Конспект урока по математике в 3 классе «Составные уравнения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл













Конспект урока по математике в 3 классе

«Составные уравнения»



Подготовила

Гребнева Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г .Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл














Г.Козьмодемьянск

2014г.

Тема: «Составные уравнения»

Цели: познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений по компонентам.

Ход урока

1.Организация к уроку (1-2 мин).

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу удачи на сегодняшний урок. Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.

« Математика».

Этот урок у нас сейчас

Науке посвящается,

Что математикой всегда

В школе называется.

Она может воспитать такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни всё познать,

Измерить и исчислить.

А чтобы математика открыла перед нами свои тайны, и мы успешно выполнили задание, какие задачи перед собой поставим? (внимательно слушать, услышать учителя, подумать, решить, записать ответ). На полях нарисуйте, смайлик — какое у вас настроение в начале урока.

2. Актуализация знаний (5-7 мин).

Самооценка: Если вы считаете, что задание выполнено правильно, нарисуйте на полях зелёный кружок, если считаете, что допустили неточность — жёлтый, если сомневаетесь в правильности ваших ответов – красный.

Зеленый кружок — доволен собой, не допустил ни одной ошибки.

Желтый кружок – допустил неточность.

Красный кружок — надо постараться и успех будет

  • Применение ранее изученных способов деятельности.

Индивидуальные задания.

Примечание: Во время проведения фронтальной работы с классом у доски работают 2 учащихся.

  1. Решить удобным способом:

234*25*4=23400

 

 

37*5*2=3700

498+499+500+501+502=

2500



-Какие законы применили? (Сочетательный и переместительный законы сложения и умножения.)
2) Расставить порядок действий, сосчитать: 375*0+294:294+(16-6):2= 6

Объясните принцип расстановки порядка действий. (Если в выражении есть скобки, то первое действие выполняется в скобках. Затем умножение или деление, а после сложение или вычитание.)

3) Фронтальная работа.

Примечание: После её проведения проверяется индивидуальная работа учащихся у доски.

Математический диктант и повторение компонентов.

  1. Увеличьте 43 на 27 (70)

  2. Уменьшите 83 на 31 (52)

  3. Увеличьте число 17 в 2 раза (34)

  4. Уменьшите число48 в 3 раза (16)

  • А сейчас работа в парах. Повторим правила работы в группах.

Придвиньте карточку с заданием, рассмотрите внимательно. Вам необходимо разбить данные записи на группы и обосновать своё решение, на выполнение задания отводится 2 минуты.

(у — 4) · 3=15

 

 

в > 4

а:18

 

 

8 · х = 24

а+6 < 45*2

 

 

а+6-45*2

На какие группы можно разбить данные записи?

(На выражения, равенства и неравенства)

Выражения: а:18, а+6-45*2.

Равенства: 8 · х = 24 , (у — 4) · 3=15

Неравенства: в  4, а+6  45*2.

Являются ли выражения высказыванием? (Нет, так как оно не доведено до логического завершения. Высказывание – это предложение, которое содержит какое-то утверждение)

Убрать выражения, которые являются высказыванием. (Убрать неравенства.)

— Из того, что осталось выбрать уравнение.

— Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?

(Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что их нет).

-Я хочу открыть вам одну тайну математики и познакомить с исторической справкой.

  • Странички истории

Уравнения мы часто используем в повседневной жизни, но о том, кто их создал, мы не думаем. Иногда полезно знать, кто это сделал, ведь если бы не эти люди, то возможно и по сей день не придумали бы как решать уравнения.


  • Знак равенств, используемый в уравнениях, ввел английский математик Рекорд, который объяснил, что ничто не может быть равным, чем два параллельных отрезка.


  • Слово «алгебра» возникло из термина «аль-джебр», взятого из названия книги хорезмского математика Мухаммеда Бен Мусса аль Хорезми.


  • Создателем буквенной символики стал французский математик Франсуа Фиет. А Нильс Абель внес важный вклад в решение разных уравнений.

  • Уравнения, бывают разные: линейные, система уравнений, квадратные, тригонометрические… Но об этом вы узнаете в старших классах.


 2) Самостоятельная работа.

8 · х = 24 (у — 4) · 3=15

Чему равен корень 1 уравнения?

