Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока по математике в 3 классе
«Составные уравнения»
Подготовила
Гребнева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г .Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Г.Козьмодемьянск
2014г.
Тема: «Составные уравнения»
Цели: познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений по компонентам.
Ход урока
1.Организация к уроку (1-2 мин).
– Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу удачи на сегодняшний урок. Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.
« Математика».
Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется.
Она может воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
— А чтобы математика открыла перед нами свои тайны, и мы успешно выполнили задание, какие задачи перед собой поставим? (внимательно слушать, услышать учителя, подумать, решить, записать ответ). На полях нарисуйте, смайлик — какое у вас настроение в начале урока.
2. Актуализация знаний (5-7 мин).
Самооценка: Если вы считаете, что задание выполнено правильно, нарисуйте на полях зелёный кружок, если считаете, что допустили неточность — жёлтый, если сомневаетесь в правильности ваших ответов – красный.
Зеленый кружок — доволен собой, не допустил ни одной ошибки.
Желтый кружок – допустил неточность.
Красный кружок — надо постараться и успех будет
Применение ранее изученных способов деятельности.
Индивидуальные задания.
Примечание: Во время проведения фронтальной работы с классом у доски работают 2 учащихся.
Решить удобным способом:
|
| 37*5*2=3700 | |
498+499+500+501+502= | 2500 |
|
|
-Какие законы применили? (Сочетательный и переместительный законы сложения и умножения.)
2) Расставить порядок действий, сосчитать: 375*0+294:294+(16-6):2= 6
Объясните принцип расстановки порядка действий. (Если в выражении есть скобки, то первое действие выполняется в скобках. Затем умножение или деление, а после сложение или вычитание.)
3) Фронтальная работа.
Примечание: После её проведения проверяется индивидуальная работа учащихся у доски.
Математический диктант и повторение компонентов.
Увеличьте 43 на 27 (70)
Уменьшите 83 на 31 (52)
Увеличьте число 17 в 2 раза (34)
Уменьшите число48 в 3 раза (16)
А сейчас работа в парах. Повторим правила работы в группах.
Придвиньте карточку с заданием, рассмотрите внимательно. Вам необходимо разбить данные записи на группы и обосновать своё решение, на выполнение задания отводится 2 минуты.
|
| в > 4 | |
а:18 |
|
| 8 · х = 24 |
а+6 < 45*2 |
|
| а+6-45*2 |
—На какие группы можно разбить данные записи?
(На выражения, равенства и неравенства)
Выражения: а:18, а+6-45*2.
Равенства: 8 · х = 24 , (у — 4) · 3=15
Неравенства: в 4, а+6 45*2.
—Являются ли выражения высказыванием? (Нет, так как оно не доведено до логического завершения. Высказывание – это предложение, которое содержит какое-то утверждение)
—Убрать выражения, которые являются высказыванием. (Убрать неравенства.)
— Из того, что осталось выбрать уравнение.
— Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?
(Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что их нет).
-Я хочу открыть вам одну тайну математики и познакомить с исторической справкой.
Странички истории
Уравнения мы часто используем в повседневной жизни, но о том, кто их создал, мы не думаем. Иногда полезно знать, кто это сделал, ведь если бы не эти люди, то возможно и по сей день не придумали бы как решать уравнения.
Знак равенств, используемый в уравнениях, ввел английский математик Рекорд, который объяснил, что ничто не может быть равным, чем два параллельных отрезка.
Слово «алгебра» возникло из термина «аль-джебр», взятого из названия книги хорезмского математика Мухаммеда Бен Мусса аль Хорезми.
Создателем буквенной символики стал французский математик Франсуа Фиет. А Нильс Абель внес важный вклад в решение разных уравнений.
Уравнения, бывают разные: линейные, система уравнений, квадратные, тригонометрические… Но об этом вы узнаете в старших классах.
2) Самостоятельная работа.
8 · х = 24 (у — 4) · 3=15
– Чему равен корень 1 уравнения?
– Чему равен корень 2 уравнения?
3. Постановка проблемы (5 мин).
