Краевое государственное образовательное учреждение
«Центр образования «Эврика»
«Счёт до восьми. Число и цифра 8»
подготовила Шелдышева Раиса Михайловна,
воспитатель
г. Петропавловск-Камчатский
2011 год
Конспект занятия по математике в средней группе.
Тема: «Бал в Королевстве Удивительных Фигур»
(Счёт до восьми. Число и цифра 8)
Цели и задачи:
Закрепление названий плоскостных и объёмных геометрических фигур.
Актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.
Тренировать умение считать до 7-ми.
Закреплять понятия «справа» и «слева», развивать мыслительные операции.
Сформировать представление об образовании числа 8, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8.
Тренировать умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством, развивать способности детей к общению.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный: куб с короной, конус с короной, квадрат и треугольник с глазками, геометрические фигуры одинакового цвета разных размеров (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник), картинка с изображением кареты, игра «Подбери ключ» (авторская игра-презентация).
Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, ключи (геометрические фигуры разных цветов с цифрами от 5 до 8-ми).
ПЛАН
1. Введение в игровую ситуацию.
2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
2.1. Игра «Кто поедет на бал».
2.2. Игра «Гости» (начало).
2.3. Игра «Гости» (продолжение).
3. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
3.1. Игра «Найди пару».
Физкультминутка «Танец».
3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ»)
4. Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около мольберта, где стоят две фигуры – куб с короной и конус с короной с глазками, на мольберте – изображение квадрата и треугольника с глазками.
Ребята, сейчас мы побываем в Королевстве Удивительных Фигур.
Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит:
Королевством Удивительных Фигур правит король.
Как вы думаете, как зовут короля?
Какая эта фигура? (Куб.)
Верно, короля зовут Кубом.
Далее воспитатель показывает детям конус с короной.
Это королева.
Как называется эта фигура? (Конус.)
В этом Королевстве живут необычные девочки и мальчики (на мольберте квадрат и треугольник с глазками).
Как вы думаете, какие фигуры — мальчики, а какие — девочки? (Квадраты – мальчики, треугольники – девочки.) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву (форма квадрата похожа на форму короля, а форма треугольника похожа на форму королевы). Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники — это девочки, а квадраты — мальчики.
2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
2.1. Игра «Кто поедет на бал».
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.
— Король с королевой приглашает во дворец на бал всех мальчиков-квадратов и девочек-треугольников, кто знает названия геометрических фигур.
Далее воспитатель переворачивает мольберт на другую сторону, где нарисованы разные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).
— Ребята, давайте поможем девочкам и мальчикам назвать геометрические фигуры (дети называют фигуры.)
Скажите, что общего у всех фигур? (Одинаковый цвет).
Чем они отличаются? (Формой, размером)
Спасибо за помощь. Теперь девочки-треугольники и мальчики-квадраты могут отправляться на бал.
Как вы думаете, на чём они поедут на бал? (На карете.) Воспитатель показывает картинку с изображением кареты.
2.2. Игра «Гости» (начало).
Дидактические задачи: тренировать умение считать до 7, закреплять понятия «справа» и «слева», создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, развивать мыслительные операции.
— Посмотрите, ребята, гости уже собрались (воспитатель показывает на столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера на каждого). Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, На середину стола воспитатель ставит короля и королеву — Куб с короной и Конус с короной.)
Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)
Расположите девочек-треугольников справа, а мальчиков-квадратов — слева.
Что можно сказать о количестве девочек и мальчиков?
Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод, что фигур одинаковое количество — их по семь.
— Но девочки в этом королевстве не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?
(Дети должны поставить квадраты и треугольники парами.)
— Но вот подъехала в карете еще одна девочка.
— Как можно изобразить цокот копыт?
Дети могут постукивать по столу пальцами, могут цокать языком.
Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.
Что изменилось? (Девочек стало больше.)
Посчитайте девочек, считаем слева направо по порядку, никого не пропуская.
(Дети считают, соблюдая правила счета — дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, … 7…)
При названии числа, следующего за числом 7, возникает проблемная ситуация.
2.3. Игра «Гости» (продолжение).
Дидактические задачи: сформировать представление об образовании числа 8 из числа 7, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8 и соотносить ее с количеством.
Как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 8, следующего за числом 7. Поэтому воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 8 всех вместе. Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7.
Как получилось, что девочек стало восемь? (Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.)
Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)
Сколько стало мальчиков?
Как получается число восемь? (К семи добавляется один, получается восемь.)
Воспитатель делает вывод:
для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.
— Король и королева хотят у вас узнать, сколько девочек и мальчиков пришли к ним на бал. (Воспитатель кладет на середину стола карточки с цифрами 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей.)
