Тема
«Решение задач на применение признаков равенства треугольников» Слайд №1
Цели урока. Слайд №2
Образовательные
повторить теоретический материал для его практического применения при решении задач;
закрепить и совершенствовать навыки решения задач на применение признаков равенства треугольников;
рассмотреть решение задач, когда один из треугольников частично накрывает другой;
проверить усвоение материала.
Развивающие
развивать умение анализировать условие задачи, строить логическую цепочку при решении задачи, обоснованно делать выводы;
развивать умение переводить условие задачи на язык математики;
развивать мыслительный процесс, познавательный интерес, математическую речь учащихся.
Воспитательные
воспитывать внимательность, наблюдательность, положительное отношение к обучению.
Содержание темы: урок по геометрии разработан для учащихся 7 класса.
Тип урока: урок закрепления знаний и промежуточного контроля усвоения учащимися изученного материала.
Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Структура занятия.
Мотивационная беседа с учащимися с последующей постановкой целей.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Решение устных задач на повторение.
Решение задач по теме урока.
Подведение итога занятия (рефлексия).
Домашнее задание.
Оформление: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Мотивационная беседа.
“Если вы хотите участвовать в большой жизни,то набивайте голову математикой. Она окажет вам огромную помощь во всей вашей работе”. М.И. Калинин Слайд №3
Сообщение темы, целей и хода урока.
— Ребята, сегодня мы с вами будем не только решать задачи на применение признаков равенства треугольников, но и практические задачи из повседневной жизни, условие которых необходимо будет перевести на язык математики и задачи-головоломки. А ваша итоговая оценка за урок будет не только результатом теста, который вы выполните в конце урока. Она будет общей оценкой за работу на различных этапах урока. Поэтому будьте активны на протяжении всего урока и улучшайте свои результаты от одного этапа к другому!.
II. Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы, которые возникли при выполнении домашней работы.
III. Актуализация опорных знаний. Решение задач по готовым
(один ученик решает самостоятельно,
другой выполняет тест)
— Ребята, сейчас мы будем работать с сигнальными карточками. Если утверждение верно, то поднимаем зелёную карточку, если ложно, то красную.
(Если утверждение ложно, то один из учеников даёт разъяснение, где была допущена ошибка и правильно формулирует определение или теорему)
Вопросы:
1)Если в треугольнике две стороны равны, то он называется равносторонним. (Нет)
2)Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны. (Нет)
3) Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. (Да)
4) В треугольнике углы при основании равны. (Нет)
5) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. (Да)
6)Треугольники не равны. (Нет) Слайд 4
(Рисунок 1)
— Треугольники равны по второму признаку. (Нет) Слайд 4
(Рисунок 2)
— ∆ABC будет равен ∆MNK по II признаку, если угол B будет равен углу K. (да) Слайд 5
(Рисунок 3)
— ∆ADH будет равен ∆POE по II признаку, если сторона AH будет равна стороне OE. (Нет) Слайд 5
(Рисунок 3)
IV. Решение устных задач на повторение.
Задача 1. Слайд 6
Кот Василий, поднявшись на вверх крыши дома, спустившись вниз и пройдя по карнизу прошёл расстояние 26 м. Расстояние от одного конца карниза до вершины крыши составляет 4/5 длины карниза. Найдите длину карниза.
— Давайте переведём задачу на язык геометрии.
— О какой фигуре идёт речь? (О треугольнике)
— Каков вид этого треугольника? (Равнобедренный)
(На экран выводится изображение треугольника)
— Что известно в треугольнике? (Допол. вопрос: чем является расстояние 26 м в треугольнике?) (Периметр)
— Чем является в треугольнике расстояние от конца карниза до вершины крыши? (Отрезок AB)
— Что нужно найти в треугольнике? (Отрезок AC)
— Как будем решать эту задачу? (Уравнением)
_ Что удобно взять за неизвестную? Почему? (Длину отрезка AC, т.к. AB составляет его часть)
(По мере того, как ребята отвечают на вопросы, что дано и что надо найти, учитель выводит на экран слова: дано и найти. После того, как ученик вводит переменную и составляет уравнение, учитель выводит его на экран для наглядности.)
