Муниципальное бюджетное учреждение
гимназия № 77
г. Тольятти Самарской области
Методическая разработка по математике
«О технологии проведения зачетного урока»
подготовила
учитель математики
Журавкова Любовь Васильевна
г. Тольятти
2013
В поисках новых форм работы, я ввела в практику зачетные уроки под названием «я лучший водитель» и стараюсь создать на них ситуацию успеха. Чтобы успешно сдать зачет я сравниваю зачетный урок с управлением автомобиля, ученик должен узнать и овладеть множеством действий в определенной последовательности, т.к. каждая операция на дороге состоит из компонентов. Зачет является важным элементом перехода от теории до практических навыков. Учебная езда, как известно, состоит из ряда упражнений.
Выделим основные компоненты зачетного урока:
1. Уровневая дифференциация заданий;
2. Оценочная деятельность учителя;
3. Диагностика результата;
4. Коррекция знаний и умений.
Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается, нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки учащегося, а во-вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов:
1. Минимальный — решение задач образовательного стандарта;
2. Общий — решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями;
3. Продвинутый — решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями.
Подготовка и проведение зачетных уроков — дело сложное. В этой работе существенную помощь мне оказывают экзаменаторы — учащиеся старших классов, заслужившие это звание специальными занятиями со мной по теме зачетного урока, на котором они будут помогать преподавателю. Перед участием в зачете старшеклассники сами несколько раз отвечают мне на вопросы по данной теме, подбирают материал для заданий, обсуждают все вместе способы оценивания работ.
В начале зачетного урока учащиеся получают контрольные таблицы, в которых экзаменаторы проставят оценочные баллы за выполнение каждого задания. В результате уже непосредственно в ходе зачета сами учащиеся по приведенной в контрольных таблицах шкале могут оценить свои знания.
Подобная оценка знаний и умений учащихся позволяет оперативно провести общую диагностику усвоения темы, выявить пробелы в знаниях и умениях, составить и провести мероприятия по устранению допущенных недостатков.
Рассмотрим примеры материалов к зачетам.
VIII класс
Тема «Квадратные корни»
Каждый учащийся в начале урока получает контрольную таблицу следующего образца:
Контрольная таблица
(фамилия, имя, класс) | |||||
Карточка | Сумма набранных оценочных баллов по каждой карточке | ||||
задание
|
|
|
|
| Итоги |
1 |
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
«3» -18 — 23 балла; | Всего баллов |
| |||
«4» — 24 — 29 баллов; «5» — 30 – 36 баллов
| Оценка |
|
Учащиеся разбиваются равномерно на четыре группы. У каждой группы свой экзаменатор, который раздает карточки-задания, проверяет ответы, выдает новые карточки и т.д. Таким образом, основную часть контроля берут на себя старшие школьники — мои помощники.
Ниже приведены образцы карточек по четырем подтемам основной темы зачета. Оценочная деятельность идет по методу сложения оценок сверху вниз по каждой карточке. На карточках задания обязательного уровня идут первыми и оцениваются одним баллом. Затем следуют более сложные задания на 2 балла. А завершается каждая карточка пятым, самым трудным заданием, за которое можно получить 3 балла. В этом случае у ученика, и прежде всего у сильного, появляется заинтересованность в конечном результате, в демонстрировании своей высокой математической подготовки. По шкале оценок, которая приведена в контрольной таблице, видно, что ученик получит на зачете оценку «3» в том случае, если справится хотя бы с заданиями карточек 1 и 11 (18 баллов). Для получения оценки «4» нужно набрать минимум 24 балла, которые могут получиться, если к 18 баллам (по карточкам I и II) прибавить еще 6, заработанных или по карточке III, или по карточке IV, т.е. решить четыре первых задания по одной из них. Нижняя граница оценки «5» — это 30 баллов, т.е. предполагается, что ученик выполнит верно упражнения по карточкам I — III (это 27 баллов) и еще хотя бы три задания из IV карточки. Если задание 1V.3 ученик не доделает и получит за него не 2 балла, а 1, то этот недочет не скажется на его высокой оценке.
Стратегия выполнения заданий определяется нумерацией карточек. Экзаменаторы выдают ученику следующую карточку только тогда, когда он справился с предыдущей. Кроме того, они могут понизить балл за какое-то задание, если при проверке обнаружилось, что в нем допущена ошибка.
Образцы карточек-заданий
Вычислите | Балл |
1. 2 2. 7 – / 3. 10 — 4 — 4. * 5. +
| 1 1 2 2 3 |
2 | |
Сократите дробь | Балл |
1. 2. 3. 4. 5. | 1 1 2 2 3 |
Освободитесь от иррациональности в знаменателе и упростите | Балл |
1. 2. 3. 4. 5.
| 1 1 2 2 3 |
Упростите выражение | Балл |
1. 2х при х ‹ 0 2. 5 при у ≥ 0 3. + 4. (b + 2) : 5. при х ≥ 2 | 1 1 2 2 3 |
К следующему занятию я готовлю анализ результатов зачета, с учетом которого на уроке осуществляется разбор задач и тех приемов решения, которые вызвали у учащихся затруднения. На уроке выявляются причины этих затруднений, планируются мероприятия по их устранению.
Описанный выше способ потребовал составить по 4 карточки для каждого ученика для осуществления уровневой дифференциации. Но можно поступить и иначе. Можно учесть разные уровни знаний и в одной зачетной карточке, но она должна состоять из трех частей. Учащийся приступает к решению заданий первой части, соответствующей минимальному уровню, что оценивается на «3», а последующее выполнение заданий второй, затем третьей частей, соответствующих общему и продвинутому уровням планируемых результатов, оценивается на «4» и «5» соответственно.
На зачет отводятся два урока. В конце зачета я подвожу предварительные итоги с учетом выставленных оценочных баллов и выдаю сертификаты:
«3» — «новичок»
«4» — «автолюбитель»
«5» — «Шумахер»
Практика показала, что зачеты проходят более эффективно и продуктивно.
Список используемой литературы:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М.: Каро, 2005.
2. Методический журнал для учителей математики «Первое сентября», М., 2012. с. 9- 22.
3. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. М.: Ассоциация учителей физики, 2000.
4. Мордкович А.Г. Задачник по алгебре. М.: Мнемозина, 2007.