Конспект урока по Математике «Задачи с недостающими данными» 3 класс

Урок математики в 3 классе.

Тема урока: Задачи с недостающими данными.


Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Ход урока


I Организационный момент

У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!


II Актуализация знаний

а) (запись на доске)

42

32

17

9

23

12

41

13

21

28

19

34

А

Ч

М

З

Р

А

И

С

Д

А

И

Р

-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»

(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)


б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.

(В тетрадях запись)

9

12

21

28

32

42

З

А

Д

А

Ч

А


в) — Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)

задача

условие

вопрос (требование)

решение

ответ

г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?

1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?

2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?

3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?


III Постановка учебной задачи.

— Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?

— А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

— Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)

  • Работа с учебником

С.75, № 217

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»


— Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)

— На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?

— Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?

— Заполните таблицу (работа в парах)

(на доске)


1 коробка

2 коробка

Количество конфет


? в 2 раза больше


— Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)

— Что записали в столбце «1коробка»?

(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)

Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.

(Дети объясняют:

  • «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

  • «Знак вопроса» — задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

  • «Число» – задачу можно решить)


  • Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными


С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)

«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?

2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?

3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»


-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?

Запишите решение в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)

— Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).


IV Первичное закрепление (работа в группах)

— Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.


Примерная карточка

а) Через 23 дня будет Новый год.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

Примерные ответы групп:

— Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);

— Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);

— Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).


При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.


V Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)

«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.



В 1-й

день

Во 2-й

день

В 3-й

день

Всего

Прошли

туристы

* * *

20 км

* * *


?


— Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)

— У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).


VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Закончите предложения на карточках:


«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).

2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)

3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».



— Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.

(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).


— Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:

«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»

«Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?»


VII Рефлексия

— Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться узнавать задачи с недостающими данными?

— Какие затруднения вы ещё испытываете в работе с такими задачами?


VIII Задание на дом

— Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.



Свежие документы:  Конспект урока по математике "Нахождение числа по значению его части" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: