Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Г.Костромы
Конспект урока по математике
в 3 классе
«Цена. Количество. Стоимость. Взаимосвязь между ценой, количеством, стоимостью»
подготовила
учитель начальных классов
Корягина Екатерина Алексеевна
г. Кострома, 2014г.
Математика
Класс: 3
Учебник: Башмаков М.И. Математика: учебник для 3кл. четырехл. нач. шк. : в 2ч. Ч.1 / М.И. Башмаков, М.Г.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 127, (Планета знаний).
Раздел учебника: Математические законы
Методики, применяемые на уроке. Известно, что на 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации, учащиеся сами доказывали правильность результата и делили выводы.
На уроке реализовывались следующие принципы:
1)принцип адаптивности (каждый ребенок работал в зоне своего развития, работа в парах, в группах, карточки с подсказкой )
2)принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников)
3)принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков)
4)принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретенного знания)
5)принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия)
На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребенка(аудиалы, визуалы, кинестетики). Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали, схемы-опоры для визуалов.
Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика для глаз. Проведенная физкультминутка связанна с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»). «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах» (В.Ф.Базарный). главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз.
Дети работали увлеченно, с интересом, давали полные обоснованные ответы.
Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
Рефлексия на уроке была неразрывно связана с темой урока.
Считаю, что урок достиг поставленных целей.
Оборудование: карточки «цена», «количество», «стоимость»; «Правило треугольника»; формулы; иллюстрации с продуктами питания; презентация к уроку.
Конспект урока
Тема: «Цена. Количество. Стоимость. Взаимосвязь между ценой, количеством, стоимостью».
Цель: ввести понятия цены, количества, стоимости. Учить решать задачи с этими величинами.
Задачи. 1.Образовательные: установить связь между величинами Ц. К. С.; показать табличный способ записи условия задачи.
2.Развивающие: развитие умения решать текстовые задачи, развитие мышления, речи, памяти.
3.Воспитательные: развитие чувства взаимопомощи, коллективизма.
4.Здорповьесберегающие: сохранение здоровья учащихся путем смены видов деятельности, проведением физкультминуток.
Тип урока: урок введения нового знания. (Деятельностный метод обучения)
План урока: 1. Организационный момент (1мин.)
2.Актуализация знаний (6мин.)
3.Формулирование темы урока, постановка учебных задач (4мин.)
4.Физкультминутка (двигательная) (2мин.)
5.Открытие новых знаний (10мин.)
6. Физкультминутка (зарядка для глаз и мышц головы) (1мин.)
7. Закрепление. Самостоятельная работа (8мин.)
8.Итог урока (2мин.)
9.Рефлексия (4мин.)
10.Домашнее задание (2мин.)
Формируемые УУД
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать
своё рабочее место в соответствии с целью выполнения задания.
Оценивать свою собственную успешность в выполнении задания.
Умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач
Оценивать правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.
Познавательные УУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица
Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.
Личностные:
Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи во внутренний план.
Конспект хода урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||
| 1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент) — Девиз нашего сегодняшнего урока: «Кому ум служит, тот ни о чем не тужит» (запись на доске). — Как вы понимаете эти слова? — Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя.
Высказывания учащихся.
Запись в тетрадях. | ||||||||||
Слайд 1
Слайд 2
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
| 2.Актуализация знаний — Отгадайте, пожалуйста, загадку: Все мы там бываем. Всё, что нужно покупаем. Там есть множество витрин, Что же это? — Правильно. Сегодня мы с вами пойдем в магазин. (на доске вывешены иллюстрации продуктов питания с ценами). — В каком магазине мы можем купить эти товары? — С какой целью мы идём в магазин? — Всякий раз, когда у вас возникает необходимость что-либо купить, что нужно иметь при себе? — Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле? — Сколько копеек в 1рубле? — Ребята запишите в тетрадь и выразите: 2р = …к 120к = …р…к 4р 50к = …к 605к = …р…к (Проверка: фронтально, спросить несколько учеников). Вывешивается на доску иллюстрация бабушки. — К нам в магазин пришла бабушка и решила купить двух одинаковых медвежат с конфетами. Как вы думаете, хватит ли ей 100рублей, чтобы заплатить за эти покупки? — Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос? — Почему? — А можем ли мы в магазине определить, сколько стоит та или иная вещь? -Как это сделать? — Что показывает ценник? — Как по-другому можно сказать..? (учитель выставляет на доску карточку «Цена»). -В математике в задачах кратко обозначают цену буквой Ц. — Посмотрите на наш магазин, можете ли вы найти цену товара. Назовите. — Что такое цена? — В словаре определение цены звучит так: «Цена – величина, которая показывает, сколько стоит 1предмет, килограмм и т.д.» -В каких единицах измеряется цена? — Как называется число предметов, которое мы покупаем? (выставляется на доску карточка «Количество» рядом с «Ценой») — Кратко в задачах количество будем обозначать буквой К. -Вернемся в наш магазин. Чтобы вы хотели в нем купить, какое количество товаров? -Так что же такое количество? — Количество – это число, которое показывает, сколько купили предметов. — Ребята, наша героиня решила купить 2 мороженого по 10рублей. Сколько денег ей необходимо заплатить? — Как нашли? — Что такое 20? Как можно назвать, одним словом? (учитель выставляет карточку «Стоимость» на доску рядом с «Ценой» и «Количеством». — Кратко в задачах будем обозначать стоимость буквой С. — Что такое стоимость? — В словаре определение стоимости звучит так: «Стоимость – это величина, которая показывает, сколько стоит вся покупка». — В каких единицах измеряется стоимость? — Какие новые величины мы открыли? 3. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. — Кто уже догадался, какая тема нашего урока? — Связаны ли эти величины между собой? — Какие задачи поставим перед собой на урок? (задачи урока вывешиваются на доску).
