Конспект урока по Математике «Вычитание отрицательных чисел» 6 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вычитание отрицательных чисел


ФИО (полностью)

Никитина Регина Николаевна

Место работы

«МОУ Лицей г.Козьмодемьянска»

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

Тема и номер урока в теме

Вычитание отрицательных чисел


Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. -30-е изд. стер.- М: Мнемозина, 2013


  1. Цель урока: вывести правило вычитания положительных и отрицательных чисел; показать, что вычитание на множестве положительных и отрицательных чисел выполнимо всегда; развивать познавательную активность и широту кругозора.

  2. Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «вычитание отрицательных чисел», «вычитание чисел с разными знаками»

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

  3. Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правило вычитания отрицательных чисел, правило нахождения длины отрезка на координатной прямой;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

  1. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал ( карточки с заданиями, анкета для учащихся, кружки трех цветов, листы самооценки. ), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

14.Структура и ход урока


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Мотивация.

Учитель: Ровно встали. Тихо сели. Возьмите желтые кружочки. Нарисуйте на них улыбку. Обменяйтесь кружками. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд

Управлять машиной в поле,

Иль ввести машину ввысь.

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись

Девиз урока: «Презирай лень мысли». Учащимся было заранее предложено придумать девиз урока. Лучшие предложения зачитываются и выбирается девиз. Учитель знакомит учеников с листом оценивания.


Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. Зачитывают свои стихи о математике, сочиненные ими.

II. Вводная беседа. Актуализация знаний.

Учитель: Новые знания нам будет очень трудно получить без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: Найти значение выражения

|-3,6| + |-1,8|; |-4,2| + |-2,9|; |-14| + |-17|; |-4,2| + |-2,9|; |-3½| + |-2,2|; |-2¼| + |-4,7|.

Назовите числа противоположные числам: -4; -21; 12; -(-2); 5,5.

С помощью координатной прямой найдите разность чисел: 7и3;4и4; 1и5; -3и2.

Что мы проходили с вами на прошлых уроках?


Какие действия с отрицательными числами мы научились выполнять? Когда вычитаем, куда двигаемся на координатной прямой?

С помощью координатной прямой всегда можно найти точку, соответствующую разности двух чисел?

А какое действие мы еще с вами не выполняли с отрицательными числами?

А теперь выполним следующие задания:-12+3(-8,в), -29+29(0,ы), -7+(-13)(-20,Ч), -14+8(-6,и), -5+16(11,Т), 13+(-7)(6,А), 8+(-15)(-7,Н), -9+(-5)(-14,И), -10+5(-5,Е) Какое слово у вас получилось?

Правильно. Вычитание. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

III. Изучение нового материала

Учитель: Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел? Как вы считаете?

Давайте решим задачу. Вчера температура воздуха в Козьмодемьянске была -8 градусов, а сегодня она понизилась на 2 градуса. Какой стала температура сегодня? Как вы рассуждали? В обоих случаях результаты получились одинаковые.

Учитель: По заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое надо прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому. Например: 4+5=9, 9-5=4, 9-4=5. Дети формулируют сами правило. Чтобы из данного числа вычесть другое число, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а — в = а +(-в)

Теперь откройте стр. 185, прочитайте правило, закройте его ладошкой, проговорите его про себя, расскажите его соседу по парте, заработайте 1 балл.



Учащиеся решают примеры устно .Проговаривают правила.


Отвечают на вопросы:

Отрицательные числа, сложение отрицательных чисел, сложение чисел с помощью координатной прямой, сложение чисел с разными знаками, противоположные числа.

Сложение.

Влево.

Всегда.


Вычитание.

Вычитание.




?


-8-2=-10. На координатной прямой от точки(-8 ) идем влево на 2 единичных отрезка. Получаем точку ( -10)

Можно еще решить так: -8+(-2)=-10.





Учащиеся рассказывают правила друг другу.



а) Значит чем можно заменить вычитание? разность?

б) А что еще может быть положительным и отрицательным? Придумайте несколько словосочетаний со словами положительный и отрицательный?

в) Назовите тему урока.

г) Приведите примеры заменив вычитание сложением

д )Если уменьшаемое = вычитаемому чему равна разность?

е) Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то чему равна разность?

