Математическая игра «Счастливый случай» по теме: «Решение логических задач и задач на смекалку» 9-10 класс



Математическая игра «Счастливый случай»

по теме:










Учитель математики филиала

БОУ ХМАО — Югры В(с)ОШ

при ИР 99/15 г.Нижневатовска

Габитова Зиля Фаритовна

Октябрь 2011год


Математическая игра «Счастливый случай» по теме: «Решение логических задач и задач на смекалку» (9, 10А, 10Б кл)

«Величие человека в его способности мыслить» Б.Паскаль

Цели. Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

Сопутствующие задачи.

  1. Расширение математического кругозора учащихся, формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой.

  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания, стремление преодолевать трудности.

  3. Обогащать участников новыми знаниями.

Оформление доски:

Запись темы урока, даты, плана урока

Девиз урока: «Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье». «Без муки нет науки», «Где ум там и толк», «Руки поборют одного, знанья тысячу».

Оборудование: плакаты, таблицы с заданиями, плакат с эпиграфом, подкова, призы, на плакате нарисована «Темная лошадка», музыка


Ход урока. 1. Орг. момент.

Дорогие ребята, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать всех на игре «Счастливый случай» по теме: «Решение логических задач и задач на смекалку».

Я бы на этом уроке поставила такие цели: развивать математическое мышление при решении логических задач, головоломок, фокусов и выявлять самых эрудированных знатоков математики.

Вы, когда учились в своих школах, принимали участие в разных играх по другим предметам, но вот в математической викторине «Счастливый случай» многие из вас участвуют впервые. И сегодня мы будем бороться не только за победу, но и за «Счастливый случай».

Символом нашей игры является подкова, которая приносит всегда только удачу (это металлическая подкова, прибивается к конскому копыту).

Ребята, много дает математика для умственного развития человека,

она заставляет думать, соображать, помогает правильно и последовательно рассуждать, искать простые, рациональные решения, тренирует память, внимание, развивает логическое мышление. Если так много полезного, так давайте и мы займемся математикой.

Ваша активность, сообразительность, украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной.

Класс делим на 2 команды: «Победа», «Удача»

Лидером 1-ой команды будет ______ (мозговой центр класса, силен в математике, умен, рассудительный, обожает математику).

Лидером 2-ой команды ______

Игра будет проходить в форме устного опроса, она состоит из 6-ти геймов

И чтобы удача улыбнулась обеим командам, я предлагаю лидерам команд разломить подкову на счастье. Чуть больше счастья досталось лидеру ___ команды и они начнут

1-й гейм под названием «Дальше, дальше…»

За правильный ответ ученик получает житон.

Здесь, задачи – шутки, задачи—загадки, каверзные вопросы, все на смекалку, внимательность, сообразительность. В некоторых вопросах содержатся подвох. Ответы могут быть как в серьезной, так и в шутливой форме. (Можете отвечать как в серьезной, так и в шутливой форме).


2. Начало игры. 1-й гейм под названием «Дальше, дальше…»


Итак, вопросы мудрейшим математикам.

1. В книге 6 листов простых, а седьмой—золотой (Дни недели, один— выходной).

2. Старая денежная единица, равная 3-м копейке (алтын).

3. Летела стая уток, одну убили. Сколько осталось? ( одна, остальные улетели).

4. Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)

5. Чему равно три в квадрате? 12 в квадрате? Угол в квадрате? (90 градусов).

6. Что первоначально означало слово «математика» (Знание, наука)

7. Какой месяц короче всех (май).

8. В 1709 году был написан первый учебник арифметики . Кто его автор (Магницкий). Как его настоящая фамилия? (Телятин)

9. Когда впервые была доказана теорема Пифагора? (Примерно 2500 лет тому назад).

10. Собака была привязана на 10-ти метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это случилось? (ушла вместе с веревкой).

11. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Что означает эта поговорка в переводе на наши деньги. (Не было даже полкопейки, да вдруг три копейки).

12. Каким словом обозначался «миллион» в Древней Руси? (тьма).

13. Сколько козлят было у многодетной козы? (семеро)


2-й гейм «Гонка за лидером» Вопросы капитанам команд


14. 65 в квадрате? 35 в квадрате ?

15. Три теленка, сколько ног? (4, независимо от того, трут его или нет).

16. Соперник нолика? (крестик).

17. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180 градусов).

18. Каким животным обзывают биссектрису в школе? (бисс-а – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам)

19. В каком случае верно равенство 19+15=10? (когда смотрим на часы,

19 =7 ч, 15=3ч)

20. В равенстве 101- 102=1 передвиньте одну цифру так, чтобы оно стало верным.(двойку в квадрат)

21. Русский гений 18-го века, по происхождению крестьянин, впоследствии — академик, создал проекты подъемных машин. Кто это? (Ломоносов)

22. Назовите имя известного поэта и математика, автора слов:

«Яд, мудрецом предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама»? (Омар Хайям,)

23. Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (Тьма)

24. Какую форму имеют бульонные кубики (прямоугольного параллелепипеда)

25.В 15-ом веке цифры пришли в Европу от арабов(01234567890) Что больше: сумма или произведение цифр? (сумма)


3-й гейм «Темная лошадка»

Она учитель математики, любит решать задачи, разгадывать кроссворды.

