Тема: Величины. Длина (закрепление изученного материала).
Цели: отрабатывать вычислительные навыки в пределах 9;
закреплять знания о величинах и их измерении;
учить практически измерять и строить отрезки; решать задачи по
теме;
развивать логическое мышление, аналитические способности, речь, память, внимание.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка учебной задачи.
К серой цапле на урок
Прилетело 7 сорок,
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Не готовили урок? (7-3=4)
-А вы ребята готовы к сегодняшнему уроку?
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Готовы? Тогда скажите, над какой темой мы сейчас работаем? (величины; единицы длины.)
-Сегодня мы продолжим работу над этой темой, закрепим то, что уже выучили. Помогут нам в этом герои сказки. Какой, вы узнаете, если выполните первое задание.
1слайд 3 8 6 7 5 4 9
-Назовите самое большое число. (9)
-Назовите самое маленькое число. (3)
-Назовите соседей числа 5.
-7, назовите предыдущее число.(6)
-8, назовите следующее. (6)
-Какие числа (из данных) нужно сложить, чтобы получилось 8?
— Из какого числа нужно вычесть 5 чтобы получилось3?
-Увеличьте число 6 на 1.
-Уменьшите число 5 на 3.
Молодцы! С этим заданием вы справились. Теперь давайте назовём и запишем эти числа в порядке возрастания. (карточка – образец у каждого на парте)
2 слайд: 3 4 5 6 7 8 9.
— Я переверну карточки с числами, и мы прочитаем название сказки.
3 слайд: КОЛОБОК
-Ребята, кто автор этой сказки? (народ)
-Как мы её называем? (русская народная сказка)
-Кто герои этой сказки? Они и помогут нам сегодня на уроке.
2. Устный счёт.
4 слайд: Жили-были старик да старуха. Однажды просит старик старуху испечь ему колобок. Замесила старуха тесто на сметане, изжарила его в масле, да на окошко студить поставила. А чтобы время прошло быстрее, решили старики полезным делом заняться:
5 слайд: 3+_=5 8-_=5 _-3=3
_+4=8 9-_=7 _-2=6
6+_=9 7-_=4 _-4=1
-Как называются компоненты при сложении, вычитании?
— Где находится целое при сложении, вычитании?
6 слайд: Пока старик со старухой работали, надоело колобку лежать. Покатился он с окна на завалинку, с завалинки на дорожку и покатился в лес.
6 слайд:
— Посмотрите сколько дорожек в лесу. На какие две группы их можно разделить? (Замкнутые и незамкнутые)
— Как называется каждая из них?(отрезок, луч, прямая, ломаная)
6 слайд:
-Вот так катился колобок.
-На что это похоже? (ломаная линия)
-Из чего состоит ломаная линия? (из трёх звеньев)
-Как узнать длину ломаной линии?
-Какую единицу длины вы знаете?
-У каждого из вас есть листочек с ломаной линией. Давайте измерим её длину (измерить длину каждого звена).
— Чему равна длина первого и второго звена?(3см и 4см)
-Чему равна длина третьего звена?(2 см)
-Как узнать длину ломаной линии? (3см+4см+2см=9см)
-Начертите в тетради отрезок, длина которого на 4см короче длины ломаной линии.
— Как узнать длину отрезка? (9-4=5см)
7 слайд: Катится колобок по тропинке к лесу, а навстречу ему … .
-Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
— Кого первого встретил колобок? (зайца)
-Колобок, колобок, я тебя съем.
-Не ешь меня, заяц!
-Хорошо, но за это выполни моё задание (№6) написано на доске:
— Прежде чем выполнять, давайте вспомним: что можно делать с величинами? (сравнивать, слаживать, отнимать).
-Но нужно помнить одно условие: единицы измерения должны быть одинаковыми.
— Какую единицу измерения мы с вами знаем?
— Поставь знаки >, < или =, чтобы получились верные записи:
3см…9см 5см+2см…2см+5см
5см…2см 6см-3см…6см+1см
6см…7см 7см-4см…5см-4см
На отворотах 2 уч – ся
2см…4см 3см+4см…2см+4см
6см…3см 7см-5см…8см-4см
-Можем сразу сравнить?
-Что сначала нужно сделать?
-Что заметили? Почему можно не считать?
-Выполнил колобок задание, запел песню и покатился дальше.
Физкультминутка
На зарядку колобок приглашает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два»!
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз- наклон, два- наклон,
Зашумел листвою клён.
8 слайд: Катится колобок, а на встречу ему волк:
-Колобок, колобок, я тебя съем.
-Не ешь меня, серый волк.
-Хорошо, но за это выполни моё задание (на слайде)
— Длина одной стороны треугольника 4см, а длина двух других одинаковых сторон – по 3см. Чему равна сумма длин сторон треугольника? (задание выполняем в тетради).
-Выполнил колобок задание и покатился дальше.
9 слайд: Катится колобок, а навстречу ему
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд. ( Медведь)
— Колобок, колобок, я тебя съем.
-Не ешь меня, медведь.
-Хорошо, но я задам тебе трудное задание.
-Поможем колобку?
-Задание трудное, потому что его нужно выполнить самостоятельно.(№5)
-Помогли мы колобку выполнить задание, он и покатился дальше.
10 слайд: Катится колобок, а там:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Колобочка ждёт хитрюга — краса
А зовут её?.. ( Лиса )
— Колобок, колобок, я тебя съем.
-Не ешь меня, лиса.
-Хорошо,- говорит лиса.
-Но лиса очень хитрая, поэтому придумала хитрое задание (в конверте).
-Найди закономерность, продолжи ряд рисунков.
-Количество каких бусин нигде не изменяется? Что изменяется?
(количество белых бусин справа увеличивается на 1, слева уменьшается на 1)
7
6
5
4
-Какой будет следующая нитка? Выложите её на парте.
-Лиса была хитрой, а мы с вами ещё хитрее. Мы помогли колобку перехитрить лису. Он покатился дальше и прикатился к нам с вами.
Итог урока.
-Давайте подведём итог и расскажем колобку, чем мы занимались на уроке, чему научились.
(вспоминали состав числа;
чертили и измеряли отрезки;
сравнивали величины;
учились решать задачи.)
-Сегодня мы с вами очень помогли колобку. И за это, он дарит каждому из вас свою фотографию.
— А я, ребята, хочу сказать вам спасибо за урок. Вы все сегодня:
11 слайд: Молодцы!