Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.им. Тельмана
Марксовского района Саратовской области
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Сравнение чисел»
подготовила
учитель начальных классов
Хмельникова Анжела Викторовна
п.им. Тельмана
2011 год
Учитель Хмельникова Анжела Викторовна
Предмет математика
Класс первый
Автор УМК В.Н. Рудницкая
Дата 8 апреля 2011 года
Тема Сравнение чисел
Цели 1) Научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения
словами «больше» и «меньше»; сформулировать правила сравнения чисел;
практиковать в решении примеров.
2) Развивать наблюдательность; прививать навыки самостоятельной деятельности;
интереса к предмету.
3) Воспитывать положительные качества.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» №2 и рабочая тетрадь №2
автор В.Н. Рудницкая; фишки; карточки; геометрические фигуры; наглядность.
Ход урока
Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Даром время не теряем
И работать начинаем.
Создание психологического комфорта на уроке.
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, запахи весны. Я желаю вам хорошего настроения, успеха и приглашаю всех на урок математики. Сегодня мы будем работать с числами, учиться сравнивать их, выражая результат сравнения словами «больше» и «меньше»; будем развивать наблюдательность и навыки самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к предмету и положительные качества.
Основная часть урока.
1) Мотивация учебной деятельности. Воспроизведение опорных знаний учащихся.
— В некотором царстве, в Математическом государстве жила была маленькая принцесса Математика. Принцесса очень любила всех жителей, и жители платили ей тем же. Каждого жителя принцесса звала по имени, только вот имена были необычные, как их звали вы уже знаете. (Открывается доска и появляются написанные в беспорядке числа от 0 до 20).
— Что такое перед вами? Это числа.
а) Устный счёт.
Прямой и обратный счёт.
— Давайте чётко и громко назовём каждого из них в прямом порядке от 0 до 10, теперь в обратном порядке от 10 до 0. Назовём каждого в прямом порядке от 11 до 20, а теперь в обратном порядке от 20 и до 11.
— Молодцы, всех жителей назвали правильно. А теперь от однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулём, проведите стрелки в круг, от двузначных чисел – в полукруг.
Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.
— Какие числа попали сразу в две фигуры? Почему?
Состав чисел.
— Числа в математическом государстве живут в домиках. Давайте заселим домики. (Повторяем состав чисел).
— Из чисел в математическом государстве составляют числовые выражения. Найдите значения числовых выражений, закройте фишками примеры с ответом 4. Выражение называйте громко и чётко.
13 – 9
| 11 — 8 | 14 — 10 | |
2 + 3
| 12 — 7 | 4 + 0 | 8 — 4 |
10 — 6
| 2 + 2 | 9 — 3 | 1 + 5 |
Работа с геометрическим материалом.
— Принцесса Математика живёт во дворце. Как вы думаете, из чего он построен? Из геометрических фигур. Из каких? Назовите и покажите.
— Какую фигуру загадала принцесса, если эта фигура – не круг и находится справа от треугольника.
— Какая фигура находится в верхней строке справа? (круг)
— Какая фигура находится в нижней строке слева? ( квадрат)
|
|
| |
|
|
|
|
— Сколько вы видите на рисунке многоугольников? Давайте составим задачу, сколько и чего потребовалось, чтобы построить дворец. Вспомним, что задача – это текст, в котором есть условие и вопрос. Про условие помнят все, а про вопрос, почему то забывают.
— Чтобы построить дворец, принцессе понадобилось 6 многоугольников и 2 круга. Сколько всего фигур понадобилось?
— Каким действием будем решать задачу? Почему? Надо узнать число всех фигур.
— Запишите решение задачи. Прочитайте это выражение. К шести прибавить два получится восемь.
— Кто знает другой способ? Сумма чисел шести и двух равна восьми.
— Дайте название каждому числу в этом выражении, поставьте карточки со словами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».
— Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали.
б) Физминутка.
Сколько ягодок у нас,
Столько и подпрыгнем раз. Пять.
Сколько видите грибков,
Столько – головой кивков. Два.
Сколько черепах в округе,
Столько раз поднимем руки. Четыре.
Сколько видим пташек здесь,
Столько надо бы присесть. Три.
А лягушка здесь одна,
Работать всем велит она.
2) Сообщение темы урока. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, возрастных особенностей.
а) Формулирование первого правила сравнения чисел.
— В Математическом государстве очень уважают правила и всегда их соблюдают. И каждый раз, когда принцесса объявляет о новом правиле, этот день становится праздником. Вот и сегодня все жители ждут нового правила.
Пришла пора с ним познакомиться.
— Откройте учебник на 74 странице. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
— Пересчитайте красные шары. Сколько их? 3
— Пересчитайте синие шары. Сколько их? 4
— Каких шаров меньше? Почему? Потому что три называют при счёте раньше четырёх. Каких шаров больше? Почему? Потому что четыре называют при счёте позже трёх.
— Пересчитайте белок. Сколько их? 5
— Пересчитайте лис. Сколько их? 3
— Каких зверей меньше? Почему? Потому что 3 называют при счёте раньше пяти. Каких зверей больше? Почему? Потому что при счёте 5 называют позже трёх.