— Мальчики, пусть покажут количество мальчиков-квадратов, а девочки – количество девочек-треугольников.
1-ый вариант.
Дети берут разные карточки.
Почему вы не смогли найти карточку с цифрой 8? (Потому что не знаем, как записывается число 8.)
Что нужно сделать, чтобы это узнать? (Надо у кого-нибудь спросить).
После вопроса детей воспитатель показывает цифру 8.
При счете после семи идет число восемь, которое записывается с помощью цифры 8.
2-ой вариант.
Все дети показывают карточку с цифрой 8.
— Вы верно указали цифру 8, теперь король и королева знают количество мальчиков и количество девочек, которые пришли на бал.
3. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
3.1. Игра «Найди пару».
Дидактические задачи: тренировать умение считать до 8, соотносить цифру 8
с количеством, развивать способности детей к общению.
— А сейчас настало время танцев, давайте покажем девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам, как надо танцевать на балу. Вставайте и подходите ко мне. (Дети встают из-за столов и подходят к воспитателю)
— Для танца нужно разбиться на пары, а в этом нам помогут карточки с цифрами (7 и 8) и точками (7 и 8 точек), (воспитатель раздаёт детям карточки в руки).
— Нужно встать в пару с тем, у кого цифра обозначает количество точек. (Детям нужно соотнести цифру с количеством: ребенку, у которого на карточке написана, например, цифра 7, нужно встать в пару с тем, у кого на карточке семь точек.)
Поскольку у нескольких детей окажутся одинаковые карточки, то может возникнуть проблема в составлении пар, которую дети должны решить самостоятельно.
Физкультминутка «Танец».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Дети, разбившись на пары, под музыку танцуют.
3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ», управляется воспитателем).
Дидактические задачи: развивать логическое мышление, закреплять умение считать
до восьми и соотносить цифру 8 с количеством.
— Бал уже заканчивается и пора девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам возвращаться домой. Давайте подойдём к экрану телевизора и поможем им попасть домой. (Дети с воспитателем подходят к телевизору. Рядом на столе воспитатель раскладывает «ключи». Запускает компьютерную игру-презентацию.)
2-ой слайд. Дом с квадратными окнами, дом с треугольными окнами, мальчики (квадраты) и девочки (треугольники) подходят парами к домикам.
Воспитатель обращается к детям:
— Как вы думаете, в каком доме живут девочки? мальчики?
— Как вы догадались? (Во время ответа детей, воспитатель на 1-ом слайде группирует фигуры около соответствующих домов.)
3-ий слайд. Дом с восьмью желтыми треугольными окнами и дверью, на двери появляется замок с жёлтой треугольной скважиной.
— Как девочкам попасть в дом? (Надо открыть замок.)
— Чем можно открыть замок? (Ключом.) Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько мальчиков.
— Можно открыть замок любым ключом? (Нет.) Воспитатель предлагает мальчикам помочь девочкам подобрать подходящий ключ. (Мальчики ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)
Дети: — Он подходит по цвету, по форме окон и по их количеству, окон восемь.
Воспитатель убирает с 3-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку — замок открывается и девочки-треугольники занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением треугольников в окнах считать количество треугольников).
Воспитатель благодарит мальчиков за помощь и переходит к 4-му слайду.
4-ый слайд. Дом с восьмью голубыми квадратными окнами и дверью, на двери появляется замок с голубой квадратной скважиной.
— Как мальчикам попасть в дом? (Надо открыть замок ключом.)
Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько девочек и предлагает девочкам помочь мальчикам подобрать подходящий ключ. (Девочки ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)
Дети: — Он подходит по цвету (голубой), по форме окон (квадрат) и по их количеству (окон восемь).
Воспитатель убирает с 4-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку — замок открывается и мальчики-квадраты занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением квадратов в окнах вместе с детьми считать количество квадратов).
Воспитатель благодарит девочек за помощь и переходит к 5-му слайду.
5-ый слайд. Дом с девочками-треугольниками и дом с мальчиками-квадратами. Появляются Королева-конус и Король-квадрат.
Воспитатель от имени Короля и Королевы благодарит всех детей за помощь и прощаются. Затем переход к 6-му слайду (Конец. Картинка с изображением детского рисунка Королевства.)
4. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
Что вам больше всего понравилось?
С каким новым числом вы познакомились? С какой новой цифрой?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до восьми и не знали цифру 8, то девочки и мальчики не смогли бы вернуться в свои дома.
Методическая литература: Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка».
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100», М., Баласс, 2002.
6