Чему равен корень 2 уравнения?

3. Постановка проблемы (5 мин).

Подходит ли для решения этого уравнения известный нам алгоритм? (Нет)

Почему? (Неизвестный компонент является выражением, а мы такие уравнения ещё не решали).

Какую задачу мы для себя поставим на этом уроке? (Научиться решать уравнения нового вида).

В математике такие уравнения называют составными.

Тема нашего урока “Решение составных уравнений”.

Физминутка

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


4. Закрепление.

1) —Прежде чем мы начнём решать уравнения давайте вспомним алгоритм решения составных уравнений. Выйти к доске и восстановить порядок действий.

(у — 4) · 3=15 , объяснение

= Найти последнее действие.

— Выделить неизвестный компонент.

— Применить правило нахождения неизвестного компонента.

— Упростить правую часть.

— Корень уравнения найден?

— Сделать проверку.

Задание 1, с. 83.

Коллективный разбор. Запись на доске и в тетрадях с комментированием.

а) (у – 5) · 4 = 28 г) k : 5 + 8 = 17

у – 5 = 28 : 4 k : 5 = 17 – 8

у – 5 = 7 k : 5 = 9

у = 7 + 5 k = 9 · 5

у = 12 k = 45

(12 – 5) · 4 = 28 45 : 5 + 8 = 17

28 = 28 17 = 17


О чём нужно помнить при решении составных уравнений? (Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Правило нахождения неизвестного компонента действий.)

Кто справился с задание поставьте на полях кружок

Физминутка для глаз

  • Решение задач на повторение.

1. Задание 6, с. 84.

Коллективный разбор. Решение на доске и в тетрадях с комментированием.

Чтобы ответить на основной вопрос задачи, необходимо узнать, сколько марок о космосе (129 · 2 = 258). Затем сложить количество марок о спорте и о космосе (129 + 258 = 387).

Из общего количества марок вычесть марки о спорте и о космосе, останутся марки о животных (512 – 387 = 125). Найти разницу количества марок о спорте и о животных (129 – 125 = 4).

Ответ: о спорте на 4 марки больше, чем о животных.

  • Отработка навыков устных и письменных вычислений.

Задание 4, с. 83.

Работа в парах. Взаимопроверка. Ответы комментируются.

а) 8 · (а – 7); в) а : 12 + 4;

б) (а + 18) : 5; г) а · 2 – 9.

Если а = 12:

а) 8 · (12 – 7) = 40; в) 12 : 12 + 4 = 5;

б) (12 + 18) : 5 = 6; г) 12 · 2 – 9 = 15.

2. Задание 12, с. 85.

Устно. Коллективный разбор.

Если Миша не ест пироги с яблоками и с капустой, значит, он выберет пирог с рисом.

Ваня не любит пироги с капустой, значит, он выберет пирог с яблоками, а Толе достанется пирог с капустой.

5. Домашнее задание.

Найдите на стр. 85 № 5(а,б) и №8. Посмотрите на задание. Что вам непонятно?

Если у детей возникают вопросы по выполнению домашнего задания, то учитель делает пояснения.

6. Подведение итогов урока.

— Что нового узнали об уравнениях? (бывают составными)

— Кто ещё не усвоил алгоритм решения составных уравнений? Давайте ещё раз его повторим. ( по доске)

— Кому решение таких уравнений показался не очень сложным?

— У кого из вас решение составных уравнений всё ещё вызывает затруднение?

 Что самое главное при решении составных уравнений?

Свободные высказывания детей.

Самооценка: посмотрите на поля тетрадей, у кого какие успехи? Встали те ребята, у кого больше зелёных кружочков?

Зеленый кружок — Молодцы! Наши аплодисменты!

Желтый кружок – Вы успешны, но необходимо ещё немного усердия и внимания.

Красный кружок — надо постараться и успех непременно придёт!

Учитель: Спасибо за работу.

























Список литературы:

  1. Петерсон Л.Г. «Математика». Учебник для 3 класса начальной школы. – М: Ювента, 2012.

  2. Максимова Т.В., Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по математике 3 класс.-М:Веко,2011.

  3. Историческая справка про уравнения pyrkov.professorjournal.ruc/document_library/get



Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Рациональные уравнения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: