Интегрированный урок в 8 классе на тему «Здоровье и математика»
Белалова Ф.И., учитель биологии
МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района
Шапка Т.М., учитель математики
МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района
Цель урока:
Выяснить воздействие курения на организм человека, вызываемые им болезни и возможные последствия.
Задачи урока:
Образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по биологии и математике, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний;
Воспитательная: воспитание потребности в ЗОЖ, профилактика курения среди учащихся, создание предпосылок для курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки;
Развивающая: расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.
Методы: комплексные с элементами критического мышления.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, навыков и умений.
Оборудование: Рабочие тетради учащихся, электронное приложение к уроку «Здоровье и математика», мультимедийное оборудование.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Разделить учащихся на группы (представить три фигуры – круг, треугольник и четырехугольник, учащиеся выбирают фигуры)
2. Актуализация знаний.
Учитель математики. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим урок совместно с учителем биологии. Мы хотим, чтобы вы нам помогли провести урок. Тема урока математики: « Обобщающее повторение темы «Квадратные уравнения»» (слайд 2)
Ключевое слово темы урока биологии вы узнаете, если выполните следующее задание:
Найдите значение выражения.
1. ;
2. — ;
3. ;
4. ;
5. 10 — ;
6. +3;
7.
8. :
1,1 | 4 | -7 | 2 | 6 | 5 | ||
о | р | о | з | д | е | ь | в |
Напишите тему: Здоровье и математика (Слайд 3-6)
Учитель биологии.
Есть такие замечательные слова:
Послушай – и ты узнаешь;
Посмотри – и ты поймёшь;
Сделай – и ты научишься.
Каждый год в нашей стране в начале нового учебного года объявляют месячник. Какой? Да, месячник Здорового Образа Жизни. Есть даже специальная наука, которая занимается этим. Это, валеология.
Валеология — это “наука о здоровье”. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. ( Слайд 7)
С 1 января 2012 г. вступил в силу статья 27 настоящего Федерального закона
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. (Слайд 8-9)
Вы изучаете, строение и функции систем органов и как влияют на организм вредные привычки. Назовите, пожалуйста, что относится к вредным привычкам (работа в группах, с последующим обсуждением.) (Слайд 10)
Сегодня мы остановимся на одном из вредных привычек – курении.
Наше здоровье на 45– 50 % зависит от нас самих. Мы хотим, чтобы вы сами убедились в этом.
Что с собой представляет горящая сигарета? ( Слайд11)
Горящая сигарета — это химическая фабрика, продуцирующая 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов.
КАНЦЕРОГЕН — ракообразовывающий,
КОКАКАНЦЕРОГЕН – вещество, усиливающее воздействие канцерогенов.
В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 600-900 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате образуются ядовитые вещества, опасные для организма, один из них — никотин.
Учитель математики. Всем известна фраза «Одна капля никотина убивает лошадь».
А сколько никотина содержится в дыме одной сигареты? (Слайд 12).
Решив это уравнение, вы узнаете это.
(Рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений)
Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 — 25 сигарет.
Учитель биологии. А почему же курильщики не умирают? (ответы детей)
3. Физкультминутка. ( Слайд 13)
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Вниз хлопок и вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем.
Точно знаем, будет прок.
Крутим, вертим головой.
Разминаем шею. Стой!
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись —
Вновь урок у нас идёт
Учитель биологии. Посмотрите на наше сердце — это главный орган нашего организма размером с кулак. Масса сердца взрослого человека составляет 250 гр. Табак поражает сердечную мышцу и вызывает следующие заболевания: кислородное голодание, закупорку коронарных сосудов, ишемическую болезнь, приводит к быстрому изнашиванию и инфаркту миокарда. (слайд15)
Перед вами лёгкие здорового человека и лёгкие курильщика, умершего от рака. Они пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось, что в лёгких курильщика скопилось 1,5 кг угля. Курил этот человек 25 лет и умер от рака лёгких.. (Слайд 16).
Ребята, а на какие системы органов влияет курение? (работа в группах с последующим обсуждением). (слайд 14)
Значит, курение влияет на все системы органов и на организм в целом. Курящий человек постепенно губит себя.
Учитель математики. Насколько мы сокращаем себе жизнь? (слайд17)
Задача
Дневная норма приема витамина С 500 мг. Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?
