Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ гимназия №10
г. Волгограда
Конспект урока по математике
в 3 классе
«Доли»
подготовила
учитель начальных классов
Толмачева Ирина Анатольевна
г. Волгоград
2013
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели урока:
1) сформировать у учащихся представление о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур;
2) познакомить с понятием доля, с образованием долей;
3) формировать умение выделять, читать и записывать доли;
4) учить самостоятельно, применять полученные знания в практической жизни.
5) формирование позитивного отношения к окружающей среде значению экологии в повседневной жизни
Ход урока:
1. Орг. момент (создать психологический настрой детей на урок).
У. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
1. А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять. СЛАЙД 2(Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли)
2. Подготовка к основному этапу ( Цель: актуализация знаний о натуральных числах. Самостоятельное формулирование задания. Форма работы – устная фронтальная.) СЛАЙД 3Личностные УУД: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Посмотрите на слайд. Что можете сказать про эти числа? (12, 2, 6, 1 4, 1, 15, 9)
( это натуральные числа, которые мы используем при счете)
Какое задание можно придумать для этих чисел?
( разделить на группы:
— однозначные и двузначные
— четные и нечетные
— расставить в порядке возрастания убывания
— составить равенства
3.Постановка учебной проблемы. (Цель – познакомить с новым термином доля в ходе проблемного диалога. Начать подводить детей к пониманию того, что понятие доли связано с понятием деления. Форма работы – фронтальная.) Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
У. Уже в давние времена люди убедились, что одних натуральных чисел недостаточно в практической жизни.
В жизни часто приходиться делить целое на части. У меня на столе лежит яблоко. Я хочу угостить яблоком Ксюшу и Машу. Что мне нужно сделать?
(разделить).
Режу яблоко не на равные части.
Правильно я разделила?
( нужно разделить пополам)
Что значит разделить пополам?
(на равные части)
Режу яблоко на равные части.
Докажите что я разделила яблоко на равные части
( половинки яблок при наложении друг на друга совпадут)
В математике словосочетание «равные части» целого заменяют словом «доли». СЛАЙД 4
Сколько всего равных долей у меня получилось?
(две)
Какая часть или доля досталась каждой девочке? (одна)
Как можно назвать одну из полученных долей?
(половина) а по другому? ( не знают)
Так как яблоко разрезали на две части, то каждая девочка получили одну из двух равных частей яблока или одну вторую).
– А можем мы разделить яблоко на четыре равные части.
Как это сделать?
(Каждую половину поделить пополам.)
Сколько всего равных долей получилось? СЛАЙД 5
(четыре)
А теперь какая доля досталась каждой девочке?
( одна четвертая, так как яблоко разделили на четыре части и каждая девочка получила одну из четырех равных частей).
На сколько частей нужно разделить яблоко, чтобы хватило всем присутствующим в классе?
Какую часть яблока получит каждый из нас?
4. Поиск решения. ( Цель – подвести к осознанию того, что запись долей имеет особый не изученный вид. Выдвижение гипотез, которые должны отражать связь долей с делением. Форма работы – коллективная.) (Познавательные УУД: логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии)
Ребята, а вы знаете как на языке математики записать одна вторая доля, одна четвертая доля ?
(нет, не знаем)
— Как вы думаете, что означает число под чертой? (Мнения детей.)
( число под чертой означает , на сколько равных частей (долей) разделили целое) КЛИК НА СЛАЙД 5
— А число над чертой? (Мнения детей.) КЛИК НА СЛАЙД 6
( что от целого взяли одну равную часть.)
Вы узнали, что означает число 2, число один. А на что еще вы обратили внимание? (горизонтальная черта)
Что мы сегодня сделали с яблоком?
(Разделили. На сколько частей? На две. Как это можно записать 1: 2 = 1/2
В математике есть еще один знак деления, он называется дробная черта.
5. Первичное осмысление и применение изученного. ( Цель – проверить усвоение новых знаний и способов действий в измененной ситуации. Форма работы – индивидуальная.) (Предметные УУД: пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией. Личностные УУД: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
1)Самостоятельно решение практической задачи. СЛАЙД 7
У.Я предлагаю решить интересную задачу.
Территория, где расположена наша школа разделена на равные части: цветник, игровая площадка, стадион и здесь же находится участок земли загрязненный мусором. Девочка Света бросила кожуру от банана, мальчик Витя – пластиковый пакет. Какую часть или долю школьной территории вам придется убирать от мусора?
Молодцы! Для чего так важно следить за чистотой окружающей природы? СЛАЙД 8
6. Самостоятельная работа.
( Цель – установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и их коррекция. Форма работы — парная.) СЛАЙД 9 Коммуникативные УУД: совершенствование навыков работы в паре (расширение опыта совместной деятельности)
Этапы: 1) разъяснение задания под руководством учителя; 2) работа по плану; 3) самоконтроль и самооценка)
1. Практическая работа в парах. Повторение правил работы в паре.
— Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам.
Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться.
Посмотрите, у вас на парте лежат три геометрические фигуры.
— Как они называются?
— Положите перед собой прямоугольник.
— На сколько частей разделили эту фигуру? Какие эти части? (Равные.) Закрасьте одну часть.
— Как можно назвать эту часть? (Одна третья, т.к. прямоугольник поделили на 3 доли, а закрасили одну.)
— А как записать?
— Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 3 равные части и взяли одну такую часть.) Проверка по образцу.
Возьмите круг и разделите его на 4 равные части. Закрасьте одну часть.
— Как можно назвать эту часть? (Одна четвертая.)
— Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 4 равные частеи (долт) и взяли одну такую часть.) Проверка по образцу.
Возьмите квадрат и разделите его на 9 равных частей. Закрасьте одну часть.
— Как можно назвать эту часть? (Одна девятая.)
— А как записать?
1
9
— Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 9 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) Проверка по образцу.
Какие трудности возникли при выполнении этого задания?
7. Итог урока. СЛАЙД 10 Регулятивные УУД: развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.
Давайте подведем итог.
Какие цели ставили на уроке?
Были они достигнуты?
Будем ли применять полученные знания в жизни?
Можно ли их использовать на других уроках?
8. Домашнее задание.
Задача по выбору.
9. Рефлексия. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
— Вспомните проделанную работу: были ли задания, с которыми вы без меня не справились бы? В чем же заключалась моя роль?
Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.
На уроке я узнал…
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я узнал новое…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…
Если остается время работа на интерактивной доске со 12, 13, 14, 15.
Список использованной литературы:
• Дидактический материал к учебнику «Математика» 3 класс
Авторы С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова
(Москва «Баласс» 2011 г.)
• «Математика» Учебник для 3 класса в 3 частях
Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
(Москва «Баласс» 2011 г.)