Разработана учителем математики МБОУ-СОШ №64 города Тулы Платоновой Наталией Сергеевной
Разработка урока математики по технологической карте.
Тема: Взаимно простые числа (5 класс).
Взаимно простые числа (1 час). | ||
Цель темы |
| |
Основное содержание темы, термины и понятия | Вывести алгоритм нахождения взаимно простых чисел. Выработать навыки нахождения среди заданных чисел пары взаимно простых чисел. Решать задачи на нахождение НОД взаимно простых чисел. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Уметь раскладывать числа на простые множители и выработать способность нахождения НОД взаимно простых чисел. Выработать способность к составлению буквенных выражений в соответствии с содержанием задачи.
| Личностные: осознание математической составляющей окружающего мира. | |
Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; | ||
Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах. |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Алгебра, повседневная жизнь. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Ученик “Математика-5” п/р Петерсона ЭОР — презентация “Алгоритм разложения на простые множители.” Наглядный и раздаточный материал |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Организует внимание, готовность к уроку. | Подготовка класса к работе. Слушают, настраиваются на работу.
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 1. Чтобы узнать, какие числа мы будем раскладывать на простые множители, найдите значения выражений: Вопросы:
2. Заранее подготовить ЭОР “Алгоритм разложения на простые множители.”:
Скажите, пожалуйста, для решения каких задач используется разложение чисел на простые множители? Каков алгоритм нахождения НОД? Откройте тетради и найдите:
| Заранее на доске записаны примеры: а) 15*(325-325)+405*1-30:1; б) 163:1-(0*4367-0:587)+315:315; в) (42-0:42)+(2268:1-58*0); г) (707:707+170*1):1-0:17. Учащие самостоятельно выполняют задания в группах по 3-4 человека. На доске фиксируются ответы: 375, 164, 2310, 171. 4 человека у доски раскладывают эти числа на простые множители, выбирая свой способ решения, а остальные отвечают на вопросы:
Среди ответов детей — нахождение НОД. Формулируется алгоритм нахождения НОД чисел с помощью разложения их на простые множители. НОД(375;2310)=3*5=15 НОД(375;171)=3 НОД(171;164)=? Фиксируется затруднение в ответе на вопрос последнего задания.
| Предметные: отработка навыков вычислений, установление логических связей между данными и искомыми величинами, использование для решения таблицу простых чисел. Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Постановка учебной задачи. | Создает проблемную ситуацию: Чем последнее задание отличается от остальных? Итак, сформулируйте тему нашего урока. Какова цель урока? | Перед учащимися возникает проблема: как найти НОД двух чисел, если они не имеют общих делителей? Взаимно простые числа. Выявить свойства взаимно простых чисел, научить находить их НОД.
| Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | 1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации в виде поисковой беседы:
ВЫВОД: дать определение взаимно простых чисел.
Вывод фиксируется в виде алгоритма:
Какие числа всегда являются взаимно простыми? |
Перебрать все делители данных чисел, найти общие и выбрать наибольшее число. Простые делители, составные,1. Учащие работают в группах, выслушивают мнения представителей группы: из разложений следует, что общих простых делителей нет; нет и общих составных делителей; остаётся число 1 – общий делитель всех чисел. Значит, у взаимно простых чисел он будет являться наибольшим общим делителем. На доске табличка: Числа а и в взаимно простые, если НОД(а,в)=1. Надо разложить их на простые множители и посмотреть, есть ли у них общие простые делители. Простые числа, соседние числа. | Предметные: умение раскладывать числа на простые множители. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы. |
5. Закрепление. | Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Рассматривается решение типовых задач из учебника. | Решают типовые задачи:
| Предметные: умения устанавливать логические отношения между данными и искомыми, использовать для решения задач алгоритм. Познавательные: умение структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением учащихся, контроль, коррекция, оценка действий . |
6. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
| Организует деятельность по применению новых знаний в виде самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. | Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях № 658(1,2). Далее проверяют работу по готовому образцу, сопоставляя шаги решения с шагами алгоритма. За верное решение учащимся выставляют «+». Ошибки исправляются, выявляются и проговариваются их причины. Верно выполнившие делают № 657(1). | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
7. Контроль и оценка результатов деятельности. | Организует деятельность по контролю усвоения приобретенных знаний. | Выполняют проверочную самостоятельную работу № 668(1,3), № 667(2,4). | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. |
8. Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |