Учитель математики Андреева Т.В. МБОУ СОШ №2
Урок-путешествие по математике «На остров Шестиклассник»
( 6 класс)
Цели урока
Образовательные: повторить и систематизировать знания, полученные в 5 классе; отработать умение и навыки применения правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, а также отработать умение и навыки применения правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;
Воспитательные: развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу;
Развивающие: развитие математического и общего кругозора, памяти, мышления, речи и внимания учащихся; пробудить у учащихся интерес к изучению математики, показать, что математика – чудесная наука.
Задачи урока:
повторение материала пройденного в 5 классе;
расширение кругозора учащихся;
формирование умений совместной деятельности;
формирование дружеских отношений, воспитание культуры коллективной работы.
Тип урока: урок повторения знаний.
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Форма организации деятельности учащихся: групповая (класс делится на три команды – по рядам, если число детей в командах не равное, то несколько человек (1-2) помогают учителю). Столы в классе сдвигаются так, чтобы участники команды могли общаться между собой.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, доска, индивидуальные листы самоконтроля с заданиями.
Примечание: перемещение по презентации производится при помощи стрелок клавиатуры или колесом прокрутки «мыши».
Ход урока
Организационный момент (сообщение цели урока).
Учитель:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Ребята, сегодня мы с вами повторим темы, которые изучали в пятом классе. Это будет не простой урок, а «морское путешествие к острову «Шестиклассник». Три корабля: «Летучий голландец», «Аврора» и «Виктория» сейчас спустятся на воду, каждая из 3-х команд займет свое место на одном из кораблей. А я буду адмиралом нашей флотилии.
Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (судовые журналы – это листы самоконтроля и ваши тетради). За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Наша с вами задача всем благополучно добраться до острова, а команда, которая прибудет на остров первой (набрав наибольшее количество баллов) будет победителем.
Итак… приготовились.
Откройте судовые журналы, запишите число.
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо твердо на «5 » математику знать!!!
Будут трудные задачи, я желаю вам УДАЧИ!
Устранение неисправностей корабля.
Учитель: Прежде, чем выйти в открытый океан, необходимо проверить исправность наших кораблей и устранить все неполадки, если они возникли.
На доске представлены примеры. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.
Задание:
«Аврора» | «Виктория» | |
|
|
|
Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из гавани готовы!
Готовность экипажа к отплытию.
Учитель: А теперь пора проверить готовность капитанов к путешествию. Для этого каждому капитану необходимо решить пример, доказав, что они в полной мере могут справиться с любым испытанием во время путешествия (капитаны на 3 частях доски решают примеры, все остальные ученики решают в судовых журналах).
Задание:
«Аврора» | «Виктория» | |
|
|
|
Решение: | Решение: |
Флотилия к отплытию готова. Полный вперед!
Путешествие по Математическому океану.
Учитель: Итак, мы плывем по Математическому океану. Вычислим, сколько времени продлится наше путешествие.
Расчет времени, необходимого для путешествия.
Задание: По Математическому океану корабли проплыли 3 ч, что составило всего времени отведенного на путешествие. Найдите, сколько часов должно продлиться путешествие по океану?
Решение:
3 : 2 7 = 1,5 7 = 10,5 (ч) продолжительность путешествия
Ответ: 10,5 ч.
Расчет пути.
Учитель: Экипажу предстоит рассчитать, сколько километров флотилия должна проплыть.
Задание: Собственная скорость корабля 25,5 км/ч, скорость течения 2,5 км/ч. Какой путь пройдет корабль за 6 ч по течению и 4,5 ч против течения? Ответ округлите до десятков.
Решение:
25,5 + 2,5 = 28 (км/ч) скорость корабля по течению
25,5 — 2,5 = 23 (км/ч) скорость корабля против течения
28 6 + 23 4,5 = 168 + 103,5 = 271,5 (км) весь путь
271,5 км 270 км
Ответ: 270 км.
Выполнение маневров повышенной опасности.
Учитель: Свистать всех наверх! Внимание! На горизонте появились пиратские корабли. Чтобы уйти от преследования морских разбойников вы должны очень быстро ответить на вопросы. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в этом испытании – пять.