Она же составляет расписание. Кто она? ( Валентина Васильевна).

Валентина Васильевна предлагает вашему вниманию одну задачу: «Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

А руководитель нашей школы, Анна Ивановна, предлагает вашему вниманию вот какую задачу: «Какой математик славился среди греков своими изобретениями. Некоторые из них живы и по сей день. Например, каждая хозяйка часто использует его винты — главную часть мясорубки. Винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам. Он изобрел две с лишним тысячи лет назад». (Архимед)

4-й гейм «Заморочки из бочки»


Участники команд по очереди достают из мешочка задание- карточку, это может быть приз, подкова или задание, если подкова — команде 1 балл.


  1. Как при помощи 2-х нитей столяр может проверить, лежать ли концы 4-х ножек стола в одной плоскости. (если прямые пересекаются, т.к. через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна)

  2. Разгадать ребус.

  3. Замените одним словом: сумма длин всех сторон (периметр)


5-й гейм «Головоломки» (Думай, соображай)


Сейчас будем задавать различные головоломки. Поломайте голову над задачками, разгадайте хитрые загадки и Вы почувствуете себя умным, находчивым, уверенным в себе.

  1. Числа на барабане.

  2. Подводный Куш.

  3. Оригинальные пари

  4. Как помочь профессору

  5. Куда идти

  6. Пять лепешек

7. Загадка старого факира

(Смотри приложение)

Теперь подведем итоги сегодняшнего мероприятия, подсчитаем житоны. Кроме того, нам нужно выделить самого сообразительного, находчивого, смекалистого.

Ребята, да, эта команда набрала больше баллов. Мне кажется, сегодня все ребята проявили желание знать и уметь, испытали свои силы и поверили в них. Ни эта ли победа. Эта общая победа и учеников и учителя. Спасибо.

Учите ребята, математику, потому что она ум в порядок приводит.

Приложение

1.ЗАДАЧА: «Как помочь профессору?»

Наш профессор в ужасе: он забыл ответ на задачу, а звонок на лекцию прозвенит через пять минут! Задача же состоит в следующем. На поверхности куба нарисованы две линии – BD и GD, которые сходятся в точке D. Помогите профессору определить угол между двумя диагоналями, и тогда ему не придется краснеть перед студентами.

Ответ: линии BD и GD образуют равносторонний треугольник. Следовательно, угол между линиями BD и GD равен 60 градусам.





2. Пять лепешек (Афганская сказка-загадка)

Один человек ежедневно покупал пять лепешек. Как-то приятель спросил его, что он с ними делает. И вот что ему ответил:

— Одну лепешку съедаю сам, двумя долг отдаю, а две в долг даю.

Удивился приятель и попросил объяснить, что это значит.

А вы не сумеете ли объяснить, в чем тут дело?

Ответ. Одну лепешку он кушает сам, две дает родителям, которые вырастили его, и тем самым отдает долг, и две лепешки он дает детям, ибо когда дети подрастут, они будут кормить отца. Следовательно, эти лепешки он как бы отдает в долг..



















Мы все смеялись над нашим знакомым водолазом по имени Куш Мак-Нул (его прелестный портрет вы видите на картинке), когда он, беспрерывно бормоча о каких-то подводных сокровищах, целыми днями пропадал в море. А он взял да и нашел эти самые сокровища на затонувшей каравелле XIV века! А уж когда начал вытаскивать на берег мешки с золотом, нам стало совсем не до смеха. В первых четырех мешках оказалось по 60, 30, 20 и 15 золотых монет. Когда подсчитали монеты в оставшихся двух, кто-то заметил, что число монет в мешках составляет некую последовательность. Приняв это к сведению, смогли бы вы сказать, сколько монет в пятом и шестом мешках?

Ответ. Каждый следующий мешок содержит определенную часть от первого. А теперь мы узнаем, какую именно:

1- 60 монет, №2 — 30 (1/2), №3 -20 (1/3), №4 -15 (1/4, №5 -12(1/5),

6 -10 (1/6).

4. Куда идти?

Ночью в степи мы заблудились. Стояла лютая стужа, и хотелось скорее найти какой-нибудь кров. Холмы закрывали горизонт – огней не увидишь. Тишина. Мы шли наугад. Но вот, наконец, удалось различить справа паровозные гудки (где-то в этом районе была узловая станция), а слева – ржанье лошадей и лай собак. Мы быстро свернули…

В какую сторону мы пошли?

Ответ. Мы пошли в сторону ржанье лошадей и лая собак, так как туда было ближе, чем до узловой станции. Дело в том, что паровозные гудки слышны на расстоянии 7-10 километров, а лай собак и ржанье лошади – на 2-3 километра.

