Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Вычитание двузначных чисел».
Основные цели:
1) сформировать представление о вычитании двузначных чисел;
2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение представлять в виде суммы разрядных слагаемых, умение решать задачи на нахождение части.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: вычитание двузначных чисел.
На доске открыт девиз урока: (Слайд 1)
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете?
В чем заключается ваш труд? (В учении.)
Как вы учитесь? (Мы понимаем, что мы не знаем, и сами открываем способ.)
Сегодня вы продолжите учиться «открывать» новые знания при изучении двузначных чисел. Пожелайте друг другу удачи!
С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)
Проездом из тридевятого царства к нам заглянул Вовка. Он теперь все делает сам и хочет посмотреть, чему вы научились за этот год. (Слайд 2)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, тренировать вычислительный навык;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
1.Математический диктант: (1задание от Вовки)
— Найдите сумму чисел 6 и 8
— Уменьшаемое 17, вычитаемое 2, разность ?
— 3 увеличьте на 9
— 18 уменьшить на 2
— Покажите число, следующее при счете за числом 19
(Слайд 3)
14 15 12 16 20
— Что общего в ответах? (Двузначные)
— Какое число лишнее? Почему?
— Назовите в этих числах количество десятков и единиц.
— Представьте в виде суммы разрядных слагаемых
14=10+4
15=10+5
12=10+2
16=10+6
20=10+10
— Уменьшите каждое число на 10. (Ответ показывают на карточках)
2) Тренинг вычислительного навыка. (2задание от Вовки)
Учитель открывает на доске задание:
7 + 8 = 14 – 4 =
18 – 9 = 16 – 3 =
Проверка по столбикам.
— Каким способом воспользовались при решении примеров 1 столбика?
2 столбика?
3) Пробное действие. (Слайд 4)
(3задание от Вовки)
— Что повторили?
— Какое задание получите? (пробное)
15 – 12 =
20 – 13 =
— Что нового в этих примерах? (вычитание двузначных чисел)
— Какую цель поставите перед собой на уроке?
— Сформулируйте тему урока.
Учитель открывает тему урока. (Слайд 5)
Попробуйте найти разность этих чисел.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
У кого нет ответа?
Учащиеся поднимаю руки.
Кто получил ответ?
Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.
Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. (Мы не можем обосновать.)
4. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Какое задание вы выполняли?
Чем это задание отличается от предыдущего? Чем пытались воспользоваться?
И что же не получилось?
Почему возникло затруднение? (Нет удобного способа.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ, с помощью которого мы могли быстро вычитать двузначные числа.)
Вспомните, что вы повторяли в начале урока.
Как это поможет вам выйти из затруднения?
6. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Выполните работу в парах.
Проверьте открытие.
Учитель открывает учащимся эталон . (Слайд 6)
Сделайте вывод. (Мы все правильно открыли.) Сравните с выводом учебника.
Вы преодолели затруднение? (Да.)
Что вам позволяет открытие?
Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться в использовании нового способа.)
7. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Учебник № 3 (а), стр. 91. Следующее задание Вовки.
Найдите № 3 на стр. 91.
Ученики по цепочке выходят выполнять задание с комментированием по строчкам, остальные учащиеся работают в тетради.
2) Работа в парах.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для работы в парах.
Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)
Выполните задание в парах.
19 – 11 =
18 – 14 =
20 – 15 =
20 – 17 =
Проверка проводиться по образцу. (Слайд 7)
Как выяснить усвоили ли вы новый способ? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения представлять двузначные числа в виде пар однозначных чисел, используя выведенный эталон.
Учитель раздает карточки с заданием для самостоятельной работы.
18-12= 15-13=
14-11= 17-12=
15-12= 18-17=
Выполните задание самостоятельно.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Учитель открывает на доске образец для самопроверки. Проводиться вербальная поэтапная проверка. (Слайд 8)
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выполнении подобных заданий)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод?
9. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг умения решать задачи.
Учебник № 6, стр. 92 (Слайд 9) Последнее задание от Вовки.
Прочитайте задачу.
Как вы ответите на вопрос? (Действием вычитания.)
Обоснуйте свой ответ. (По правилу нахождения части – чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из целого вычесть известную часть.) (Слайд 10)
Запишите решение задачи самостоятельно.
Один ученик работает у доски без комментирования, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
Проверка организуется фронтально: учащиеся проверяют свое решение с решением на доске. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: табличные случаи сложения с переходом через десяток;
2) оценить собственную деятельность на уроке.
Какую цель вы ставили перед собой на этом уроке?
Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Молодцы! Вы справились с заданиями, и Вовка приглашает вас на яблочный пир. Собираем яблоки в корзину (Зеленое – если у вас все получилось, желтое – если были затруднения, но вы с ними справились, красное – если затруднения остались).
5