1001 идея интересного занятия с детьми
УРАВНЕНИЕ
Карамушко Елена Геннадьевна, МБОУ СОШ №2, учитель начальных классов, Краснодарский край
Предмет (направленность): математика
Возраст детей: 1 класс.
Место проведения: класс.
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: Уравнение.
Цели: Образовательные: Помочь детям усвоить понятия «уравнение». Сформировать умение находить уравнения в математических записях.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные: Понимать, что такое «уравнение», «решение уравнения».
Уметь читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерии успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: уравнение, решить уравнение.
Ресурсы:
Учебник «Математика» для 1 класса, 2 часть (авт. И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); презентация, карточки для работы в группе, эталоны
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать!
— Что вам пригодится для успешной работы? — Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? — Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Я верю в вас, у вас всё получится. Итак, юные математики. Великая страна математики готова раскрыть ещё одну свою тайну. Тайну, которая поможет вам ещё глубже узнать законы этой страны, сделать свои открытия. — Ребята, а вы любите тайны и секреты? — Что ж отправляемся в царство математики совершать новые открытия. Девиз нашего урока сегодня «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
|
Включаются в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы учителя. |
II. Актуализация знаний. | 1. Число, следующее за числом 5; Разность чисел 4 и 3; Число, предшествующее числу 3; Сумма чисел 1 и 2; 3 увеличит на 1; 9 уменьшить на 2; Число, для записи которого нужно две цифры 1 и 5. 2. Предлагается проверка по образцу.
3. Работа над числами: — что это написано?
— Можно сказать, что это «лишнее» число из данных на доске? — Уберём число 15.
Что общего между этими числами?
— Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел.
— Тогда составьте из всех этих чисел отрезок натурального ряда чисел и запишите его.
— Давайте добавим число 5. Сейчас можно выполнить задание? — Запишите в тетрадь
— Какие задания можно выполнить ещё с этими числами?
— Задание на выбор: составьте 2 равенства или 2 неравенства. Запишите в тетрадь.
Возникновение проблемной ситуации. — Перед вами различные математические записи.
— Ваша задача разделить на группы эти записи и дать каждой группе название.
— На какие группы можно разделить математические записи?
4. Работа над примерами вида 3 + ? = 7 ? + 6 = 8 — В математике неизвестные числа обозначают буквами латинского алфавита.
Мы чаще всего будем пользоваться двумя буквами: х (икс), у (игрек). (Показать написание этих букв.) На место неизвестного числа поставьте любую из этих букв. Запишите действие и его результат. 3 + X = 7 Y+ 6 = 8 Понятие «уравнение» пока не вводится, слово высвечивается позже.) — Как называются данные математические записи? — Как ещё можно назвать эти записи? — У нас получились разные варианты. — Почему возникло затруднение? — А хотели бы узнать? | Работа в группе. По очереди записать ответы. Повторяют изученный материал. Осмысление собственного опыта.
Учащиеся в группе проверяют и выставляют отметку в лист достижений.
— Это числа. — Это натуральные числа. -Это цифры. — Я не согласен, что это цифры. Потому что для записи числа 15 нужно две цифры, это двузначное число, а все остальные — однозначные.
— Это цифры. — Это натуральные, однозначные числа.
— На доске нет отрезка натурального ряда чисел. Он должен начинаться с самого маленького числа, а в этой записи первое число – 7. — Числа в отрезке натурального ряда расположены в порядке увеличения, а здесь они идут не по порядку. — Задание выполнить нельзя потому, что нет числа 5. — Да.
Проверка по образцу.
— Составить равенства. — Составить неравенства.
(Ученики составляют самостоятельно, а кто затрудняется с помощью учителя.) Выборочная проверка.
Работа в группе. Проговаривают то, что знают.
Выполняют задание устно.
Предлагают разные варианты. -выражения -неравенства — незнакомые равенства с неизвестным слагаемым.
Карточки на доске
— равенства — Не знаем, что это за записи |
III. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока. | — Какую цель ставим? (Узнать, как называются эти математические записи, как их решать) — Что нам поможет достигнуть целей урока (узнать новое, научиться решать такие математические записи) (свой опыт, учитель) — А как вы думаете, что происходит с частями данного выражения? — Какая тема урока? (Уравнение)
| Формулируют цели урока с помощью учителя.
(Уравнивают две части)
Формулируют тему урока с помощью учителя. |
IV. Открытие новых знаний. | — Посмотрите снова на эти равенства 3 +Х = 7 Y +6 = 8 — Сформулируйте определение, что такое уравнение. — Попробуйте разгадать тайну их решения. — Какие числа нужно подставить вместо букв, чтобы получились верные равенства? — Что значит решить уравнение? (Найти неизвестное число) — Чтение вывода в эталоне.
| Выполняют задание устно.
Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.
Предлагают свои варианты.
Сравнивают свой вывод с выводом в эталоне. |
V. Физкультминутка | Зарядку выполняет физорг.
|
|
VI. Первичное закрепление | 1. Выбрать из предложенных записей уравнения.
2. Превратить записи в уравнения.
| Работа в группе. Объяснение своего выбора. Заполнение листка достижений.
Выполняют коллективно с проговариванием.
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Задание на листах (найти равенства и превратить их в уравнения) Самопроверка по эталону.
— У кого всё правильно? — У кого есть ошибки? — Где ошибка? — В чём причина? Самооценка. | Выполняют задание в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону |
VIII. Тренировочные упражнения | Задания на интерактивной доске. |
|
IX. Рефлексия учебной деятельности | — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Какая тема урока была? — Чему научились на уроке? — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
| Отвечают на вопросы учителя. рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в тетради. |
3