– Подходит ли для решения этого уравнения известный нам алгоритм? (Нет)
– Почему? (Неизвестный компонент является выражением, а мы такие уравнения ещё не решали).
– Какую задачу мы для себя поставим на этом уроке? (Научиться решать уравнения нового вида).
– В математике такие уравнения называют составными.
– Тема нашего урока “Решение составных уравнений”.
Физминутка
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
4. Закрепление.
1) —Прежде чем мы начнём решать уравнения давайте вспомним алгоритм решения составных уравнений. Выйти к доске и восстановить порядок действий.
(у — 4) · 3=15 , объяснение
= Найти последнее действие.
— Выделить неизвестный компонент.
— Применить правило нахождения неизвестного компонента.
— Упростить правую часть.
— Корень уравнения найден?
— Сделать проверку.
Задание 1, с. 83.
Коллективный разбор. Запись на доске и в тетрадях с комментированием.
а) (у – 5) · 4 = 28 г) k : 5 + 8 = 17
у – 5 = 28 : 4 k : 5 = 17 – 8
у – 5 = 7 k : 5 = 9
у = 7 + 5 k = 9 · 5
у = 12 k = 45
(12 – 5) · 4 = 28 45 : 5 + 8 = 17
28 = 28 17 = 17
—О чём нужно помнить при решении составных уравнений? (Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Правило нахождения неизвестного компонента действий.)
Кто справился с задание поставьте на полях кружок
Физминутка для глаз
Решение задач на повторение.
1. Задание 6, с. 84.
Коллективный разбор. Решение на доске и в тетрадях с комментированием.
Чтобы ответить на основной вопрос задачи, необходимо узнать, сколько марок о космосе (129 · 2 = 258). Затем сложить количество марок о спорте и о космосе (129 + 258 = 387).
Из общего количества марок вычесть марки о спорте и о космосе, останутся марки о животных (512 – 387 = 125). Найти разницу количества марок о спорте и о животных (129 – 125 = 4).
Ответ: о спорте на 4 марки больше, чем о животных.
Отработка навыков устных и письменных вычислений.
Задание 4, с. 83.
Работа в парах. Взаимопроверка. Ответы комментируются.
а) 8 · (а – 7); в) а : 12 + 4;
б) (а + 18) : 5; г) а · 2 – 9.
Если а = 12:
а) 8 · (12 – 7) = 40; в) 12 : 12 + 4 = 5;
б) (12 + 18) : 5 = 6; г) 12 · 2 – 9 = 15.
2. Задание 12, с. 85.
Устно. Коллективный разбор.
Если Миша не ест пироги с яблоками и с капустой, значит, он выберет пирог с рисом.
Ваня не любит пироги с капустой, значит, он выберет пирог с яблоками, а Толе достанется пирог с капустой.
5. Домашнее задание.
Найдите на стр. 85 № 5(а,б) и №8. Посмотрите на задание. Что вам непонятно?
Если у детей возникают вопросы по выполнению домашнего задания, то учитель делает пояснения.
6. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали об уравнениях? (бывают составными)
— Кто ещё не усвоил алгоритм решения составных уравнений? Давайте ещё раз его повторим. ( по доске)
— Кому решение таких уравнений показался не очень сложным?
— У кого из вас решение составных уравнений всё ещё вызывает затруднение?
— Что самое главное при решении составных уравнений?
Свободные высказывания детей.
Самооценка: посмотрите на поля тетрадей, у кого какие успехи? Встали те ребята, у кого больше зелёных кружочков?
Зеленый кружок — Молодцы! Наши аплодисменты!
Желтый кружок – Вы успешны, но необходимо ещё немного усердия и внимания.
Красный кружок — надо постараться и успех непременно придёт!
Учитель: Спасибо за работу.
Список литературы:
Петерсон Л.Г. «Математика». Учебник для 3 класса начальной школы. – М: Ювента, 2012.
Максимова Т.В., Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по математике 3 класс.-М:Веко,2011.
Историческая справка про уравнения pyrkov.professorjournal.ru›c/document_library/get…