Тема урока: Вычисления с десятичными дробями.
Учитель МОУ СОШ №4 г. Ртищево: Быханова Ю.В.
Класс : 6
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.
Цели урока:
1) в направлении личностного развития:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; развитие логического и критического мышления, культуры речи; развитие математических способностей.
2) в метапредметном направлении:
-формировать умение находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы,соотносить свои действия с планируемыми результатами.
3) в предметном направлении:
— формировать представления учащихся о совместных действиях с десятичными дробями;
— развивать умения применять изученные знания при решении задач.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся применять совместные действия с десятичными дробями, устанавливать порядок действий в выражении, решать известные типы задач с десятичными дробями;
Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность, точность);
Воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и объективно оценивать результаты своего труда.
Планируемые результаты (предметные и УУД)
Предметный результат:
— дать представление о развитии числа, овладеть навыками устных и письменных вычислений.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
— уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Познавательные универсальные учебные действия :
— осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— использовать в общении правила вежливости; строить понятные для одноклассников высказывания, сотрудничать.
Ресурсы урока:
Основные: УМК С.А.Козлова, А.Г. Рубин учебник «Математика» 6 класс, 1 часть; тетрадь
Дополнительные: ПК, проектор, использование ЭОР, ЦОР, листы для составления фрейма(кластера),записи на доске.
Основные понятия: десятичная дробь.
Технологическая карта
Этапы
урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организа
ционный момент.Само
определение к деятельности.
1-2
мин.
Приветствие.
Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому. Д.Пойа.
-Здравствуйте, садитесь.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
Проверяет концентрацию внимания. Отгадайте ребус.
-Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «Десятичные дроби».
-Что мы с вами знаем по этой теме? (ТРКМ-прием «З-Х-У»)
-Что вы хотите еще узнать? Какой заголовок вы напишите под 6.?
Воспринимают информацию.
15 с смотрят на слайд,
Записывают слово на отдельных листах-кластерах
2. 3.
Дробь
1.
6. 4.
5.
Учащиеся заполняют листы фрейма(1.Сравнение. 2.Сложение. 3.Вычитание. 4.Умножение. 5.Деление.)
6. Совместные действия с десятичными дробями.
Записывают в тетрадях число, классная работа.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.
2. Проверка домашнего задания.
Работа с информационным блоком (с учебником).
8-10
мин
2 ученика за ПК(в зависимости от количества ПК в классе) 1.Собрать картину-пазл,выполнив 9 примеров.2.Отгадать слово -порода пастушьей собаки.
Работа в парах.
Проверка теоретического материала по ромашке «Блума». Учитель раздает на каждую парту(по уровню сложности) лепестки ромашки , 1 ученик говорит вопрос, 2(сосед) отвечает. Вопросы учащиеся готовят заранее , при ответе не должны повторяться.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Для самосоятельной подготовки дома можно использовать ЕКЦОР,»Математика на компьютерах»,Тренажеры и тестирующие программы. Программа-тренажер с функцией контроля, обладает возможностью настройки уровня сложности.
Основная цель этого этапа – выявить затруднения и сформулировать вопросы. Вопросы озвучиваются, ответы разъясняются в общем диалоге в классе.
Игровые задания из ЕКЦОР 1.Игровое задание «Умножение десятичных дробей» .
2. Деление натурального числа на десятичную дробь — игровое задание.
Примерные вопросы:
Простые вопросы: -Как выполняются действия сложение(вычитание, умножение, деление )дес. дробей? Приведите пример.
Уточняющие: -Верно ли , что если число оканчивается цифрой 0, то его в записи можно отбросить?
Объяснительные: — Почему при умножении дес.дроби на 10 и при делении этой же дроби на 0,1 получается один результат?
Практические: -Где используются десятичные дроби?
Творческие: -Что было бы, если бы не были известны дроби?
Оценочные:- Какие действия с десятичными дробями не понятны? Оцени себя.
Заполняют разделы листа-фрейма, учащиеся ставят знаки +(отлично), —(не все понятно), — (незнаю).
3. Постановка цели и задач урока. Повторение и обобщение знаний.
Физкультми
нутка.
20
мин
Ведет диалог.
-Изучив отдельные действия с дробями, какую вы поставите себе следующую цель?
-Что для этого нужно знать?
Работа с учебником.№2 стр.75.
Работа в группах.
Ответы сверяют с доской. В случае несовпадения останавливаемся и отмечаем неверно сделанное. Эти задания остаются для домашней работы.
Работа в группах.Решение задач.
Учитель называет десятичную дробь-дети встают, обыкновенную-садятся.
Обсуждение готовых решений, представить на доске или ПК.
Контролирует работу в группах.
Формулируют цель и задачи урока.
Научиться выполнять совместные действия с дробями, решать задачи.
Определять порядок действий.Вспоминают как выполняются действия по порядку.
Устно определяют порядок действий.
Несколько человек получают одни и те же задания, но работают над ними индивидуально. В случае затруднений дети могут обращаться за помощью друг к другу.
1группа.Скорость лодки в стоячей воде 4,23 кмч, скорость течения реки 1,3 км/ч. Найдите скорость лодки по течению и против течения реки? Проверка решения осуществляется по ПК(ЕКЦОР Упражнение по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 3
2 группа. (сайт Решу ЕГЭ,задачи с решениями.) B 1 № 26642. Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни нужно 1,5 кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 27 кг вишни?
3 группа.Практичечского характера. Измерьте периметр листа тетради.
Задача учащихся каждой группы – объяснить предложенный ход решения.Задача групп-выслушать, записать верное решение, задать дополнительный вопрос по тексту задачи.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности по листу-фрейму(кластеру), соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Познавательные (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);
Регулятивные (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
Коммуникативные (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).
4. Рефлексия.
2 мин
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
-Как выполняется порядок действий?
-Что вызвало у вас затруднение? Как вы думаете, почему это произошло? Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?
-Оцениваете свою работу на уроке? Выберите номер ступеньки, на которой будете чувствовать себя комфортно. Пусть номеру ступеньки соответствует ваша работоспособность на уроке.
10. 9. 8. 7. 6. 5. 4. 3. 2. 1.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные
умение структурировать знания
Личностные: смыслообразо
вание.
5. Домашнее задание.
1 мин
Формулирует дифференцированное домашнее задание.
Обязательно задачи 3 г, д, 4в. Индивидуальные задания номера , в которой данным учеником была допущена ошибка.
Для желающих:
1.ЕКЦОР «Математика на компьютерах»
Программа-тренажер с функцией контроля, обладает возможностью настройки уровня сложности
2.ЕКЦОР «Математика», 5 класс, Волович М.Б.
Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1
Cписок литературы и других источников, использованных для подготовки к уроку:
1 . Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 3-е изд.М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 1 ч. часть1/ С.А.Козлова, А.Г.Рубин. – М. : Баласс, 2012.
3. Открытая образовательная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный модуль https://fcior.edu.ru/card/3756/priznaki-delimosti-na-3-i-9-i2.html .
4.ЕКЦОР:»Математика на компьютере»:»Действия с натуральными и десятичными дробями»(обучающе — тестирующая программа-тренажер).