Задача 2. Работа с бланками
Гимнастика для глаз Слайд № 7
«Геометрия полна Слайд №8
приключений,
потому что за каждой
задачей скрывается
приключение мысли.
Решить задачу-это
значит, пережить приключение»
В. Произволов
V. Решение практических задач
На предыдущих уроках мы учились решать задачи на доказательство равенства треугольников. Сегодня мы рассмотрим применение равенства треугольников к решению практических задач. В жизни приходится сталкиваться с множеством практических задач, решить которые помогает математика. Самым важным и интересным является переход от текста задачи, то есть от реальной практической ситуации, к математической модели задачи. Часто это сводится к правильному построению геометрического чертежа по тексту задачи.
Задача 1. Решает на доске с подробным объяснением.
Населенные пункты А, В, С, D расположены так, что пункт А находится в нескольких километрах к югу от D, а пункты В и С — на одинаковых расстояниях к западу и востоку (соответственно) от А. Верно ли, что В и С находятся на одинаковом расстоянии от D.
Решение. Треугольники DAB и DAC равны по двум катетам, значит, BD = CD.
D с
Жители трех домов, расположенных в вершинах равнобедренного прямоугольного треугольника, хотят выкопать общий колодец с таким расчетом, чтобы он был одинаково удален от всех трех домов. В каком месте надо копать?
Решение. Копать надо в точке О.
О
Задачи Фалеса: Слайд № 9
а) Египтяне задали Фалесу трудную задачу: найти высоту одной из громадных пирамид. Фалес нашел для этой задачи «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды».
Решение.
АВС-равнобедренный
АС=СВ
А С В –равнобедренный
А С = С В
По преданию, древнегреческий математик Фалес первым решил задачу о вычислении расстояния от берега до корабля. Для этого он измерил расстояние АВ и угол ABC. Затем, произведя на суше некоторые построения и измерения, он вычислил расстояние АС. Какие построения и измерения мог произвести Фалес для решения этой задачи? На чем было основано это решение?
У доски проговаривается путь решения этой задачи. Учитель задает наводящие вопросы.
С помощью какого инструмента можно построить на местности АС перпендикулярно АВ?
[Экер, теодолит.]
С помощью какого инструмента на местности можно измерить угол ABC?
[Астролябия.]
Какие дополнительные построения на местности надо произвести, чтобы решить эту задачу?
Слайд №10
[Построить Z. АВН = Z. ABC, а также построить АЕ перпендикулярно АВ. Точка пересечения лучей ВН и АЕ — вершина треугольника АВМ, равного треугольнику ABC.]
• На чем основано данное решение?
[Треугольник ABC равен треугольнику АВМ по второму признаку равенства треугольников, значит, у этих треугольников соответствующие стороны равны, т. е. АС = AM, для нахождения расстояния АС от берега до корабля достаточно измерить расстояние AM на местности.]
Дополнительная задача
Письменно.
С помощью готового чертежа решить №139. (Слайд 11)
(Рисунок 6)
.
VI. Подведение итога занятия. (Рефлексия) Слайд №12
— Ребята, давайте выделим тех, кто был лучшим на каждом этапе. (Подводится итог, выставляются оценки)
— Поднимите руки, кому понравился урок. Отметьте, что хорошего было на уроке?
— Хочу закончить урок словами И. Виленкина: “Решение трудной математической задачи можно сравнить со взятием крепости”. Сегодня мы с вами взяли не одну крепость.
VII. Домашнее задание. Слайд №13
Домашнее задание дается творческого характера: составить геометрическую задачу, условие которой связано с практической деятельностью человека, повседневной жизнью
Урока время истекло Слайд №14
Я вам, ребята, благодарна
Урок окончен!!!