Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока по математике в 3 классе
по теме
«Решение уравнений»
Подготовила и провела:
Суслова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
г.Козьмодемьянск
2014
Урок математики 3 класс
Тема урока: Решение уравнений.
Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений.
Цели урока:
Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся положительной мотивацию к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.
Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.
Предметные: формирование умения построения математической модели, решения уравнений, содержащих одно или более одного арифметического действия и задач с помощью уравнений.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, аншлаги, раздаточный материал, изображения талисманов, медали, смайлы.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Рада видеть вас, друзья.
Поприветствуем гостей и за дело веселей.
Математика нас ждёт,
Начинаем наш урок.
I. Aктуализация знаний
-В нашей стране сейчас проходит грандиозное мировое событие. А какое, вы узнаете, если расшифруете слово.
1.Расшифруйте слово.
Задание: прочитать выражения разными способами.
13х3 – Л 15х6 – Д 49 : 7 – А
24 : 12 – П 9х4 – И 7х12 – М
56 : 8 – А 42 : 7 – О 6х6 – И
Ключ:
39 | 36 | 84 | 2 | 36 | 7 | 90 | 7 | |
О | Л | И | М | П | И | А | Д | А |
2.Математический диктант
1. Найдите частное чисел 36 и 6.
2.Один множитель 9, другой 7. Найдите произведение.
3. Делимое 35, делитель 5. Найдите частное.
4. Во сколько раз 7 меньше 21?
5.Во сколько раз 16 больше 4?
6. На сколько 36 больше 9?
7. От пристани отплыли 6 лодок. В каждой лодке было по 4 весла. Сколько вёсел было в этих лодках?
8. В течение недели Витя читал книгу по 9 страниц в день. За это же время Коля прочитал на 15 страниц больше Вити. Сколько страниц прочитал Коля за неделю?
9. В классе 30 учеников, 2 ученика больны. Остальные дети разделились на группы по 4 человека для работы на уроке. Сколько групп получилось?
Ответы: 6, 63, 7, 3, 4, 27, 24, 78,7.
Итак, долгожданные XXII зимние Олимпийские Игры в г. Сочи 2014 уже в самом разгаре. Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Под олимпийскими знаменами собираются спортсмены всех континентов, потому что спорт сближает людей, помогает народам лучше понять и познать друг друга. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм.
Олимпийский флаг — это пять переплетенных колец на белом фоне. Эти кольца окрашены в синий, желтый, черный, зеленый и красный цвет, и переплетены друг с другом. Пять колец представляют пять частей света. Назовите 5 частей света. (Америка, Европа, Азия, Африка и Океания).
Сегодня вместе с нами на уроке Белый медведь, Леопард и Зайка – талисманы зимних Олимпийских Игр в Сочи. Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Хочется верить, что эти герои тоже нам принесут сегодня удачу.
1.Верно ли утверждение?
Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённые в семь олимпийских видов спорта, включены в программу зимних Олимпийских игр 2014. Сегодня мы посетим некоторые спортивные площадки. Приближаемся на стадион, где будут проходить соревнования по конькобежному спорту. Все ли готово к соревнованиям?
Зайка приглашает нас на каток. Сейчас ученики 3 группы расскажут о соревнованиях на коньках. (Приложение 1)
Задание Зайки. Если вы согласны с утверждением, ставим «+» в тетради. Если вы не согласны с утверждением, ставим «-».
Проверка.
Слагаемое + множитель = сумма
Уменьшаемое – вычитаемое = разность
Делимое : делитель = частное
Делимое – вычитаемое = разность
Множитель х делитель = произведение
Слагаемое + слагаемое = сумма
Уменьшаемое – слагаемое = разность
Множитель х множитель = произведение
Проверка. Один человек у доски. (- + + — — + — +)
Одну победу мы с вами одержали, правильно выполнив задание Зайки. Отметьте свою победу, нарисовав на полях тетради жёлтое кольцо — все ответы верны, ошибок нет; зелёное кольцо — 1-2 ошибки ; красное кольцо — 3-4 и более ошибок или затруднился выполнить заданеие.
( Дети оценивают себя сами: на партах у детей лежат фишки красного – «5», зеленого –«4», желтого –«3» цветов)
Учащиеся 4 группы расскажут нам о видах спорта на лыжах.(Приложение 1)
2. Дидактическая игра «Биатлон»(Приложение 2)
II.Постановка учебной задачи
Красная Поляна — популярный центр горнолыжного спорта. На склонах гор появились следы от лыж известных горнолыжников и сноубордистов. Задание Леопарда. Найди среди записей уравнение.
48 – 25 = 23
30 + х ? 40
36 : х = 9
Х х 5
Прочитайте. Докажите, что это уравнение.
Вставить пропущенное слово.
Уравнение – это ___________, в котором есть ______________ число.
Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число).
Сформулируйте тему урока.
Какие задачи ставим перед собой? (знать способы решений уравнений на нахождение неизвестного делимого, делителя, множителя; уметь пользоваться математической терминологией, решать уравнения).
Для чего надо научиться решать уравнения?
III. Повторение изученного ранее
Подняться на вершину горы мы сможем по канатной дороге. Учащиеся 1 группы расскажут нам о новых видах зимних игр.
