Конспект урока по Математике «Вычитание с переходом через десяток» 1 класс

Тема: Вычитание с переходом через десяток.

Случаи вида 15-.

Цель: 1) Закрепить знание таблицы сложения однозначных чисел с

переходом через разряд и изученные приёмы сложения и

вычитания;

2) Рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел

с переходом через десяток из числа 15;

3) Активизировать работу младших школьников на уроке

математики, развивать память, речь, мышление.


ХОД УРОКА:


1. Орг. Момент.

— Сегодня наш урок будет необычным. Вас ждёт встреча с любимыми героями, которые приготовили для вас задания. Вы будете решать примеры, задачи. Будьте активными, дружными, внимательными. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

2. Устный счёт.

— Посмотрите на доску. Здесь зашифровано имя первого героя.

Подумайте и назовите его имя. (Микки Маус).


2

1

4

5

3

и

м

к

и

к

2

3

1

4

а

у

м

с

— Правильно. Микки Маус рад встречи с вами и предлагает вам посчитать устно.

А) Рассмотрите данные ряды чисел и ответьте на вопросы:


1 3 5 7

2 5 8 11

10 11 13 16


— В чём сходство между рядами и в чём различие?

( Сходство – числа записаны в порядке увеличения. Различие – в первом ряду однозначные нечётные числа; во втором ряду однозначные и двузначные числа; в третьем ряду только двузначные числа.).

— Как из предыдущего числа получается каждое последующее?

( увеличение на 2; увеличение на 3; увеличение на 1, 2, 3) Продолжите ряд на одно число.


1 3 5 7 9

2 5 8 11 14

10 11 13 16 20


-Назовите наибольшее и наименьшее число в последнем ряду.(20 и 10).

— Расскажите всё, что знаете о числе 10.

Как можно составить число 10?

Микки Маус доволен вашими ответами, продолжим работу далее.

Б) Решите круговые примеры:

(Примеры записаны на доске. Дети выходят по одному и решают.)


6+8 2+9 14-10

12-10 4+8 11-5

— На какие группы можно разбить эти выражения? (Суммы и разности.) Что общего в примерах на сложение?

(Складываются однозначные числа, при сложении используется переход через десяток).

-Найдите лишнее выражение.

(11-5, т.к. в данном случае используется вычитание с переходом через десяток).

— Молодцы! Тема нашего урока «Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток».

3. Работа над темой урока.

А) Упражнение на повторение состава числа 15 из двух однозначных слагаемых.

— Ребята, случилась беда.

Кто–то пасть свою открыл,

Кто–то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой кругом испуг!

— О ком эти строки? (О крокодиле.)

— В какой сказке это произошло? («Краденое солнце» Чуковского).

— Надо спасать солнышко, а чтобы его спасти, надо отгадать примеры, которые крокодил задумал. Он сложил однозначные числа и получил ответ 15.

Б) Случаи вычитания вида 15-.

— Отгадайте, кто следующий гость нашего урока?

Столяр Джузеппе – Сизый нос

Полено как-то в дом принёс.

Он начал что–то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?

( Буратино).

— Буратино тоже любит заниматься математикой. Но сегодня у него ничего не получается. Давайте поможем ему решить вот эти примеры с объяснением:


15-6 15-7

15-9 15-8


1 способ: 15-6=15-5-1=10-1=9

2 способ: 15-7= (10+5)-7=(10-7)+5=3+5=8

3 способ: 15-8, 15 – это сумма чисел 8 и 7, если из 15 вычесть первое слагаемое 8, получится второе слагаемое -7, значит, 15-8=7.

— Молодцы! Буратино очень рад, что вы ему помогли справиться с решением данных примеров. Запишите эти примеры в тетрадь по памяти и проверьте.

4. Физкультминутка.

Посмотрите на экран компьютера. Кто ждёт вас на физкультминутку? Правильно, это герой мультипликационного фильма Попугай Кеша.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Закрепление и повторение пройденного.

А) Работа над сравнением чисел.

-Послушайте стихотворение и скажите, о ком идёт речь?

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

(Золушка).

— О чём мечтала Золушка? Успеет ли наша Золушка на бал, зависит от вас. Будьте внимательны. Вам нужно сравнить числа и найти их разность.

9…11 5…14 12…8

15…9 13…7 6…15

/Дети выполняют задание. Затем проверка с помощью математических вееров цифр/.


Б) Работа над текстовой задачей.

— К нам на урок сегодня пришли три поросёнка.

Сейчас мы все вместе будем решать задачу.

— Прочитайте задачу на мониторе компьютера.

Три поросёнка посадили утром 12 белых роз, а вечером на 4 меньше. Сколько белых роз посадили вечером поросята?

— О чём говорится в задаче? (о розах).

— Что известно в задаче? (Утром высадили 12 белых роз).

— Сколько роз посадили вечером? (Неизвестно).

Но что сказано? (На 4 меньше, чем утром). Что нужно узнать в задаче? (Сколько белых роз посадили поросята вечером?).

Утром – 12 роз.

Вечером — ?, на 4 меньше.

-Каким действием будете решать задачу? (Вычитанием). Почему? (Потому что сказано на 4 меньше.) Запишите решение задачи и ответ в тетрадь.

/Запись решения в тетрадь. Один ученик на доске./

12-4=8 (р.)

Ответ: вечером посадили 8 белых роз.

— Посмотрите ёще раз на условие данной задачи. Подумайте и скажите, какой ещё можно подобрать вопрос к данной задаче?

(Сколько всего роз посадили поросята? На сколько больше посадили роз утром, чем вечером?).

6. Самостоятельная работа на карточках.

— Сегодня на уроке вы встретились с любимыми героями. Помогали им с выполнением заданий по математике. А вот один из них решил проверить вас. Шрек предлагает вам выполнить самостоятельную работу на карточках. Тот, кто выполнит без ошибок, прочитает зашифрованное слово нашего героя.

Найдите значения выражений. Запишите ответы в порядке убывания и составьте слово.

5+7=…(л) 11-2=…(д) 6+5=…(о) 14-7=…(ц)

12-4=…(е) 15-9=…(!) 8+6=…(м) 9+4=…(о)


— Какое слово вы получили? (Молодец!).


7. Домашнее задание: Страница 45, № 101,102.


8. Итог урока.

— Пришло время подвести итог урока. Чем занимались сегодня на уроке? С кем вам сегодня довелось встретиться? Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Спасибо за урок!




Конспект урока составила

учитель начальных классов

МОУ Гимназия №17

города Белорецка

Корепанова Светлана Владимировна.

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Координатная плоскость. Прямоугольная система координат" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: