Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»
Методическая разработка урока
математики
«Арифметические действия с положительными и отрицательными числами»
для учащихся 6-го класса
Тип урока обобщение и систематизация знаний
Авторы разработки
учитель математики I категории
Букина Олеся Алексеевна
учитель математики I категории
Мешалкина Ольга Геннадьевна
Барнаул
2014 год
Анкета
Фамилия имя отчество: Букина Олеся Алексеевна, Мешалкина Ольга Геннадьевна.
Место работы: МБОУ «Лицей №2».
Район, занимаемая должность: Алтайский край, город Барнаул, учителя математики.
Предмет: математика
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Комплектация работы: данный файл.
Аннотация
Повторение изученного материала по теме “Умножение и деление положительных и отрицательных чисел”, отработка навыков применения операций умножения и деления положительного числа на отрицательное число и наоборот, а также отрицательного числа на отрицательное число. Связать полученные знания с жизнью.
Пояснительная записка
Данный тип урока активизирует процесс обучения, позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Цели урока:
образовательные:
— обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами;
— закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
— формировать навыки самостоятельной работы;
развивающие:
— развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
— развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
— расширение кругозора;
воспитывающие:
— воспитание познавательного интереса к предмету;
-воспитывать культуру труда, математической речи, активность, самостоятельность, культуру общения.
Оборудование:
— проектор;
— листы с текстами задач, с тестами для каждого ученика;
— карточки учета на каждого ученика;
Сценарий учебного занятия
I. Мотивационный этап.
1. Приветствие, представление.
Ребята, перед началом урока мне вручили фрагмент письма, текст которого был зашифрован, а начинается оно словами
«Нет Земли лучше Родины своей.»
Чтобы узнать, в связи с чем прислано это письмо, необходимо расшифровать его фрагмент. Помогут нам расшифровать письмо знания правил действий с положительными и отрицательными числами.
II. Этап актуализации знаний учащихся.
Устная работа (с использованием слайдов):
1. Слайд 1
Символическая запись правил действий с положительными и отрицательными числами.
1) (-) · (+) = (?); 2) (+) : (-) = (?); 3) (-) · (-) = (?);
4) 5) (-) : (-) = (?); 5) ) а · (-1) = (?) или (-а) · (-1) = (?);
О чем говорит вам эта запись?
Учитель: Давайте сформулируем правила действий, соответствующие записи под каждой цифрой.
Ученики: 1) Правило умножения чисел с разными знаками:
«Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак минус».
2) Правило деления чисел с разными знаками:
«При делении чисел с разными знаками, надо: 1) разделить модуль делимого на модуль делителя, 2) поставить перед полученным числом знак минус».
3) Правило умножения двух отрицательных чисел:
«Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули».
4) Правило деления отрицательного числа на отрицательное число:
«Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное число, надо разделить модуль делимого на модуль делителя».
5) Правило умножения чисел на -1:
«Если любое число умножить на -1, то произведение будет равно противоположному числу.«После формулировки правил появляется «знак» результата и соответствующие ему цифры или буквы. В конце выполнения задания складывается фраза 75 л е т
Мы расшифровали фрагмент письма. Как вы думаете, в связи с чем пришло это письмо?
Ответы детей (Письмо прислано в связи с юбилейной датой – 75-летием Алтайского края)
Учитель: Выполнив цепочку вычислений, мы узнаем следующее слово.
1) -42 · 4 3) -25· (-5). 5) -72 : (-9);
2) -60 : 12; 4) -3,6· (-1). 6) 52:(-0,5); 7) -2,5·(-2)
125 | |
Н | 3,6 |
Л | 5 |
Б | -168 |
У | -104 |
А | 8 |
А | -5 |
Ж | -12 |
К | 168 |
Н | 104 |
Ответы:
1) -168 Б
2) -5 А
3) 125 Р
4)3,6 Н
5)8 А
6)-104 У
7) 5 Л
Барнаул (столица Алтайского края)
III. Применение правил к решению задач.
А сейчас мы перейдем к решению задач.
Откроем свои тетради запишем число.
Первая задача связана с климатическими условиями города Барнаула. (Тексты задач лежат у каждого учащегося на парте).
Задача №1
(Текст читает ученик)
«Найдите среднюю температуру воздуха города Барнаула в зимнее время года, если средняя температура января (-21°С), а средняя температура февраля – (-19°С), средняя температура декабря (-20 °С)?»
Учитель: — Как находится среднее арифметическое?
(Ответы учеников)
Учитель: — Сделаем краткую запись задачи и решим ее.
