Урок математике в 1 классе разработанный по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Вычитание и знак -».
Цели урока:
Создать условия для формирования у учащихся представления о математическом действии вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части и о знаке вычитании «минус»;
Содействовать развитию умений составлять математические рассказы к картинкам, самостоятельности при выполнении заданий по указаниям в тетради;
Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, самостоятельности при выполнении заданий.
Ход урока:
Организационное начало:
Организация направленного внимания на начало учебного занятия.
Актуализация опорных знаний:
На доске картинки со сквозными героями учебника Миши и Маши.
— У Миши в руках 3 шоколадных конфеты и 2 карамельки. Миша решил их сложить, чтобы узнать, сколько всего у него конфет.
— Что значит сложить?
— Правильно ли Миша выполнил сложение?
Как математически правильно записать действие сложение? (3+2=5)
Назовите первое слагаемое (3), второе слагаемое (2), значение суммы (5).
-Миша решил угостить Машу конфетами. Он отдал Маше все шоколадные конфеты. Сколько конфет Миша отдал Маше? (3 конфеты) — Сколько конфет осталось у Миши? (2 конфеты)
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
* Что сделал Миша? (Миша отдал часть конфет, поделился с Машей)
* Какое математическое действие выполнил Миша? (вычитание)
* О чем мы сегодня с вами будем говорить? Какая тема нашего урока? (Вычитание. Знак минус).
* Какую задачу поставим перед собой на урок? (Познакомиться с действием вычитания, научиться составлять и записывать выражения со знаком минус).
Физкультминутка:
Сейчас мы проведем небольшую разминку, чтобы набраться сил для работы на уроке. На доске записаны выражения:
1+2 2+2 3+2 1+1 1+4
Учитель читает стихотворение, ученики выполняют вычисление и делают названное учителем движение столько раз, сколько получится в ответах, которые они находят.
— Сколько раз ногами топнем? (3)
— Сколько раз руками хлопнем? (4)
— Мы присядем сколько раз? (5)
— Мы поклонимся сейчас. (2)
— Мы подпрыгнем ровно столько!
— Ай, да счет, игра и только!
— Что мы вспомнили выполняя физкультминутку? (Действие сложение)
Проектирование и фиксация нового знания:
— Что нам поможет достигнуть поставленных целей? (Учебник)
— На какой странице учебника расположена тема урока? Где должны посмотреть? (В содержании с. 79). Открываем учебник.
— Спланируем свою работу. (На уроке мы должны подумать, рассказать, выполнить письменные задания).
— Что вам помогло спланировать работу? (Условные обозначения).
Задание 1.
-О чем говорят знаки-помощники в 1 задании? (Подумай и расскажи)
— Что мы видим на картинке к заданию? (В вазе лежат конфеты)
— Что необходимо сделать? (Выяснить сколько конфет осталось в вазе, если одну конфету взяли).
— Сколько конфет осталось? (4).
— Как вы это узнали? (От пяти конфет убрали одну конфету).
Задание 2.
— Какую работу нам предлагается сделать дальше? (Составить рассказ по рисунку, используя числа 7,2 и 5). Составим рассказ.
— Сколько яблок на ветке? (7 яблок)
— Какое действие выполнил Миша? (Сорвал 2 яблока)
— Сколько яблок осталось на ветке? (5 яблок)
— С помощью какого действия нашли оставшиеся яблоки? ( С помощью вычитания).
— Как математически запишем действие вычитание? (7-2=5)
— Какой новый знак мы использовали при выполнении действия вычитания? (знак минус).
5. Первичное закрепление нового теоретического материала:
Задание 3.
Работа в учебниках, с.80, задание 3. Прочитайте задание.
— Что вы можете рассказать? (Сначала на поляне было 6 грибов, потом 5 из них оказались в корзине, и на поляне остался 1 гриб).
— Какую математическую запись вы составили? (6-5=1)
Физкультминутка.
Самостоятельная работа со взаимопроверкой и самопроверкой по эталону:
Самостоятельной выполнение упражнений в тетради для самостоятельной работы с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Творческое задание:
Задание 5.
— Что предлагается сделать? (Придумать рассказ по математической записи используя рисунок).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
— Какое действие выполняли на уроке?
— Каким математическим знаком записываем действие вычитание?
— Какие задания показались наиболее интересными?
— Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Вы сегодня на уроке все хорошо поработали, давайте скажем друг другу- спасибо!