в плавание. Всем внимание! Приготовиться к погружению. Наш корабль за минуту погружается на -20 м. Что значит -20 м? (На 20 м ниже уровня моря.) На какой глубине будем мы через час?
Варианты ответов: 1200 м и -1200 м. (Объяснить, что «на глубине 1200 м ниже уровня моря» и «-1200 м» одно и то же, но для удобства в дальнейшем всегда будем писать -1200 м.)
Ребята, вам не кажется, что опускаемся слишком медленно? Нельзя ли побыстрей?
Варианты ответов: Да и нет. (Объяснить, что быстрее нельзя, это угроза для жизни человека.)
Итак, мы погружаемся. Перед нашими глазами открывается совсем иной мир, великолепное подводное царство. Кто мне назовет обитателей вод Индийского океана?
(2-3 минуты ученики называют обитателей морей.)
Пока мы с вами рассматривали обитателей подводного царства, мы опустились уже на достаточную глубину. Как бы нам не удариться о дно. Давайте рассчитаем, сколько времени нам потребуется, чтобы достичь морского дна, если скорость наша -20 м/мин, а глубина здешних мест -5400 м. (Объяснить, что скорость как скаляр не может быть отрицательной, но как векторная величина может. (В данном случае скорость — вектор.)
Варианты ответов: 4,5 часа или нет ответов.
Ответ: 4,5 часа
Как вы нашли решение?
(-5400:(-20) = 270) или (5400:20 = 270)
А что нам делать с минусами? Не можем же мы их взять и выбросить?
Ребята, разобраться во всем нам помогут правила умножения и деления отрицательных и положительных чисел. Судя по вашим верным ответам, вы уже интуитивно догадываетесь, как будут звучать эти правила. Итак, мы с вами, подобно древним индийцам (или китайцам), открываем эти правила, эти законы.
Чтобы перемножить два числа с разными знаками нужно… поставить знак минус.
Например: -20 • 60 = (-20) • 60 = -1200.
А вот чтобы перемножить два отрицательных числа, нужно перемножить их модули. Это правило не могли доказать ученые Древнего Китая, Греции, Индии. В наше время это правило принимается как аксиома (то есть, без доказательства).
Запишите в свои тетради эти два правила и обведите.
-а • b = -(ab)
-а • (-b) = ab
Попробуйте аналогично правилам умножения сформулировать правила деления.
(Дети формулируют правила и записывают их в тетрадь.)
Продолжим наше путешествие. Мы направляемся к берегам Австралии. По пути нас сопровождают наши друзья — дельфины. Это удивительные животные. Наверное, единственные из дикой природы, которые не боятся, а дружат с человеком. Ученые считают, что дельфины способны издавать и улавливать ультразвуки. Кроме того, они очень веселые и умные существа. Вот и сейчас они резвятся вокруг нашего Наутилуса, то обгоняя его, то отставая. Давайте обозначим положение нашего корабля на числовой прямой точкой нуль. То есть, мы двигаемся, и числовая прямая двигается вместе с нами. Если дельфин обгоняет корабль, то скорость его считается положительной, если отстает, то отрицательной. Если время будем обозначать отрицательным числом, например t = -4 мин, то это будет означать 4 минуты назад.
Нам предстоит выяснить, на каком расстоянии от корабля находится, находился или будет находиться дельфин, если
v= 10 м/с t = 4 мин.
v = -10 м/с t = 4 мин.
v = 20 м/с t = -8 мин.
v =-5 м/с t = -5 мин.
Мы благополучно обогнули Австралийский континент и оказались в Тихом океане. Ребята, а кто из вас знает самую глубокую точку земной поверхности? (Марианский желоб.)
А где он находится? (В Тихом океане.)
Итак, следующая цель нашего путешествия — Марианский желоб. Перед нами стоит задача: измерить его глубину. Мы не можем с вами опуститься на его дно. Почему? (Из-за большого давления.)
А как же нам быть? (Выход — эхолот.)
Итак, у нас есть замечательный прибор — эхолот. С его помощью мы и измерим глубину Марианского желоба. Мы знаем, что скорость звука в воде — 1480 м/с. А отражение звуковой волны вернулось на борт нашего корабля через 14, 8 с. Посчитайте самостоятельно глубину Марианского желоба.
Мы бороздим бескрайние просторы Тихого океана. А вот на нашем пути подводные скалы. А в скалах, конечно же, есть ущелья и пещеры. Ребята, назовите мне, пожалуйста, обитателей подводных ущелий. (Варианты ответов.)
Вот у нас на пути странная пещера. Вокруг нее нет ни одного морского обитателя. Даже акулы оплывают ее стороной. Давайте посмотрим поближе. Вот впереди два каких-то огонька. Как вы думаете, что это? (Варианты ответов.)
Да это же морское чудовище! Вот оно медленно выползает из своей пещеры. Что нам делать? (Варианты ответов.)
А я думаю, нам надо удирать. Тем более что оно начинает агрессивно себя вести. О, Боже! Оно повредило нам левый двигатель. Уплываем! Но это будет не так-то просто. Допустим мы движемся, со скоростью 400 м/мин, а чудовище 200 м/мин, но из-за поломки наша скорость падает на -5 м/мин. Надо что-то придумать. А если не придумаем, то через, сколько времени чудовище нас догонит?
Ох, еле ноги унесли. Чего только нет в морских глубинах. Даже вот такие ужасные чудовища. А вот прямо по курсу затонувший корабль. Интересно, сколько лет он здесь пролежал? Давайте его исследуем. Что можно найти на старинном затонувшем корабле? (Различные варианты.)
Посмотрите, я нашла пергамент. Здесь какая-то надпись, но многие слова смыло соленой морской водой. Вот что осталось.
A * =
: А =
В: =
Восстановите запись.
Ребята, мы увидели много интересного, узнали много нового, но пора всплывать. Нас ждут родные берега. Считаем устно. С каждым правильно решенным примером, мы будем ближе к поверхности.
Литература:
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2012.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителя. М.: Мнемозина, 2012.
Гайштут А. Г. Приемы интенсификации обучения математике в 5—6 классах.— К.: Радянська школа,2011г
Приложение к газете «Первое сентября». Математика, 1998.
А.П. Доронина. Энциклопедия сел и деревень Озерского района, 2002.