Авторская программа.
Кружок по математике
для учащихся 6 классов
«Юный математик»
Мифтахова Раиля Рафкатовна
учитель математики МБОУ
« Тат.Ходяшевская СОШ »
Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан
2013-2014 учебный год
Содержание.
Пояснительная записка . 3стр
2.Планируемые результаты. 4 стр.
3.Структура занятий математического кружка. 4стр.
4.Основные формы проведения кружковой работы 4стр.
5. Учебно-тематический план кружка. 5-6стр.
Литература для учителя. 7 стр.
7 .Литература для учащихся. 7 стр.
Пояснительная записка
Цель кружковой работы :
дополнение и углубление предметного материала, развитие математических способностей учащихся, придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся.
Внеклассная работа — одна из эффективных форм математического развития учащихся. является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:
Помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать нестандартные задачи.
Привитие интереса к математическим знаниям ,развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
Планирование работы кружка составлено на 34 занятия.
В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:
Углубление учебного материала.
Привитие у учащихся практических навыков.
Сообщение сведений из истории развития математики.
Решение примеров и задач на смекалку.
Использование занимательной математики.
Планируемые результаты.
Возрастание интереса к математике;
Повышение активности на уроках и внеклассной работе,;
Участие школьников в олимпиадах.
Умение анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Расширение математического кругозора.
Пополнение математических знаний.
Умение работать с дополнительной литературой.
Структура занятия математического кружка:
Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или кружковца;
Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
Разбор решения задач;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
Ответы на вопросы учащихся;
Домашнее задание.
Устные или письменные олимпиады.
.2 Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
Математический бой, хоккей, футбол.
Математические турниры, эстафеты.
Математические викторины.
Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5.Решение задач на разные темы.
6. Разбор задач, заданных домой.
7. Изготовление моделей для уроков математики.
8. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
Учебно-тематический план работы математического кружка:
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия | Отв.за подготовку | |
1 | Сентябрь | 1 | Организационное занятие | Руководитель |
2 | Сентябрь | 1 | Задачи, решаемые с конца. | Руководитель Члены кружка |
3 | Сентябрь | 1 | Числа –великаны и числа –малютки. | Руководитель Члены кружка |
4 | Сентябрь | 1
| Запись цифр и чисел у других народов. | Руководитель Члены кружка |
5 | Октябрь | 1 | Подготовка к школьной математической олимпиаде | Руководитель Члены кружка |
6 | Октябрь | 1 | Участие в школьной олимпиаде | Руководитель Члены кружка |
7 | Октябрь | 1 | Решение задач математической олимпиады. | Руководитель Члены кружка |
8 | Октябрь | 1 | Задачи на разрезания и перекраивания фигур. | Руководитель Члены кружка |
9 | Ноябрь | 1 | Геометрические задачи со спичками. | Руководитель Члены кружка |
10 | Ноябрь | 1 | Упражнения на быстрый счёт Математические ребусы. | Руководитель Члены кружка |
11 | Ноябрь | 1 | Недесятичные системы счисления (Двоичная система ).Фокусы с разгадыванием чисел.
| Руководитель Члены кружка |
12 | Ноябрь | 1 | Взвешивания | Руководитель Члены кружка |
13 | Декабрь | 1 | Логические задачи. | Руководитель Члены кружка |
14 | Декабрь | 1 | Логические задачи. | Руководитель Члены кружка |
15 | Декабрь | 1 | Принцип Дирихле | Руководитель Члены кружка |
16 | Декабрь | 1 | Принцип Дирихле | Руководитель Члены кружка |
17 | Январь | 1 | Арифметические ребусы. Задачи: не отрывая карандаш от бумаги.
| Руководитель Члены кружка |
18 | Январь | 1 | История развития числа. Приёмы быстрого счёта. | Руководитель Члены кружка |
19 | Февраль | 1 | Выпуск математической газеты | Члены кружка |
20 | Февраль | 1 | История возникновения десятичных дробей. Занимательные задачи | Руководитель Члены кружка |
21 | Февраль | 1 | .История возникновения обыкновенных дробей. Арифметические ребусы. | Руководитель Члены кружка |
22 | Февраль | 1 | Логические задачи. Математические игры. | Руководитель Члены кружка |
23 | Март | 1 | Логические задачи. Математические игры. | Руководитель Члены кружка |
24 | Март | 1 | Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету | Руководитель Члены кружка |
25 | Март | 1 | Выпуск математической газеты | Руководитель Члены кружка |
26 | Март | 1 | Задачи на проценты | Руководитель Члены кружка |
27 | Апрель | 1 | Задачи на проценты | Руководитель Члены кружка |
28 | Апрель | 1 | Приемы быстрого счета. | Руководитель Члены кружка |
29 | Апрель | 1 | Приемы быстрого счета. | Руководитель Члены кружка |
30 | Апрель | 1 | Симметрия. . Отгадывание математических кроссвордов | Руководитель Члены кружка |
31 | Май | 1 | Задачи на переливания | Руководитель Члены кружка |
32 | Май | 1 | Задачи на движение | Руководитель Члены кружка |
33 | Май | 1 | Великие математики. Выступления членов кружка
| Руководитель Члены кружка |
34 | Май | 1 | Великие математики. Выступления членов кружка Решение старинных задач. | Руководитель Члены кружка |
Литература для учителя:
Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
Литература для учащихся:
Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
7