Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» «Золотухинская СОШ»
Конспект урока-сказки
по математике в 3 классе
«В Тридевятом государстве»
Подготовила
учитель начальных классов
Потапкина Елена Михайловна
Тема урока: « Связь умножения и деления. Решение задач»
Цели урока: 1. Уяснить связь деления с умножением.
2. Развивать умение решать задачи как арифметическим, так и алгебраическим способом.
3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру.
Оборудование: Рисунки с изображением Ивана – царевича, Змея Горыныча, Кощея, башен, карточки с числами и буквами.
Ход урока
Каллиграфическая минутка.
— Какая цифра спряталась в орнаменте? Пропишем её: 2 2 2 2 2 2…
Устный счет.
Учитель:
— В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили – были Иван – царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван – царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?
Мы узнаем это , выполнив 1-е задание.
Найдите «лишнее» число; расположите числа в порядке убывания.
35, 73, 33, 40, 13, 23
Теперь перевернем карточки. Что получилось?
73 35 33 23 13
К О Щ Е Й
— Иван – царевич отправился в путь. Но на пути его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем.
Кто же сразится со Змеем? Ведь нужно победить все три головы Змея.
Индивидуальное задание у доски (3 человека)
38 + = 40 + 5 = 70 28 + = 30
46 — = 42 87 — = 84 — 6 = 33
+ 40 = 86 87 + = 97 39 + = 69
82 + 8 = 56 + 6 = 76 + 4 =
100 — = 80 50 + = 80 99 — = 59
75 – 5 = 91 – 90 = 83 – 3 =
— 30 = 29 — 2 =34 — 3 = 43
59 — = 56 36 — = 16 49 — = 19
72 +28 = 92 – 77 = 45 + 39 =
— Поведет Ивана – царевича волшебный клубочек, но и до него можно добраться лишь по лабиринту чисел. ( На доске запись чисел, их нужно соединить стрелками в порядке возрастания. После выполнения задания появляется запись):
3) «Лабиринт».
36
38
54
42
45
49 58
61
70
68
63
Учитель продолжает:
— Волшебный клубочек привел Ивана – царевича на распутье. на придорожном камне надпись:
« Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».
По какой дороге идти Ивану?
х : 2 = 42
у : 3 = 23
у * 3 = 51
Сказка продолжается:
— А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:
20, 17, 14, …, …, …
2, 4, 7, 11, …, …, …
6) Проверка индивидуального задания.
Учитель :
— Ребята, вы победили Змея Горыныча. Но он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана – царевича. а сундук крепко заперт на три замка. И замки не простые, а волшебные – в каждом пример. Что скажите?
— Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действий.
46 = 50 28 +1 = 30 64 >70
(4 + 46 = 50) (1 + 28 + 1 = 30) (64>70 – 7 и др. числа до 70)
(46 = 50 – 4) (28 + 1 = 30 – 1) ( любое число >64 +6 >70)
— Итак, меч в руках Ивана – царевича, путь в царство Кощея свободен!
Сказка продолжается:
— Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану – царевичу преодолеть скалу, выполнив задание:
9 |
| 12 | |
Множитель |
| 7 | 3 |
Произведение | 72 | 56 |
|
60 |
| 49 | |
Делитель |
| 3 | 7 |
Частное | 15 | 30 |
|
— Работаем в парах, помогаем друг другу.
4. Учитель:
– Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана царевича такими словами: « Раз ты смог до меня добраться, посостязайся со мной умом, выполни мои задания, и Василиса – твоя! А не выполнишь – голова с плеч!»
(дети составляют и решают уравнения)
«Я задумал число, — говорит Кощей, — Если его разделить на 3, то получится 120. Какое число я задумал?»
х : 3 = 120
х = 120 *3
х = 360
«Я задумал число, — говорит Кощей, — Если его увеличить в 5 раз, то получится 750. Какое число я задумал?»
х * 5 = 750
х = 750 : 5
х = 150
«Царь – девица давала своим женихам задания. женихи выполнили 52 из них, а при выполнении 53-го погибли в схватке со Змеем Горынычем, так и не выполнив этого задания. И осталось еще 34 задания не выполненными. Сколько заданий дала Царь – девица своим женихам?»
— Ребята , давайте поможем Ивану – царевичу, чтобы его не постигла та же участь что и женихов Царь – девицы.
( Ребята составляют и решают уравнение)
х – 52 = 34
х = 34 =52
х = 86
Ответ: Царь – девица дала женихам 86 заданий.
5. Учитель:
— Ребята, Иван – царевич справился с заданием, но хитрый Кощей не хочет вернуть Василису и дает Ивану еще одно испытание:
«Длина всей моей земли прямоугольной формы 60 км. Чему равна ширина, если периметр 160км?»
Пусть х — ширина, тогда
( 60 + х ) * 2 = 160
120 + 2х = 160
2х = 160 – 120
2х = 40
х =20
Ответ: ширина участка 20 км.
6. «Ну, Иван – царевич, забирай Василису, — сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. у меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?»
1 2 3 4
( 1 – пустая; 2 и 4 – одинаковые; в 3 башне – Василиса.)
7. Итог урока.
— Чему учились?
Учитель:
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!
Использованная литература:
1. Учебник: « Математика » 3 кл. Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, С. И. Волкова, С. В. Степанова; ( М. « Просвещение » 2009 г. )
2. Математика. Умножение и деление до 1000 Волкова С. И. Дрофа 2006 г.