Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока по математике
во 2 классе
«Понятие о многоугольнике»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2013
Тема: Понятие о многоугольнике.
Задачи:
І. Образовательные:
Сформировать у учащихся понятие «многоугольник», вершина, угол, стороны многоугольника;
Выработать навык построения многоугольников разных видов с помощью линейки;
Учить формулировать тему и цель урока, подводить итог урока.
Научить находить в окружающем мире предметы, имеющие форму различных геометрических тел;
II. Развивающие:
Развивать математическую речь учащихся, умение устанавливать закономерности;
Развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность.
Совершенствовать навык использования чертежного инструмента — линейки, умение измерять и чертить отрезок заданной длины;
III. Воспитательные:
Формировать толерантное отношение друг к другу, математически грамотную речь, аккуратность; взаимопомощь;
Воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других;
Способствовать формированию интереса к предмету.
Ход урока
I. Устный счет
«Космическая разминка»
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы отправляемся на необыкновенную планету. Её имя Геометрия. Что вы знаете о геометрии?
– Перед нами жители этой планеты. Рассмотрите чертежи на доске.
– Какую закономерность вы обнаружили? (У каждой следующей фигуры увеличивается количество углов и сторон на 1.)
– Название каких фигур вы знаете?
– Какие затруднения у вас возникли?
– Как можно назвать все эти фигуры одним словом?
– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему урока.
— Какую цель поставим перед собой?
-Какие еще задачи можно поставить на уроке математики?
IV. Изучение нового материала.
– Что вы можете сказать о многоугольнике? (назвать его имя, посчитать количество углов). Как вы думаете, всё ли мы знаем о многоугольниках?
— Откройте учебники на с. 42. Прочитайте текст с карандашом и сделайте необходимые пометки.
Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Учащийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком “минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
— Какая информация для вас оказалась знакомой? Что нового вы узнали? Что осталось непонятным?
— Посмотрите на данный многоугольник. Что теперь вы можете о нем сказать? (это пятиугольник, у него 5 вершин, 5 углов и 5 сторон).
Задание 2, с. 42
– Сколько вершин имеет синий многоугольник? (3)Сколько у него сторон?(3) Сколько вершин? (3).
Сколько вершин, сторон, углов у зеленого многоугольника? У красного?
– Что вы можете сказать о количестве углов, сторон и вершин в каждом многоугольнике?
Вывод: в любом многоугольнике углов, сторон и вершин поровну.
– Сколько же углов в семиугольнике? (7.)
– Сколько вершин в десятиугольнике? (10.)
– Сколько сторон в пятнадцатиугольнике? (15.)
Далее учитель демонстрирует заранее подготовленный плакат с изображенным на нем четырнадцатиугольником.
– Как определить название этого многоугольника? Что проще всего сосчитать? (Вершины.)
– Сосчитайте вершины многоугольника. Как он называется? (Четырнадцатиугольник.)
– А теперь попробуйте ответить на более сложные вопросы: бывают ли одноугольники? А двуугольники? Какой из многоугольников имеет наименьшее число углов? Как называется многоугольник, у которого 100 вершин?
– Давайте научимся показывать элементы многоугольника: вершины, стороны и углы. Рассмотрим рисунок. (Сделайте его заранее на доске.)
– Вершины – это точки. (Указкой покажите каждую вершину треугольника.) Теперь покажем стороны. Сторона многоугольника – это какая фигура? (Отрезок.) Показываем стороны как отрезки. (Конец указки движется от вершины, далее по отрезку до другой вершины.) Угол можно показать дугой.
— Поработаем в парах. Возьмите карандаши. Первый вариант покажите вершины на синем треугольнике. Покажите стороны, углы. Поменяйтесь местами со вторым вариантом.
Работа в тетрадях «Математика № 1»
— Откройте тетради на с. 23. Найдите задание 2. Отметьте точками вершины многоугольников, выделите стороны, углы.
— Среди многоугольников есть одна очень интересная фигура. Она имеет несколько имен. Давайте проверим, все ли вы их знаете. В № 3 дано множество имен, зачеркните слова, которыми нельзя назвать эту фигуру.
— В геометрии много одинаковых треугольников, четырехугольников и других фигур. Как же их можно различить? Есть ли у них свои имена?
— Возьмите в руки карандаши, поработаем с текстом на с.43.
— Что нового узнали? (Вершины треугольника обозначают буквами. Читать обозначение можно разными способами, начиная с любой вершины, например: треугольник АВС, АСВ, ВСА, ВАС, САВ, СВА.)
Задание 3, с.43
— Как называется каждый многоугольник? Назовите имя треугольника (МОК). Назовите имя пятиугольника (ВСDЕА).
—Задание 5.
Как называется данный многоугольник? (пятиугольник). Прочитайте задание. Что непонятно? Выполняем. (дети чертят многоугольник в тетради, дают ему имя и выписывают название сторон).
Первый справившийся с заданием выполняет его на доске.
Поиск многоугольников в окружающей действительности.
-Посмотрите внимательно вокруг и назовите предметы, которые похожи на многоугольник.
-Назовите предметы, в которых есть угол, вершина, сторона.
— Молодцы. А сейчас пришло время узнать насколько хорошо вы умеете считать. Примеры у меня непростые, поэтому мы поработаем в парах.
Игра “Расшифруй слово”
Сейчас вы решаете примеры. А я как только вы будете готовы, дам вам шифр и мы узнаем, какое слово здесь прячется. Каждому значению выражения соответствует определенная буква.
4 — Г, 5 — Л, 6 — У, 7 — О.
У | |
2+7-5=4 | Г |
8-3+2=7 | О |
1+9-5=5 | Л |
— Ребята, а какими единицами длины мы обычно пользуемся, когда чертим многоугольники в тетрадях? (см). Какие единицы длины вы еще знаете? (дм, м).
Задание 17, с. 46. – по вариантам. Проверка – хлопками.
Групповая работа
Дети рисовали многоугольники и превращали их в портреты.
Число сторон в многоугольниках Олега и Светы одинаковое. У Антона в многоугольнике все углы прямые. У Светы в многоугольнике тоже есть прямые углы. Найдите, кто какой многоугольник нарисовал.
V. Итог урока. Рефлексия.
— Какую цель ставили в начале урока?
— Достигли ли этой цели?
— Что нового узнали?
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.47 № 21
Творческое задание на выбор. Составить аппликацию на тему «Этот удивительный и разнообразный мир многоугольников».
Список использованной литературы
Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая., Т.В. Юдачёва – М.: Вентана – Граф, 2011 («Начальная школа XXI века»).
Математика : 2 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва — М.: Вентана – Граф , 2012 («Начальная школа XXI века»).
Рудницкая В.Н., Т.В. Юдачёва — Математика : 2 класс : методика обучения. – М. : Вентана-Граф, 2011.
6