Учитель биологии. Решая эту задачу вы узнали, как разрушает сигарета витамин С. Этот витамин необходим для нашего организма. Почему? (ответы учащихся)
Работа в группах: изготовление образовательных продуктов, кластер, синквейн, рисунок, плакат, стих, лозунг, последующие обсуждения). (Слайд 18)
4. Выводы. (учащиеся с помощью учителя делают выводы) (слайд 19)
5. Домашнее задание.
По биологии — подготовить сообщения о вреде алкоголя , по математике – задания на карточках.
6. Рефлексия
1.Понравился ли вам урок?
2.Что вам дал этот урок?
Учителя. Закончим наш урок словами: (слайд 20)
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
« Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я — человек! Я должен жить!»
Приложение.
Содержание, мкг | Летучие вещества | Содержание, мкг | |
Оксид углерода | 13,400 | N-Нитрозометилэтиламин | 0,03 |
Диоксид углерода | 50,000 | Гидразин | 0,03 |
Аммоний | 80 | Нитрометан | 0,5 |
Цианистый водород | 240 | Нитробензол | 1,1 |
Изопрен | 582 | Ацетон | 578 |
Ацетальдегид | 770 | Бензин | 67 |
Акролеин | 84 |
|
|
N-Нитрозодиметиламин | 108 |
|
|
Влияние никотина на организм человека.
Нервная система
Никотин в первой короткой фазе расширяет сосуды мозга (создает обманчивое впечатление улучшения умственной деятельности), затем резко сужают их.
Отравляет клетки мозга (ухудшается память, зрение, умственная работоспособность, появляется бессонница, головные боли).
Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными.
Развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты, плекситы (заболевания нервных узлов – сплетений).
Дыхательная система.
Хронические заболевания дыхательных органов: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок.
Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% — курильщики)
Рак легких (почти 97% больных раком – курильщики),
Рак гортани (в 6 – 10 раз больше).
Кровеносная система.
Снижается количество эритроцитов и гемоглобина;
Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз;
Инфаркт миокарда чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет);
Острый инфаркт миокарда ( у курильщиков до 35 лет, у 80% курящих со школьной скамьи).
Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг.
Пищеварительная система
Развивается кариес;
Ухудшается аппетит, обоняние, вкус извращается;
Возникают спазмы желудка, кишечника, кишечная непроходимость (парез) кишечника ведет к смерти;
Развивается хронический гастрит, колит, язвенная болезнь желудка и 12- перстной кишки (в 10 раз чаще);
Приводит к циррозу печени;
Развивается рак полости рта, пищевода, поджелудочной железы.
Выделительная система
Развитие хронических болезней почек и мочевого пузыря, вплоть до рака мочевого пузыря;
(В моче образуется бензапирен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее рак. Это вещество обнаруживается и у пассивных курильщиков)
Рак почек (встречается у курильщиков в 5 раз чаще)
Опорно- двигательная система
Ухудшение кровоснабжения из–за спазма кровеносных сосудов приводит к снижению работоспособности мышц (может привести к самопроизвольной гангргене конечностей.
Эндартериит — перемежающая хромота, часто требующая ампутации ног.
Никотин действует как яд курара, парализующий мышечную систему (страдает каждый 7 курильщик )
Половая система
Мужчины
Курение начатое в любом возрасте, отрицательно влияет на половую функцию.
Никотиновая интоксикация в юношеском возрасте — одна из причин будущего бесплодия.
Женщины
Самое частое осложнение — выкидыши до 36 недель в 2 раза чаще некурящих.
Патологии при родах.
Выше процент мертворожденных детей.
Чаще других курильщицы не могут родить детей.
Курящая женщина болеет в 3-4 раза чаще, чем некурящие!
Рак матки, Бесплодие
Воздействие на другие системы
“Кожа” –преждевременное старение кожи, сухость, землистый оттенок, бледность, морщины, дряблость. Кожа теряет свою эластичность и свежесть. Женщины-курильщицы в 25 лет выглядят намного старше ровесниц.
“Железы внутренней секреции” – нарушаются нормальные функции всех желез, развивается сахарный диабет.
“Обмен веществ” – снижается, развивается витаминная недостаточность.
Что содержится в сигарете?
В дыме одной сигареты содержится:
6 мг никотина,
1,6 мг аммиака,
25 мг угарного газа,
0,03 мг синильной кислоты,
0,5 мг пиридина, формальдегид,
радиактивные вещества: полоний, свинец, висмут, смолы и деготь и др.
Значительная часть уходит в окружающую среду.
Дым сигарет вреден окружающим.
Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!
20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращает жизнь на 8-12 лет!