5. «Загадка старого факира»


Наш факир предлагает вам свою версию загадки с «индийской магической веревкой». Перед ним лежит кусок самой обычной веревки. Возьмите ее концы обеими руками и завяжите узел посередине. Казалось бы ерунда! Однако весь фокус состоит в том, что, завязывая узел, вы не должны выпускать из рук ни один из концов веревки! Конечно, проще всего, сделать это воспарив в воздухе…

Ответ. Секрет этой восточной хитрости состоит в следую­щем: прежде чем нагнуться за веревкой, скрестите руки так, как показано на рисунке. В таком положе­нии вам достаточно будет каждой рукой по очереди взяться за ее концы и затем «распутать» руки: верев­ка сама собой завяжется узлом в центре



«Числа на барабане»

Некий мистер Ли Таврос, мастер по изготовлению музыкальных инструментов, однажды попытался оживить свой бизнес «барабанной дробью» — с помощью загадок на числа. Во время ежегодного съезда собратьев по ремеслу он, стремясь привлечь публику к своему стенду, начертал на самом большом из своих барабанов эти числа. Мистер Таврос соблюдал при этом определенную математическую последовательность. А раз так, постарайтесь отгадать, каким должно быть следующее число?

Ответ. Каждое последующее число на барабане представляет собой произведение цифр, из которых составлено предыдущее: 49 – это произведение 7х7, 36 – произведение 4х9, а 18 – произведение 3х6. Выходит следующее будет число 8 (1х8)




7. «Оригинальное пари» (задача-шутка)

Два жокея вздумали держать следующее пари: их прекрасные скакуны должны пробежать от дома два километра до берега реки, причем выигрывает тот, чья лошадь придет к реке не первой, а последней.

Ни один не решался тронуться с места первым. Долго стояли спорщики, не зная, как выйти из затруднительного положения. Вдруг один из зрителей, находившихся поблизости, подошел, и что-то шепнул каждому спорщику. Жокеи слезли с лошадей, затем снова сели на них и стремительно помчались к реке. Один из них выиграл это пари.

Не догадаетесь ли вы, что посоветовал жокеям зритель?

Ответ. Зритель посоветовал поменяться жокеям скакунами, таким образом каждый стремился на чужом скакуне домчаться до реки первым.


Литература.

1. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие И.Д.Агеева Творческий центр «Сфера» Москва 2005

2. «Звездные головоломки» Чарлз Бэрри Таунсенд Москва АСТ- ПРЕСТ,1998

3. «Самые невероятные головоломки » Чарлз Бэрри Таунсенд

Москва АСТ- ПРЕСТ,1998

4. Предметная неделя математики в школе Т.Г.Власова Ростов-на-Дону «Феникс» 2006

5.Внеклассная работа по математике Э.Н.Альхова, А.В.Макеева Саратов ОАО «Издательство «Лицей» 2002

6. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» №34,37,45; 1998г



Анализ

общешкольного мероприятия, проведенного 10 октября 2011 года в рамках декады математики.


Игра «Счатливый случай» по теме: «Решение логических задач и задач на смекалку».

Участвовали учащиеся 9, 10А, 10Б классов

Оформление и материалы: плакаты, таблицы с заданиями, плакат с эпиграфом, подкова, призы, на плакате нарисована «Темная лошадка», музыка

Игра состояла из 5 геймов, каждый гейм был интересен для учащихся, задавали различные головоломки, , задачи –шутки, задачи—загадки, хитрые загадки, каверзные вопросы, все на смекалку, внимательность, сообразительность.. В некоторых вопросах содержались подвох. Ответы учащихся были как в серьезной, так и в шутливой форме. Они с удовольствием отвечали на предложенные вопросы, особенно учащиеся 9, 10А классов.

Активность учащихся, сообразительность, украсили это мероприятие, сделали ее интересной, содержательной. С учётом цели, содержания и методов обучения были использованы различные виды работ на уроке с учащимися. Эти виды работ позволяли создавать ситуацию развития, саморазвития учащихся.

Выявлены самые сообразительные, находчивые, эрудированные знатоки математики: Салимгереев Абдулла из 9 класса и Осечко Иван из 10-А класса.

Им были вручены призы (наборы ручек). Участники команды «Удача» набрали 24 балла, «Победа»25 баллов. Всем были вручены призы (ручки).

Все поставленные учителем цели и задачи реализованы.

Такие внеурочные познавательные мероприятия просто необходимы для учащихся, так как истории математики традиционно отводится не слишком большое внимание в учебном процессе. Но именно занимательная математика дает обширный материал для развития мировоззрения, интереса к предмету.

Вывод:

1. Интеллектуальная игра среди 9, 10-х классов прошла на хорошем должном уровне.

2. Время проведения и регламент выдержаны.

З. Заинтересованность учащихся была на высоком уровне. Учащиеся в течение игры принимали активное участие.






Подготовила и провела: Габитова Зиля Фаритовна



Свежие документы:  Урок по математике в 3 классе на тему: «Закрепление таблицы умножения и деления на 7»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: