МБОУСОШ № 24 города Тулы
Конспект урока по математике
в 6 классе
«Нахождение числа по значению его части»
подготовила
учитель математики
Круковская Татьяна Владимировна
Опорная карта урока .
Учитель: Круковская Татьяна Владимировна
Предмет: Математика
Класс: 6
Тема: Нахождение числа по значению его части.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели:
— учебная : учить решать задачи 2 типа: на нахождение числа по значению его части; повторить решение задач 1 типа: на нахождение части от числа;
— развивающая : развивать аналитические способности, логическое мышление, развивать умение анализировать и оценивать свою работу и ответы одноклассников;
— воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, взаимопонимание, взаимную ответственность, умение осуществлять взаимопомощь.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности ( 2 минуты ).
УУД: Умение выражать свои мысли, логически мыслить.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок:
— Здравствуйте! Желаю, ребята, вам успешной работы на уроке.
Учитель сообщает тему урока: «Нахождение числа по значению его части».
— Является ли , ребята, эта тема для вас новой? Почему?
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии ( 10 минут ).
УУД: умение выражать свои мысли, применять полученные знания на практике, анализировать и оценивать свою деятельность.
Учитель:
— В теме урока есть слово часть. Выясним смысл этого слова и вспомним, как выражается
часть чего-либо в математике?
Учащиеся:
— Часть – это одна или несколько долей, на которые разделено целое. Выражается в виде:
обыкновенной дроби, десятичной, в процентах.
Учитель:
— Проведем игру. Каждый ряд будет являться отдельным королевством. У каждого
королевства есть свои особенности, накопленные знания.
1 королевство знает, что какая- либо часть может выражаться только обыкновенной
дробью.
2 королевство знает, что какая- либо часть может выражаться только десятичной дробью.
3 королевство знает, что какая- либо часть может выражаться только в процентах.
— Как фразы: « Я съела половину арбуза»; « Толя съел четверть пирога»; «Путешественник
прошел 3/5 пути» будут звучать в ваших королевствах?
Учитель:
— Вспомним, как находить часть от числа? Идет работа с таблицей. Находим 3/5; 0,4; 25%
от числа , указанного в таблице.
14 | 9 | |
16 | 24 | 25 |
11 | 10 | 8 |
Учитель:
— Решая задачи на нахождение части от числа, мы использовали таблицу. Что в условиях
таких задач было известно?
Часть от числа | Значение части | |
известно | известно | неизвестно |
— Составьте устно задачу на нахождение части от числа и решите ее. Решение оформляется
в тетради.
Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения ( 5 минут ).
Учитель:
— Запишите любое число, кратное 5. Найдите 2/5 этого числа. Скажите, сколько у вас
получилось, и я назову задуманное число. Кто может это сделать?
Учащиеся обсуждают, высказываются и вместе с учителем делают вывод:
Решалась задача на нахождение части от числа, а задуманное число восстанавливалось
по значению части. Задачи являются взаимно-обратными. Чтобы угадать число, надо
выполнить действие, обратное умножению.
Открытие нового знания ( 4 минуты ).
УУД: Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, структуирование знаний, учебное сотрудничество, выдвижение гипотез и их обоснование.
Учитель: — Как же найти число по значению его части?
Учащиеся обсуждают вопрос в парах, высказывают гипотезы.
Затем формулируется правило учителем.
Чтобы найти число по значению его части, выраженной обыкновенной дробью (десятичной, в процентах), нужно это значение разделить на обыкновенную дробь (десятичную), а проценты сначала перевести в дробь и выполнить деление.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 10 минут ).
УУД: Умение выражать свои мысли, построение логической цепи рассуждений.
Задача: Белый медведь живет 32 года, что составляет 2/3 продолжительности жизни
носорога, 0,8 продолжительности жизни льва, 40% продолжительности жизни
слона. Сколько живет носорог, лев, слон? ( условие оформляется в таблицу)
Физминутка 2 минуты (стоя у парты).
Поднимает руки класс – это раз, повернулась голова – это два, руки прямо, вперед смотри – это три, руки в стороны пошире , развернулись на четыре. С силой руки к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Закрепление нового знания в парах ( 10 минут ).
Задача: На одну чашку весов положили кусок мыла, на другую – ¾ такого же куска и еще
гирька массой 50 грамм. Весы оказались в равновесии. Какова масса куска мыла?
После обсуждения решение выполняется на доске.
Рефлексия ( 2 минуты ).
УУД: Осознание качества и уровня освоения.
Учитель задает вопросы:
— какую цель ставили на уроке?
— удалось ли решить поставленную цель?
— кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
— кому нужно ещё потренироваться и над чем надо поработать?
— какое у вас настроение?
8. Домашнее задание.
Список литературы:
Шарыгин И.Ф. Математика 5-6. Задачи на смекалку.