(К доске вызывается ученик, краткая запись и решение записывается на доске)
Январь – (-21°С)
Февраль – (-19°С)
Декабрь- (-20°С),
Среднее значение -?
Решение: -19+(-21)+(-20)/3= — 20
Ответ: -20
Учитель: Перейдем к следующему этапу работы
Работа в группах
К | С | К | У | Р | А | |
-9 | 6,5 | 6,5 | 5 | -5 | -2,94 | 56,1 |
Карасу (Приток Катуни)
2 группа
1) (-1,2)
2) — 7,8: 78
3) (-4)
4) -18,9: (-9)
5) (-3,1)
6) -56: (-8)
А | Ё | Т | Я | П | А | |
2,1 | 6 | -0,1 | 10,8 | 7 | -6 | 3,1 |
Тёплая (Приток Чарыша)
Узнаем протяжённость в пределах страны самой длиной реки в Алтайском крае Алей
(Выражение записано на листе заданий, который находится на парте у каждого ученика)
(0,7- · (-+(0,25-) : +1700,5-842=858
У доски по очереди работают ученики. Первый расставляет порядок действий, остальные выполняют по одному действию.
1) 0,7—==;
2) ;
3) 0,25—;
4)
5) ;
6) -0,5+1700,5=1700;
7) 1700-842=858
Учитель: Протяженность в пределах страны самой длиной реки Алей в Алтайском крае 858 км.
V.Тест .
Решив тест вы соберёте из букв ответов слова, которые связаны с животным, которое очень редко бывает в Алтайском крае.
Тесты лежат на столах у каждого ученика.
2 вариант | |
А. Выполните действие:· 1) 43 · (-3); 2) -6,7 · (-2,4); 3) 4) -2· (-5); 5) В. Решите уравнение 1) -5,7к = 11,4; 2) -0,01х = 1; С. Найдите значение выражения т2 если т = -1 | А. Выполните действия 1) -26 · 4; 2) -4,8 · (-3,7); 3) 4)-14,7-17,4; 5) В. Решите уравнение 1) -0,18т=1,17; 2) 0,001п= -2. С. Найдите значение выражения п3—; если п = -1; |
Ответы: фламинго
Фламинго залетают в Алтайский край не ежегодно и в малом числе. Чаще это особи единичные, иногда малочисленные группы от двух до дюжины птиц.
Фламинго распространены в Африке, на Кавказе, Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в Южной и Центральной Америке.
После выполнения тестовых заданий, учащиеся обмениваются тетрадями, простым карандашом проверяют работы друг друга и выставляют оценки.
Правильные ответы к заданиям теста и критерии оценивания высвечиваются на слайде.
Слайд
Ответы к тесту
2 вариант А 1) -104 ф 2) 17,76 л 3) 1,5 а 4) -32,1 м 5) и В 1) -6,5 н 2) -200 г С 1) о |
Критерии оценок
«2» — 1-2 задания
«3» — 4-3 заданий
«4» — 6-5 заданий
«5» — 7-8 заданий
После проверки теста и выставления оценок, учащиеся вновь обмениваются тетрадями и каждый ставит свою оценку за тест в личную карточку учета. Карточки учета сдаются учителю.
Учитель оценивает работу на уроке учащихся.
VI. Итог урока.
Мы посвятили сегодняшний урок 75–летию Алтайского края. Пусть ваши достижения сегодня на уроке и далее в жизни будут направлены на благо нашей Родины.
VI. Рефлексия.
Что повторили мы сегодня на уроке? Что нового узнали?
VIII. Домашнее задание.
Повторить правила действий с положительными и отрицательными числами.
Самоанализ урока
Учебный материал выбран в соответствии с календарно-тематическим планированием и общеобразовательной программой по математике. В настоящее время очень активно применяется на уроках использование ИКТ, поэтому применение мультимедиа для большей наглядности и различные карточки, способствует развитию внимания, памяти, мышления.
На всех этапах урока применяются различные методы активизации учащихся, что не позволяет им устать от однообразия материала. Для проверки и оценки знаний учащихся используются слайды с готовыми ответами для самопроверки, взаимопроверки.
На уроке использовались методы:
• Словесный – при формировании теоретических и практических знаний
• Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания
• Репродуктивный – для формирования ЗУН, когда учащиеся готовы к проблемному изучению темы
• Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала
• Самостоятельная работа – материал доступен, использован для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда
• Контрольный – при выявлении качества усвоения ЗУН
• Самооценки и самоконтроля (работа в парах)
Таким образом, считаем, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.
Список литературы
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%E9_(%F0%E5%EA%E0)
4. Стандарты второго поколения: Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.