Работа в группах. Задание: восстановить последовательность этапов решения уравнений.
Каждая группа будет работать по заданному алгоритму. Не забывайте помогать друг другу: работа в группах – серьезный и ответственный труд.
Алгоритм
Запишите уравнения.
Найдите переменную.
Решите уравнение – найдите его корень.
Обсудите в группе, сделайте вывод.
1 группа:
Х + 28 = 53 28+х=53
Вывод: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из ____________________________________________________________________
2 группа:
У-24=36
60-у=24
Вывод: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к ____________________________________________________________________
Вывод: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из ____________________________________________________________________
3 группа:
Делимое делитель частное
b : 23 = 4
Делимое делитель частное
90 : c = 5
Вывод: Чтобы найти неизвестное делимое, надо ____________________________________________________________________
Вывод: Чтобы найти неизвестный делитель, надо ____________________________________________________________________
4 группа:
Множитель множитель произведение
7 * a = 56;
Множитель множитель произведение
a * 8 = 56
Вывод: Чтобы найти неизвестный множитель, надо ____________________________________________________________________
Защита работы групп. Взаимопроверка.
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Перед каждым ребенком лежит набор из 4-х карточек разного цвета. Задание: выберите карточку того цвета, который вам нравится, подпишите листочек и выполните задание. Передайте карточку соседу, сидящему справа. Сверьте ответ с эталоном: поставьте на листочке знак «+» или «-».
(Синяя карточка: 185 – m = 93; на синем ответ: m = 92;
Красный: 17 + x = 304; x = 287;
Зеленая: 90 * k = 270; y = 3;
Желтая: b : 40 = 900; b = 36000)
— Сколько «+» в вашей группе? (Мне понравилась работа этой группы… Отметка каждому — …)
I. Закрепление.
Работа в парах.
Составить из данных чисел уравнение и решить их, объясняя друг другу в парах.
36, 12, 3, Х
12 х Х = 36
3 х Х = 36
Х х 12 = 36
Х х 3 = 36
36 : х = 12
36 : х = 3
IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз
Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на “отлично”, помогать маме в семейном ресторанчике “Лесная запруда”, но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать
Всем полезно без сомненья
Всё, что связано с движеньем.
Вот, поэтому ребятки
Будем делать мы зарядку.
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы — серые клубочки.(руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг — скок, прыг – скок – (прыжки вперед-назад, вперед-назад)
Стал зайчонок на пенёк.(встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.(шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение “ножницы”)
Три! Присели, дружно встали.(присесть, встать)
Все за ушком почесали.(почесать за ухом)
На “четыре” потянулись.(руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись.(прогнуться, наклониться вперед)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд.(шаги на месте)
V. Работа над изученным материалом.
Решение задач
1. Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции более 1000 лет назад. Жители Древней Греции устраивали игры 1 раз в 4 года. Сколько месяцев проходило между двумя Олимпийскими играми?
2. В соревнованиях по биатлону приняли участие 51 спортсмен, а фигурном катании в 3 раза меньше. В кёрлинге приняли участие на 15 спортсменов больше, чем в фигурном катании, а в лыжных гонках в 3 раза больше, чем в кёрлинге. Сколько спортсменов приняли участие в лыжных гонках?
3. Конькобежец пробежал 1000 м за 4 мин. Сколько метров он пробежит за 9 мин?
4.Какая по счету Зимняя олимпиада будет в Сочи в XXI веке (после 2000 года)? В какие годы проводились зимние олимпиады, если они проводятся через 4 года, начиная c 2002, а Сочинская олимпиада будет в 2014 году?
Решение. пусть перед сочинской было х олимпиад.
Уравнение 2002+4х=2014
4х=2014-2002
4х= 12 х=3
Перед сочинской было 3 олимпиады, значит эта четвертая.
VIII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы погрузились в неповторимую атмосферу Олимпийских игр, преодолели много трудностей и препятствий. Подошел к завершению наш урок. Посмотрите на свою шкалу, оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание.
Каждый участник соревнований, одержав победу, поднимается на пьедестал почета, чтобы получить заслуженную медаль. Сегодня вы тоже одержали победу, победу над собой. И тоже получаете медали за работу на уроке. На обратной стороне медали записаны 3 вида домашнего задания. 1задание необходимо выполнить всем, остальные задания выполнить по желанию.
Методика «Незаконченное предложение»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
X. Рефлексия.
Выберите смайл с подходящим для вас состоянием. Поместите смайл на ту ступеньку пьедестала, на которой вы находитесь. Закончите предложение своими словами.
Отлично! Я многому научился
Хорошо, но могу лучше!
Хочу знать больше!Пока испытываю трудности
Давайте завершим наш урок девизом (учащиеся встают, взявшись за руки, и хором произносят заключительный слайд презентации): «Встанем, за руки взявшись, ладонь в ладонь – в каждом сердце зажжется Олимпийский огонь!».
— Я благодарю вас, дети, за работу на уроке, за помощь друг другу, мне!
Список используемой литературы:
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. М.:ТЦ «Сфера»,2006.
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по математике.3 класс. — М.: ВАКО,2013.-448 с.
3. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.,2003