— Пересчитайте курочек. Сколько их? 4
— Пересчитайте цыплят. Сколько их? 9
— Каких птиц меньше? Почему? Потому что 4 называют при счёте раньше девяти. Каких птиц больше? Почему? Потому что при счёте 9 называют позже четырёх.
— Какой можно сделать вывод?
— Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше будет то, которое при счёте называется раньше, и больше то, которое называется позже.
Послушаем первое правило принцессы.
Первое правило.
— Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:
Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше то число, которое называют при счёте раньше, а больше то число, которое называют при счёте позже.
(На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).
— Это правило, ребята, находится в учебнике на 74 странице в рубрике «Это важно знать».
— Выполнив задание первое, мы закрепим первое правило принцессы.
— Какое число больше: 13 или 19, 20 или 15, 5 или 8? Объясните свой выбор.
— Какое число меньше: 11 или 14, 13 или 9, 17 или 20? Объясните свой выбор.
— В учебнике на странице 75, посмотрите на верхний рисунок и ответьте на вопрос: кто больше набрал огурцов: Петя или Маша? Объясните свой выбор.
В корзине лежат 15 лимонов и 7 апельсинов. Чего меньше: апельсинов или лимонов? Объясните свой выбор.
— В каком слове больше букв? МАТЕМАТИКА (10) РИСОВАНИЕ (9)
— В каком из этих слов больше одинаковых букв?
— Знаете ли вы, какое число самое большое?
— Какое бы большее число вы не называли, всегда можно назвать следующее, которое при счёте идёт за этим числом, а значит, будет больше. Самого большого числа не существует.
— А самое маленькое? Для вас, мои маленькие первоклассники, самое маленькое число – это нуль.
б) Физминутка
Это – правая рука, это – левая рука,
Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река.
Неужели стала правой моя левая рука?
в) Формулирование второго правила сравнения чисел.
— Положите перед собой линейки.
— А теперь, посмотрите на шкалу линейки. Какое число написано на шкале линейки левее: 5 или 9? Какое из этих чисел написано правее?
— Назовите все числа, которые написаны справа от числа нуль. Есть ли числа, которые написаны слева от числа нуль?
— Назовите числа, которые расположены левее числа 7. (0,1,2,3,4,5,6).
— Эти числа меньше числа семь, потому что расположены левее числа 7.
— Найдите числа 3 и 6; число 3 меньше 6. Так как 3 распложено левее.
— Какое число меньше: 7 или 9, 11 или 15, 18 или 20 и почему?
— Назовите числа, которые расположены правее числа 7. Эти числа больше числа 7, потому что расположены правее.
— Найдите на шкале линейки числа 12 и 16. Какое из них расположено правее? Какое левее? Какое из этих чисел больше, и какое меньше?
— Какой можно сделать вывод?
— Из двух чисел меньше то, которое на шкале линейки левее, и больше то, которое правее.
Послушаем второе правило принцессы.
Второе правило.
— Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:
Числа можно сравнивать с помощью шкалы линейки. Из двух чисел меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, а больше то число, которое написано правее. Левее нуля на шкале линейки нет ни одного числа. Поэтому нуль меньше любого другого числа, а любое число больше нуля.
(На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).
— Это правило, ребята, находится в учебнике на 76 странице в рубрике «Это важно знать».
— Выполнив задание одиннадцатое, мы закрепим второе правило принцессы.
Сравни числа по шкале линейки: 11 и 8, 15 и 13, 19 и 20, 16 и 18.
3) Самостоятельная работа. Проверка восприятия детьми нового материала.
а) Работа в маленьких тетрадях
— Откройте свои маленькие тетради, в них записаны в две строки пары чисел. Их нужно сравнить. Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните им большее число в каждой паре на первой строке.
5 и 9, 3 и 2, 6 и 12, 9 и 6, 14 и 8
Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните им меньшее число в каждой паре на второй строке.
8 и 2, 7 и 10, 15 и 13, 11 и 19
б) Дифференцированная работа в рабочих тетрадях на печатной основе
Работа строится с учётом индивидуального подхода. Рабочая тетрадь №2, страница 58.
IV. Итог урока
— Праздник в математическом государстве состоялся, новые правила объявлены и будут применяться на практике, в жизни. Мы с правилами принцессы познакомились, исполняли их на уроке, надеюсь и впредь будем исполнять и не ошибаться.
— Что нового вы сегодня узнали о числах?
— Какие открытия сделали для себя при изучении математики?
Сформулировали правила сравнения чисел.
— Для чего нужны эти правила?
— С каким настроением уходите с урока?
— Наш урок окончен. Всем спасибо.
Список использованной литературы
Абалмасова Е.П., Королёва Л.Ф., Лободина Н.В. «Математика 1 класс. Поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой». Часть II. Волгоград. Издательство «Учитель» 2010 год.
Железкина А.М., Курамшина О.Н. «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы». Москва. ООО «ВАКО», 2008.
Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып. 10./Под.ред. Э.А. Якименко – Саратов./