Первой отвечает команда корабля «Летучий голландец»:
Какую дробь называют правильной?
Какая из дробей больше или ?
Чему равно 2 в четвертой степени?
Сколько центнеров в одной тонне?
Что длиннее: 1км шоссе или 1000 м тропинки?
Вопросы для команды корабля «Аврора»:
Какую дробь называют неправильной?
Какая из дробей меньше или ?
Чему равно 4 во второй степени?
Сколько миллиметров в одном метре?
Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?
Отвечают члены команды корабля «Виктория»:
Какую часть от числа называют процентом?
Какая из дробей больше или ?
Чему равно 3 в третьей степени?
Сколько миллиметров в одном дециметре?
Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
Первое испытание позади, подведем итоги.
Физкультминутка.
Учитель: Все корабли успешно спаслись от преследования и продолжают свой путь к острову. Но вот мы попали в тёплое течение ФИЗМИНУТКА.
Мы плывём по волнам.
Посмотри по сторонам.
Ты матросом ловким будь,
Физкультуру не забудь.
Мы наверное устали, разрабатывая наш маршрут. Давайте выйдем на палубу и осмотрим окрестности океана. Нет ли где опасности (зарядка для глаз). В океане спокойно. Можно спрыгнуть за борт корабля и поплавать. Но, чтобы не мешать другим членам экипажа плавать, будем не сильно размахивать руками (плавание брасом и кролем).
Преодоление опасности в океане.
Учитель: Вот мы и отдохнули, продолжаем свой путь. Смотрите, смотрите! В океане появились гигантские злые медузы, которые перегородили нам путь и могут перевернуть наш корабль. Необходимо срочно от них уйти. Как это сделать? Решить уравнения.
Задание:
1) 0,4+0,7+1,8=9,5 | 1) ( +2,3) 0,2=0,7 |
«Аврора» | |
2) 0,3+0,9-5,8=3,8 | 2) 0,39 : — 0,1= 0,16 |
«Виктория» | |
3) 0,3+0,5-1,3=1,1 | 3) 1,8 (13,3-) =21,6 |
Решение:
1) = 7 | 1) = 1,2 |
«Аврора» | |
2) = 8 | 2) = 1,5 |
«Виктория» | |
3) = 3 | 3) = 1,3 |
Опасность в океане позади, подведем итоги.
На острове дикарей.
Учитель: Трудный участок преодолен, но вот беда запасы пресной воды на исходе. Капитаны приняли решение высадиться на острове, чтобы пополнить запасы питьевой воды. Но высадившись на острове, матросы оказались в плену у племени дикарей. Дикари никак не могли справиться с одной задачей и обещали отпустить пленников, если те помогут им решить ее. Скорее за работу!
Задание: От Тихой гавани до острова «Шестиклассник» 270 км, флотилия проплыла 84% этого пути. Сколько км осталось проплыть флотилии?
Решение:
1) 100% — 85% = 15(%) осталось проплыть флотилии
2) 270 : 100 15% = 40,5 (км)осталось проплыть флотилии
Ответ: 40,5 км.
Пленники отпущены, плавание продолжается. На нашем пути остров «Шестиклассник». Приготовьтесь к высадке на берег!
Итог.
Учитель: Наше путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Закрывайте судовые журналы (объявляются результаты команд).
Посмотрите, на острове есть сундучок с «сокровищами», давайте посмотрим, что в нем лежит (открывается, а там находятся пятёрки и четвёрки на монетках из картона, которые раздаются каждому ученику).
Тем, кто набрал 12-16 баллов, получают оценку «5», у кого 11 баллов и менее – оценку «4».
Благодарю за хорошую службу флоту и математике!
Домашнее задание: составить и решить задачу о океане (море).
Список литературы:
Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. – 2-е изд. З.С.Стромова, О.В.Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2008. -143 с.
Задачник для 6-х шестых классов, ГОУ ЦО № 57. С. А. Пушкин, Е.Н. Шириков, — Москва, 2012 г.
9