ж) Если уменьшаемое больше вычитаемого, то чему равна разность?

и) Как можно представить выражение , содержащее лишь знаки сложения и вычитания?

к) Что вы еще хотите узнать?

Эти вопросы и будут нашими целями на урок.

а) «Сложением. Суммой»

б) «Человек обладает положительными и отрицательными качествами Отрицательные числа это долг, а положительные числа — это имущество. В далеком прошлом так и делались расчеты. Положительное мнение и отрицательное мнение.»

в) «Вычитание»

г) «5 + (-5) и т д. »

д) «Нулю»

е) «Разность равна положительному числу»

ж) «Как найти расстояние между точками на прямой»

и) «Сложением»

к) «Как вычесть из отрицательного числа отрицательное»

IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.

5 – 5 = 5 + ( -5 ) = 0

— 8 — ( -8 ) = 0

8 – 10 = 8 + (-10) = -2

-6 – 13 = — 6 + (-13) = -19

Сравните уменьшаемое и вычитаемое в каждой разности.

Какой вывод можно сделать?

Решить номера из учебника № 1087, № 1088, 1089, стр. 185.

Работа в паре. Решают №1090. а), б). в). Меняются тетрадями, проверяют друг у друга решение, ставят баллы.


Учащиеся делают вывод и анализируют.






Решают самостоятельно. Проверяют решение друг у друга


V. Физкультминутка.

Ребята, встаньте, улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции. Поделитесь капелькой теплоты и доброты .Любое упражнение выполняется при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового, и « умного» тела.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите. Опустите.

Вправо. Влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели встали. Сели встали.

И на месте побежали.



Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.











VI. Решение задач

Решение задач

Практическое применение действий с отрицательными числами.

Задача 1. Некий торговец купил товар за 7 долларов, продал его за 8 $., потом опять купил, но уже за 9$ и, наконец, продал за десять.

Какова прибыль купца? -7 + 8 – 9 + 10 = 2.

Задача 2. Во время пребывания космонавта в открытом космосе солнечная сторона его скафандра находится при температуре +140 градусов, а теневая сторона при температуре -130 градусов.

Найдите разность температур солнечной и теневой сторон скафандра.

Задача 3. Шмели выдерживают температуру до -7,8. А пчелы выше этой температуры на 1,4 градуса .Какую температуру выдерживают пчелы?

Задача 4. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35 градусов в гнезде температура +14 градусов. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?

Задача 5. (сценка) Встречаются Иван Тимофеевич с Тимофеем Ивановичем.

И.Т. –Доброго здоровья тебе, Т.И.

Т.И. –И тебе не хворать!

И.Т. – Не мешало бы нам рассчитаться!

Т.И.- Ну что же! Я не против! У меня 700 рублей и я должен тебе 400 рублей!

И.Т. – Согласен! А у меня 900 рублей и я должен тебе 600 рублей.

Вместе: Сколько останется у каждого после взаимных расчетов?


Учащиеся решают задачу, один ученик решает задачу у доски.









Учащиеся поднимают руки и говорят свои ответы



Учащиеся решают задачу.



VII. Этап оценивания знаний учащихся

Давайте обратимся к вашим листам самооценки. За каждое правильно решенное задание вы ставили себе 1 балл. Суммируйте полученные баллы. Переведите их в оценки

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.




Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VIII. Подведение итогов урока

Рефлексия. Анкета для учащихся.1. На уроке я работал…2.Своей работай на уроке я …3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение….6.Материал урока мне был…7.Домашнее задание мне кажется….

Учащиеся заполняют пропуски в анкете


IX. Информирования учащихся о домашнем задании

Учитель: Сегодня мы говорили о вычитании отрицательных чисел.

А еще я предлагаю вам оценить свое настроение. Красный кружок «+» настроение, « — » отрицательное настроение в конце урока. Прикрепите кружки на доску.

Учащиеся внимательно слушают.

  1. Всем: п.34. Выучить правило, №1109,1110,1111,1112..

2)Кто получил «5» выполняют 2 задания. Кто «4»-3 задания, «3»- 4и по желанию более заданий. Дети в конце урока прикрепляют разноцветные кружки на доску.



Свежие документы:  Урок математики в 1 классе "Число 8"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: