Урок математики в 3 классе.
Тема урока: Задачи с недостающими данными.
Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.
Ход урока
I Организационный момент
У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
II Актуализация знаний
а) (запись на доске)
32 | 17 | 9 | 23 | 12 | 41 | 13 | 21 | 28 | 19 | 34 | |
А | Ч | М | З | Р | А | И | С | Д | А | И | Р |
-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»
(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)
б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.
(В тетрадях запись)
12 | 21 | 28 | 32 | 42 | |
З | А | Д | А | Ч | А |
в) — Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.
(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)
задача
вопрос (требование) |
решение |
ответ |
г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)
Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?
1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?
2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?
3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?
III Постановка учебной задачи.
— Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?
— А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?
— Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)
Работа с учебником
С.75, № 217
«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»
— Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)
— На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?
— Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?
— Заполните таблицу (работа в парах)
(на доске)
1 коробка | 2 коробка | |
Количество конфет |
| ? в 2 раза больше |
— Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)
— Что записали в столбце «1коробка»?
(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)
— Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.
(Дети объясняют:
«Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
«Знак вопроса» — задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
«Число» – задачу можно решить)
Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными
С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)
«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?
2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?
3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»
-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?
—Запишите решение в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)
— Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).
IV Первичное закрепление (работа в группах)
— Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.
Примерная карточка
Примерные ответы групп:
— Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);
— Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);
— Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).
При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.
V Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)
«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.
В 1-й день | Во 2-й день | В 3-й день | Всего | |
Прошли туристы | * * * | 20 км | * * * | ? |
— Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)
— У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Закончите предложения на карточках:
— Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.
(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).
— Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:
«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:
«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»
«Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?»
VII Рефлексия
— Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться узнавать задачи с недостающими данными?
— Какие затруднения вы ещё испытываете в работе с такими задачами?
VIII Задание на дом
— Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.