4.Физкультминутка. — Встали из-за парт. Если вы услышите цену – хлопок в ладоши, количество – руки вверх, стоимость – тихо стоим. 1.Купили 3 пачки творога. 2.За кексы заплатили 24рубля. 3. Коробка сока стоит 34рубля. 4.На 300рублей купили несколько кг винограда 5. В магазине приобрели 5кг конфет. 6.В хлебном ларьке купили рогалики по 5рублей за штуку. — Молодцы, садитесь. — Ребята, какая из величин самая большая? Почему? 5.Октрытие новых знаний. — Наша героиня пошла в магазин, чтобы приобрести муки на пирог. Внимание задача. «Пакет муки стоит 20 рублей. Сколько надо заплатить денег за 3 таких пакета?» — О чем идет речь в задаче? — Что в задаче известно? — Что требуется найти? -Что обозначает число 20? — Что обозначает число 3? — Условие задачи будем записывать в таблицу. Какие графы будут в таблице? Цена Кол-во Стоимость Условие задачи записывает на доске вызванный ученик. — Решите эту задачу в парах. Проверка ведется фронтально. Отвечает та пара, которая быстрее всех решила. — Прочитайте решение. Что находили? Какая из величин самая большая? — Как найти стоимость? Сделайте вывод. На доску вывешивается формула: С = Ц . К
Физкультминутка. — Ребята, представьте перед собой нашу новую формулу больших размеров. Попробуйте её при помощи головы и глаз обвести в воздухе. Работа в группах. — Составьте 2обратные задачи. Презентации своих работ. — Как найти количество? — Как найти цену? Вывешиваются учителем на доску формулы: К = С : Ц Ц = С : К — Ребята, все три правила можно объединить в одно – правило «треугольника».
С
Ц . К Выдаются карточки- подсказки, где прописаны определения новых величин и формулы.
6.Закрепление. Самостоятельная работа. — Пока мы с вами выводили формулы, наша героиня сходила в другой магазин и решила сделать заказ, но столкнулась с трудностями. Давайте ей поможем. — В какой магазин пришла героиня? — Решите самостоятельно, записывая только решение. Проговор правил вслух. Затем вворачиваемся к задаче в начале урока про медведе с конфетами. -Какой величины нам не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи? — Допустим медведь стоит 40 рублей. Как бы вы решили задачу? Затем дети подставляют свои варианты цены и совместно устно решают получившиеся задачи. 7.Итог урока. -Какая была тема урока? -В какой магазин ходили? -Какие задачи перед собой ставили? — Все ли поставленные задачи мы выполнили? -Пригодятся ли нам в жизни приобретенные сегодня знания? Где? 8. Рефлексия. -Завершить наш урок мне бы хотелось такой работой. Я быстро читаю задачи, если задача решается умножением, рисуете квадратик, если делением – треугольник.
— Поднимите руки, у кого получился такой узор? «Молодцы»! Вы всё на уроке сегодня поняли. У кого не получился такой узор, не расстраивайтесь, мы только начали работать над таким типом задач, и на следующих уроках будем отрабатывать новые умения. 9. Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.50, а кто чувствует в себе силы, могут составить свои задачи на нахождение Ц., К., С.
|
— Магазин.
— В продовольственном магазине. — Чтобы купить какой- то товар. — Деньги. — Копейка.
— 100копеек. Самостоятельная работа
Самопроверка по эталону
Обсуждение в парах Высказывание предположений — Нет. — Мы должны знать, сколько стоит один мишка с кофетами. — Да. — На товаре есть ценник, просто посмотреть. — Сколько стоит 1 такой предмет — Это ЦЕНА товара.
Называют цены вывешенных на доске товаров. Высказывания детей.
— Копейки, рубли.
— Количество предметов.
Высказывания детей. — Набор товаров.
— 20рублей. — 10 . 2 = 20
— Стоимость товара.
— Оплата за всю покупку.
— В рублях, копейках. — Цена, количество, стоимость.
— Величины Ц., К., С. — Да — Установить взаимосвязь между Ц. К. С. Научиться решать задачи с этими величинами. Учиться правильно, формулировать вопрос задачи
Руки вверх. Тихо стоят. Хлопок в ладоши. Тихо стоят. Руки вверх. Хлопок в ладоши.
— Стоимость, т.к. это величина, которая показывает сколько стоит вся покупка.
— О пакетах с мукой? -Что 1 пакет стоит20р. И купили 3 таких пакета. — Сколько надо заплатить денег за 3 таких пакета. — Цена 1пакета. — Количество пакетов. — Ц. К. С.
Решают задачу в парах.
20 . 3 = 60 Находили стоимость. Это самая большая величина. — Чтобы найти Стоимость, надо цену умножить на количество.
Работают в группах.
— Стоимость разделить на цену. — Стоимость разделить на количество.
Открывают учебник на стр. 97 №5
— В компьютерный. Решают задачу. Взаимопроверка с эталона.
— Цены.
— 40 . 2 = 80(р) 100рублей хватит и ещё останется сдача 20рублей.
-Величины Ц., К., С. — В продуктовый. — Установить взаимосвязь между Ц. К. С. Научиться решать задачи с этими величинами. Учиться правильно, формулировать вопрос задачи Высказывания детей.
Рисуют узор
Проверяют по эталону.
Записывают домашнее задание. |
Список использованной литературы.
Башмаков М.И. Математика: учебник для 3кл. четырехл. нач. шк. : в 2ч. Ч.1 / М.И. Башмаков, М.Г.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 127, (Планета знаний).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
— https://zdesvsyo.ru/_ph/81/1/12649326.jpg