Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мурманская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по математике
в 1классе
«Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Использование этих терминов при чтении чисел.»
подготовила
учитель начальных классов
Смирнова Светлана Васильевна
г. Мурманск
2013
1 класс, программа «Школа России»
Тип урока: ОНЗ
Вид урока: урок — путешествие
Технология: информационно-коммуникационная , деятельностный метод
Цели:
Образовательная: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
Развивающая: Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Воспитательная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, парной работе, самостоятельной работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся использовать в речи названия компонентов и результатов действия вычитания.
Личностные:
Развитие интереса к математике.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Учиться проводить самопроверку, коррекцию деятельности и рефлексию.
Познавательные УУД
Добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других.
Оборудование:
сосновая ветка с шишками ;
раздаточный материал) ;
сигнальные карточки;
Ход урока
I. Организационный момент
— На уроке математики Числовичок приглашает нас в гости в одну удивительную страну. Её название вы узнаете, выполнив задание.
— Что вы видите на экране? ( Геометрические фигуры.)
— Назовите геометрические фигуры.
— В таких же геометрических фигурах буквы. Расположите фигуры с буквами в данном порядке и узнаете название страны. (Страна Знаек.)
Звучит голос Числовичка: Я рад вас пригласить в страну Знаек.
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы будем примеры, задачи решать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
II.Актуализация новых знаний
-Числовичок приглашает нас в город Цифр.
1,2,3,4,5 – вышли цифры погулять
Вдруг резинка выбегает,
Элементы у некоторых цифр стирает.
Помогите цифрам скорей попасть в тетрадки детей.
— Если вы правильно их назовёте, они появятся перед вами.(Дети называют цифры 3,2,4,1.)
— Весёлый Карандаш поможет вам вспомнить написание этих цифр.
Физминутка для глаз
(Дети следят за написанием цифр)
-Вы вспомнили написание цифр, и это вам поможет выполнить задание.
Задание.
Работа в парах.
Девочки – запишите эти числа в порядке возрастания.
Мальчики – в порядке убывания.
-Работать будем на опорных конспектах.
-Найдите синий кружочек. На этой строке начинайте писать.
-Давайте проверим. Девочки по цепочке прочитайте числа в порядке возрастания.
-Просигнальте своё мнение.
— Мальчики по цепочке прочитайте числа в порядке убывания.
-Просигнальте.
-Молодцы, ребята, помогли цифрам!
-А сейчас вместе с Числовичком отправимся на улицы города Равенств.
-Прочитайте названия улиц. (Улицы Сложения и Вычитания.)
( На доске модель города Равенств.)
—Жители города приготовили задание.
Задание.
-Составьте математические равенства с числами, которые вы записали. В равенстве числа не должны повторяться. Сможешь составить одно равенство — молодец. Если два и более — ещё лучше.
Работа в парах.
1 вариант поднимите ручки. Вы составляете равенства с этими числами на сложение.
2 вариант поднимите ручки. Вы составляете равенства с этими числами на вычитание.
-Нашли красный кружочек. С этой строки вы будете писать в столбик.
— Положите ручки. (Дети называют количество составленных равенств).
— Числовичок тоже составил, но они все перепутались.
— Выберите равенства, которые составили вы и заселите их в домик. (Учитель по очереди вызывает детей к доске, они прикрепляют таблички с равенствами.)
1+2=3 4-1=3
2+1=3 3-1=2
1+3=4 4-3=1
3+1=4 3-2=1
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте выражения на сложение по-разному.
…плюс…
1сл….2сл….сумма равна…
Сумма чисел…и… равна…
…увеличить на…
…да… равно…
— Прочитайте примеры на вычитание по-разному.
…минус…
…без…равно
… уменьшить на…
— А можно ли прочитать эти выражения, используя названия компонентов с улицы Сложения? (Нет)
— А почему? ( Мы не знаем, как называются числа при вычитании.)
— Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Как называются числа при вычитании.)
— Сегодня на улице Вычитания мы узнаем и запомним названия компонентов вычитания, научимся по-новому читать выражения на вычитание.
Числовичок предлагает отдохнуть.
Физминутка (двигательная под музыку)
IV. Работа по теме урока
— Сели. Внимание. Мы на улице Вычитания.
Что за чудо – посмотри:
На рябинке снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные.
-Составим по картинке выражение на вычитание.
— Сколько снегирей сидело на ветке сначала?
-Сколько улетело?
— Их количество уменьшилось или увеличилось?
— Сколько снегирей осталось на ветке? Как узнали?
— Проверим. (На слайде появляется решение: 5 – 2 = 3)
— Чтобы узнать, как называется каждое число в этом выражении, нужно выполнить задание.
Числовичок принес названия компонентов вычитания. Научимся читать эти слова. (Читают слова на карточках по слогам, целыми словами. )
Задание.
