Тема: Вычитание с переходом через десяток.
Случаи вида 15-.
Цель: 1) Закрепить знание таблицы сложения однозначных чисел с
переходом через разряд и изученные приёмы сложения и
вычитания;
2) Рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел
с переходом через десяток из числа 15;
3) Активизировать работу младших школьников на уроке
математики, развивать память, речь, мышление.
ХОД УРОКА:
1. Орг. Момент.
— Сегодня наш урок будет необычным. Вас ждёт встреча с любимыми героями, которые приготовили для вас задания. Вы будете решать примеры, задачи. Будьте активными, дружными, внимательными. Откройте тетради, запишите число и классная работа.
2. Устный счёт.
— Посмотрите на доску. Здесь зашифровано имя первого героя.
Подумайте и назовите его имя. (Микки Маус).
1 | 4 | 5 | 3 | |
и | м | к | и | к |
3 | 1 | 4 | |
а | у | м | с |
— Правильно. Микки Маус рад встречи с вами и предлагает вам посчитать устно.
А) Рассмотрите данные ряды чисел и ответьте на вопросы:
1 3 5 7
2 5 8 11
10 11 13 16
— В чём сходство между рядами и в чём различие?
( Сходство – числа записаны в порядке увеличения. Различие – в первом ряду однозначные нечётные числа; во втором ряду однозначные и двузначные числа; в третьем ряду только двузначные числа.).
— Как из предыдущего числа получается каждое последующее?
( увеличение на 2; увеличение на 3; увеличение на 1, 2, 3) Продолжите ряд на одно число.
1 3 5 7 9
2 5 8 11 14
10 11 13 16 20
-Назовите наибольшее и наименьшее число в последнем ряду.(20 и 10).
— Расскажите всё, что знаете о числе 10.
Как можно составить число 10?
Микки Маус доволен вашими ответами, продолжим работу далее.
Б) Решите круговые примеры:
(Примеры записаны на доске. Дети выходят по одному и решают.)
6+8 2+9 14-10
12-10 4+8 11-5
— На какие группы можно разбить эти выражения? (Суммы и разности.) Что общего в примерах на сложение?
(Складываются однозначные числа, при сложении используется переход через десяток).
-Найдите лишнее выражение.
(11-5, т.к. в данном случае используется вычитание с переходом через десяток).
— Молодцы! Тема нашего урока «Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток».
3. Работа над темой урока.
А) Упражнение на повторение состава числа 15 из двух однозначных слагаемых.
— Ребята, случилась беда.
Кто–то пасть свою открыл,
Кто–то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг,
Ой, какой кругом испуг!
— О ком эти строки? (О крокодиле.)
— В какой сказке это произошло? («Краденое солнце» Чуковского).
— Надо спасать солнышко, а чтобы его спасти, надо отгадать примеры, которые крокодил задумал. Он сложил однозначные числа и получил ответ 15.
Б) Случаи вычитания вида 15-.
— Отгадайте, кто следующий гость нашего урока?
Столяр Джузеппе – Сизый нос
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что–то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил?
( Буратино).
— Буратино тоже любит заниматься математикой. Но сегодня у него ничего не получается. Давайте поможем ему решить вот эти примеры с объяснением:
15-6 15-7
15-9 15-8
1 способ: 15-6=15-5-1=10-1=9
2 способ: 15-7= (10+5)-7=(10-7)+5=3+5=8
3 способ: 15-8, 15 – это сумма чисел 8 и 7, если из 15 вычесть первое слагаемое 8, получится второе слагаемое -7, значит, 15-8=7.
— Молодцы! Буратино очень рад, что вы ему помогли справиться с решением данных примеров. Запишите эти примеры в тетрадь по памяти и проверьте.
4. Физкультминутка.
— Посмотрите на экран компьютера. Кто ждёт вас на физкультминутку? Правильно, это герой мультипликационного фильма Попугай Кеша.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. Закрепление и повторение пройденного.
А) Работа над сравнением чисел.
-Послушайте стихотворение и скажите, о ком идёт речь?
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка).
— О чём мечтала Золушка? Успеет ли наша Золушка на бал, зависит от вас. Будьте внимательны. Вам нужно сравнить числа и найти их разность.
9…11 5…14 12…8
15…9 13…7 6…15
/Дети выполняют задание. Затем проверка с помощью математических вееров цифр/.
Б) Работа над текстовой задачей.
— К нам на урок сегодня пришли три поросёнка.
Сейчас мы все вместе будем решать задачу.
— Прочитайте задачу на мониторе компьютера.
Три поросёнка посадили утром 12 белых роз, а вечером на 4 меньше. Сколько белых роз посадили вечером поросята?
— О чём говорится в задаче? (о розах).
— Что известно в задаче? (Утром высадили 12 белых роз).
— Сколько роз посадили вечером? (Неизвестно).
Но что сказано? (На 4 меньше, чем утром). Что нужно узнать в задаче? (Сколько белых роз посадили поросята вечером?).
Утром – 12 роз.
Вечером — ?, на 4 меньше.
-Каким действием будете решать задачу? (Вычитанием). Почему? (Потому что сказано на 4 меньше.) Запишите решение задачи и ответ в тетрадь.
/Запись решения в тетрадь. Один ученик на доске./
12-4=8 (р.)
Ответ: вечером посадили 8 белых роз.
— Посмотрите ёще раз на условие данной задачи. Подумайте и скажите, какой ещё можно подобрать вопрос к данной задаче?
(Сколько всего роз посадили поросята? На сколько больше посадили роз утром, чем вечером?).
6. Самостоятельная работа на карточках.
— Сегодня на уроке вы встретились с любимыми героями. Помогали им с выполнением заданий по математике. А вот один из них решил проверить вас. Шрек предлагает вам выполнить самостоятельную работу на карточках. Тот, кто выполнит без ошибок, прочитает зашифрованное слово нашего героя.
Найдите значения выражений. Запишите ответы в порядке убывания и составьте слово.
5+7=…(л) 11-2=…(д) 6+5=…(о) 14-7=…(ц)
12-4=…(е) 15-9=…(!) 8+6=…(м) 9+4=…(о)
— Какое слово вы получили? (Молодец!).
7. Домашнее задание: Страница 45, № 101,102.
8. Итог урока.
— Пришло время подвести итог урока. Чем занимались сегодня на уроке? С кем вам сегодня довелось встретиться? Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Спасибо за урок!
Конспект урока составила
учитель начальных классов
МОУ Гимназия №17
города Белорецка
Корепанова Светлана Владимировна.