Величины. Масса. Килограмм.
Автор: Белобородова Татьяна Леонидовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя Общеобразовательная школа №17»
г. Петропавловск-Камчатский
Цели:
1. Познакомить учащихся с новой величиной и единицей величины. Дать представление об исторических данных.
2. Развивать внимание, логическое мышление, память.
3. Прививать интерес к математике.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
— Долгожданный дан звонок! Начинается урок!
II. Актуализация знаний.
а) Устный счет.
— К нам спешил на урок Вова, но случилась беда. Он упал. Из его портфеля выпали все цифры. Нужно помочь собрать все цифры. (Работа с презентацией. Учащиеся называют по порядку числа, а ученик у доски ставит их на место).
— Вова просит помощи. Он просит проверить, правильно ли решил примеры? (Учащиеся устно считают и проверяют ответы Вовы).
б) Открытие нового знания.
Предлагается для сравнения две одинаковые коробки (одинаковой формы, размера, цвета), но при этом одна пустая, другая – заполненная прищепками.
Вначале демонстрируется на расстояний. Отличий дети не обнаруживают. Затем дети берут в руки и обнаруживают отличия: одна коробка легче, а другая тяжелее.
— Какая коробка легче? Какая тяжелее? Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета? (Да, это признак).
Обе коробки помещаются на чашечки весов, уравновешенные перед этим и чашечки перемещаются.
— Почему одна чашечка опустилась, а другая поднялась? (Потому что одна коробка тяжелее, а другая легче).
в) Задание 1.
— И снова беда у наших друзей. Мама дала Пете яблоко, Вове грушу, Кате – лимон, а Лене – клубнику. Они никак не могут решить: чей предмет самый тяжелый. Что нужно сделать, чтобы узнать, чей предмет самый тяжелый? (Ответы детей: Взвесить). Правильно, их надо взвесить и тогда мы узнаем, какой предмет тяжелый. Что нам для этого понадобится? (Весы).
— Взвешиваем яблоко и лимон. У Пети или у Кати самый тяжелый предмет? (Они одинаково весят). Скажите, пожалуйста, у Пети или у Вовы самый тяжелый предмет? (Самый тяжелый предмет у Вовы). Сейчас мы взвесим яблоко Пети и клубнику Лены. Одинаковы ли по весу яблоко Пети и клубника Лены? Чей предмет тяжелее? (Они разные. Яблоко Пети тяжелее, чем клубника Лены).
— Легче — тяжелее — это свойство (признак) предметов? (Ответы детей).
— Мы с вами познакомились с новым свойством, которое называется масса.
в) Минутка для отдыха.
Спинку выпрямили, руки опустили вниз. Смотрим только глазками. Посмотрели вверх и улыбнулись солнышку, посмотрели вниз, посмотрели на своего соседа справа и улыбнулись ему, посмотрели на соседа слева и улыбнулись. Посмотрели на меня.
г) Задание 2.
— Петя положил на одну чашу весов яблоко, на другую чашу весов положил клубнику. Помогите Пете выразить массу яблока в ягодах клубники. (Одно яблоко равно 5 ягодам клубники).
Массу можно измерить, результат измерения записать с помощью числа. Масса – это величина.
д) Задание 3.
— К нам заглянула Катя-сладкоежка. Катя решила измерить массу яблока в шоколадках. Сколько шоколадок она использовала, чтобы масса предметов была одинакова? (Она использовала две шоколадки). Как мы запишем в своих тетрадях? (Яблоко равно двум шоколадкам).
— Получается, что 5 клубник = 2 шоколадкам? Но 5 > 2. Нет ли здесь ошибки? (Нет. Так как клубника является меркой, и шоколадка тоже мерка).
III. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хлопаем руками.
IV. Закрепление полученных знаний.
а) Задание 4.
— Вова просит вас сравнить массу дыни и массу пакета риса. Какой меркой выражена масса дыни? (Мерка – яблоко). Чему равна масса дыни? (5 яблокам).
В чем выражена масса пакета риса? (Масса пакета риса выражена в бананах). Чему равна масса пакета риса? (Масса пакета риса равна 5 бананам). Можно ли выполнить задание Вовы? Почему? (Выполнить задание Вовы мы не можем. Так как используются разные мерки). Что нужно сделать, чтобы это задание можно было выполнить? (Нужно измерить массу одной меркой).
— Правильно. Чтобы выполнить задание Вовы нам нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она 1 килограмм – это одна из мерок массы. Число, которое получаем при измерении массы, — мера массы.
Еще в старину люди пришли к выводу, что чтобы правильно сравнить разные предметы, нужна единая мера веса. И тогда они придумали. Ею мы пользуемся до сих пор. Существовали и другие меры, но они в настоящее время не употребляются.
Один килограмм сахара будет равен одному килограмму соли. Так как используется одна мерка. Сахара один килограмм и соли столько же.
б) Минутка для отдыха.
Потянулись,
Посмотрели на соседа справа – улыбнулись,
Посмотрели на соседа слева – улыбнулись,
Посмотрели прямо. Сели красиво.
в) Задание 5.
— Используя единую мерку, можем сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Ответы детей). Чему равна масса дыни? (Ответы детей). Значит масса дыни равна 3 килограммам.
Чему равна масса пакета с рисом? (Ответы детей). Одинакова ли масса дыни и масса пакета риса? (Ответы детей). Как мы узнали? (Сравнили полученные массы).
г) Задание по карточке.
— Выполняем задание, приготовленное Катей.
Задание 1.
— Поможем Кате уравновесить математические весы. Какие числа нужно вставить в первых весах? (1, 2). Какое число нужно вставить во вторых весах? (4)
Какое число нужно вставить в третьих весах? (8).
Задание 2.
— Поможем решить задачу Пете. Что нам известно в задаче? (Клубники купили 9 кг, а малины на 2 кг меньше). Что нам нужно найти? (Сколько кг малины купили). Записываем краткую запись. Как мы найдем, сколько купили кг малины? (9 – 2 = 7 (кг)). Как запишем ответ? (7 кг малины купили.)
— Молодцы.
V. Итог урока.
— Что нового мы узнали на уроке? (Ответы детей).
— С какой величиной познакомились? (Ответы детей).
— Как называется мерка массы? (Ответы детей).
— Какой вывод мы можем с вами сделать? (Меры масс, измеренных одинаковыми мерками, можно сравнивать, складывать и вычитать).
— Спасибо всем за урок.
Использованы картинки и иллюстрации:
1. «Моя математика» Т.Е. Демидова, А.П. Тонких, С.А. Козлова
2. www.uniconf.ru
3. faces.avtograd.ru