—Числовичок предлагает вам самим догадаться, какое название к какому числу относится.
(Учитель показывает заготовки примеров и компонентов вычитания)
— На листе написано выражение и карточки с названиями компонентов.
— Названия приклейте сверху над числами и обоснуете свой вариант ответа.
Работа в группах.
— Будем работать в группах. Этот ряд – 1 группа. Этот ряд- 2 группа. Этот ряд-3 группа.
Повторим правила работы в группе.
1. Работайте дружно, помогайте друг другу.
2. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. Не согласен – объясни почему.
3. Говори только по делу.
4.Береги время.
5.Умей слушать собеседника, не перебивай.
.
(Готовые работы вывешиваются на доску и обсуждаются варианты ответов .)
Вспомним правила обсуждения ответов.
Представитель группы отвечает, а вы слушаете и … (слышите), смотрите и … (видите), думаете и … (оцениваете).
( Представители групп аргументируют свои решения.)
-Вы предложили свои варианты ответов. Молодцы!
— Какой же вариант правильный? Как узнать? (Спросить у учителя, проверить по учебнику)
Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 29.
— Найдите наше выражение.
— Под ним прочитайте как называется число 5, 2, 3?
-Какой вариант верный?
— Вот мы и ответили на вопрос: как называются числа при вычитании. (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.) (Учитель на доске открывает тему урока)
— Найдите в учебнике, что еще называется разностью.
— Выражение 5-2 – это тоже разность.
— Прочитаем всё выражение по- новому: разность чисел 5 и 2 равна 3.
— Как называется самое большоё число в этом выражении?
— Прочитайте по-новому выражения с улицы Вычитания.
V. Закрепление изученного материала
— Потренируемся составлять, читать и записывать разности.
Задание.
— Поставьте пальчик на №1 с.29. Прочитайте задание.
— Найдите зелёный кружок в опорном конспекте. На этой строчке будете писать.
(Один ученик по учебнику читает задание, другой выполняет его на доске.)
— Как называется число 9, 4?
— Прочитай выражение 9-4 по-новому?
— Найди значение разности.
— Как называется 5?
(Ученики хором повторяют названия компонентов)
-Отправляемся в город Задач. Нас встречает Мудрая Сова.
Звучит голос Совы. Не будет в математике удачи,
Коль не подружитесь с задачей!
-Какое задание нам предлагает Мудрая Сова?
Задание.
-Прочитай задачу, …
«На берёзе 10 шишек, 3 упало. Сколько шишек осталось?»
— На каких деревьях растут шишки?
— Ветку с шишкой какого дерева он принёс? (Учитель показывает сосновую ветку с шишкой)
— Сова просит изменить условие и составить задачу об этом дереве.
Работа в парах.
— Посовещайтесь в паре, измените условие этой задачи. (Выслушать одну пару.)
— Просигнальте ваше мнение. Проверим.
— Решим её.
-Можно ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему?
Задание.
-Найдите чёрный кружок в опорном конспекте.
— На этой строчке запишите решение, ниже ответ. (Один ребенок работает у доски.)
— Прочитайте решение, называя компоненты вычитания.
— Опустите головки на парты, закройте глазки.
— Мы в городе Знаков.
Задание.
-Найдите последнее задание в опорном конспекте.
1 вариант: 1…3=4 5…3=2 5…2=7
2 вариант: 4…4=8 7…2=5 2…4=6
-Что нужно сделать? (Вставить знаки действий)
-Выполните задание по вариантам.
Проверка.
— Посмотрите на свою последовательность знаков. Найдите на доске такой же вариант, как у вас. Просигнальте хлопками.
1) — + —
2) + — +
3) — — +
— Прочитайте выражение на вычитание по-новому.
VI. Итог урока
— Наше путешествие в страну Знаек подходит к концу и конечный пункт- город Успеха.
-Вы сегодня работали дружно, с хорошим настроением, помогали друг другу. Слушали и… (слышали), смотрели и …(видели), думали и (оценивали). Поэтому многому научились и достигли успеха.
— Числовичок дарит нам мешочек, в который мы соберем то, что запомнил каждый из вас.(Ученики рассказывают что узнали нового.)
— Завяжем, чтобы не растерять знания и использовать в дальнейшем.
VII. Рефлексия
-На память о себе он дарит свое фото. Переверните карточки.
— Если вам на уроке было всё понятно и все задания выполнили без ошибок, то выберите красную карточку.
— Если на уроке испытывали затруднения, то возьмите синюю карточку.
— Покажите свои карточки.
— Молодцы! Спасибо за работу.
Список используемой литературы
Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 2-е изд.- М. : Просвещение, 2011.
Методическое пособие для учителя. 1 класс. // М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 2-е изд.- М. : Просвещение, 2011.