Мастер – класс по математике в 11 классе по теме:
«Производная функции в заданиях ЕГЭ».
Цели мастер – класса
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
«Производная функции”, рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по данной теме, вести подготовку к итоговой аттестации; предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.
Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, навыков самооценки и самоконтроля; формированию таких ключевых компетенций, как сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости, контролировать и оценивать свою деятельность, находить и устранять причины возникших трудностей.
Воспитательная: развивать у обучающихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в парах); способствовать воспитанию воли и упорства для достижения конечных результатов.
Технологии: индивидуально–дифференцированного обучения, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, ПК для каждого ученика, тренажёр (Приложение №1),презентация к уроку (Приложение №2),индивидуально – дифференцированные карточки для самостоятельной работы в парах (Приложение №3),список сайтов сети Интернет, индивидуально-дифференцированное домашнее задание (Приложение №4), интерактивный тест (Приложение №5).
Пояснение к уроку. Данный мастер – класс проводится в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ. Нацелен на обобщение теоретического материала по теме «Производная функции» и применение его при решении экзаменационных задач.
Продолжительность мастер – класса – 30 мин.
Структура мастер — класса
I.Организационный момент -1 мин.
II.Сообщение темы, цели мастер — класса, мотивация учебной деятельности-1 мин.
III. Тренинг «Задания В8 ЕГЭ». Анализ работы с тренажёром — 6 мин.
IV.Индивидуально — дифференцированная работа в парах. Самостоятельное решение задач В14. Взаимопроверка — 7 мин.
V.Проверка индивидуального задания. Задача с параметром С5 ЕГЭ (Лукьянова К.) -3 мин.
VI.Оn – line тестирование. Анализ результатов тестирования -9 мин.
VII. Индивидуально – дифференцированное домашнее задание -1 мин.
VIII.Оценки за урок — 1 мин.
IX.Рефлексия -1 мин.
Ход мастер — класса
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы, целей мастер — класса, мотивация учебной деятельности.
(Слайд 1,приложение 2)
-Тема нашего занятия «Производная функции в заданиях ЕГЭ». Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других дисциплин. Производная позволяет решать задачи просто, красиво, интересно.
Тема «Производная» представлена в заданиях части В (В8, В14) единого государственного экзамена, но некоторые задания С5 также можно решить с применением производной. Для решения этих задач требуется хорошая математическая подготовка и нестандартное мышление.
Вы работали с документами, регламентирующими структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике 2013. Доложите о своей работе.
Гаврюшина Д. (Слайды 2-3,приложение 2)
— Мы изучили «Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена»,
«Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников», «Спецификацию контрольных измерительных материалов», «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013» и выяснили, какие знания и умения о функции и её производной нужны для успешного решения задач по теме «Производная».
УМЕТЬ
выполнять действия с функциями (описывать по графику поведение и свойства функции, находить её наибольшее и наименьшее значения).
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-Вы владеете теоретическими знаниями по теме «Производная». Сегодня мы будем учиться применять знания о производной для решения задач ЕГЭ.
Недаром Аристотель говорил, что “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ” (Слайды 4-5, приложение 2)
В конце урока мы вернёмся к цели нашего урока и выясним, достигли ли её?
Применим теоретические знания для решения практических задач.
III.Тренинг «Задания В8 ЕГЭ» (Приложение 1). Анализ работы с тренажёром.
IV. Индивидуально — дифференцированная работа в парах. Взаимопроверка.
(Приложение 3)
1 пара
В14. Найдите точку минимума функции у =10х-ln(х+9)+6 (Лукьянова К.)
В14. Найдите наибольшее значение функции y = (Гаврюшина Д.)
2 пара
В14. Найдите наименьшее значение функции у=(х-10) на отрезке
[8; 10] (Санинская Т.)
В14.Найти точку максимума функции у= — (Сазанов А.)
V. Проверка индивидуального задания. Задача с параметром С5 (Лукьянова К.)
(Слайды 8-9, приложение 2)
-Лукьяновой К. было дано индивидуальное задание: из пособий по подготовке к ЕГЭ выбрать задачу с параметром (С5) и решить её с помощью производной.
VI. Оn – line тестирование. Анализ результатов тестирования.
Сайт для тестирования на уроке: https://www.ege-online-test.ru/
— Кто испытывал трудность при тестировании?
— Кто не допустил ошибок?
(Если не удастся пройти Оn – line тестирование, учащиеся проходят Интерактивное тестирование ) (Приложение 5).
VII. Индивидуально – дифференцированное домашнее задание.
-Я обновила список сайтов сети интернет для подготовки к ЕГЭ. Вы можете проходить на этих сайтах Оn – line тестирование. К следующему уроку вам нужно: 1) на сайте «Открытый банк заданий по математике» (https://mathege.ru/) найти прототипы заданий В8 и В14 и решить не менее 10 задач;
2) Лукьяновой К., Гаврюшиной Д. решить задачи с параметрами (С5 ЕГЭ).
Остальным учащимся решить задачи 1-8 (вариант 2). (Приложение 4).
VIII. Оценки за урок.
IХ. Итог урока. Рефлексия
— Подведем итог. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
Посмотрите на доску и одним предложением, выбирая начало фразы, продолжите предложение, которое вам больше всего подходит.
Я почувствовал…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую …
Меня удивило, что …
Мне захотелось…
А закончить урок я хотела бы словами итальянского философа Фомы Аквинского «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» (Слайд 12, приложение 2).Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!