Краевое государственное казенное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
города Рубцовска Алтайского края.
Статья на тему:
«Особенности реализации технологии уровневой дифференциации обучения в условиях пенитенциарной школы»
подготовил
учитель математики
Пономарев Александр Владимирович
г. Рубцовск
2014
Важность темы обучения в условиях пенитенциарной системы обусловлена выделением пенитенциарной педагогики в отдельную отрасль педагогических наук, благодаря тенденциям определенной гуманизации в обществе и смещению карательных акцентов в уголовном наказании на исправительные. В связи с этим, возникает два вопроса: зачем учить преступника и как учить преступника. Степень разработанности данной темы в отечественной литературе очень низка, так как педагогика отдельно особенностями организации эффективного образовательного процесса в условиях пенитенциарной системы никогда не занималась, подготовка педагогов и адаптация образовательных технологий специально для пенитенциарных учреждений не велась.
Уголовно-исполнительная система, как и система образования, всегда выполняла социальный заказ общества, государства. В истории уголовно-исполнительной системы России наказание всегда было главным. Страх перед наказанием должен был остановить преступника, поэтому условия в русских тюрьмах всегда были очень жестокими. После революции стал впервые вопрос о перевоспитании преступника, так как он тоже пролетарий, только оступившийся. Характерный пример этому в к/ф «Зеленый фургон». Уголовник Федька Бык спрашивает милиционера Грищенко: «Что со мной будет?», «Нэ знаю, чи в расход, чи на пэрэковку». Исходя из этой идеологической установки, уголовникам было разрешено во время войны воевать на фронте в штрафбатах, а политическим заключенным нет. В советский период основным средством воспитания был общественно-полезный труд, а образование было дополнительным средством. Задачей тюремной школы, как и всех советских школ, было воспитание всесторонне гармонически развитой личности — строителя коммунизма. Эти задачи не были выполнены и в 90-х годах тюремные школы были закрыты.
После демократизации общества, когда одним из главных принципов демократии стал гуманизм, 20 апреля 2000 года в Министерстве юстиции РФ была утверждена концепция воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. В этой концепции впервые за всю историю перед уголовно-исполнительной системой были поставлены реально выполнимые задачи: не перевоспитания и воспитания, а исправления осуждённых, причем исправить нужно не все сознание человека, а лишь его часть, для формирования правопослушного поведения.
Также были определены способы решения этой задачи. Часть 2 статьи 9 уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации определяет основные средства исправления осужденных: «Основными средствами исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие». Поэтому в тюрьмах были открыты школы, ПТУ, церкви, то есть образование стало одним из основных средств процесса исправления.
В условиях пенитенциарного учреждения главная цель образования заключается в том, чтобы каждый осужденный, в конечном счете, осознал, что в современном обществе добиться каких-либо результатов можно только опираясь на компетентность, образованность, культуру. Главная задача пенитенциарной школы помочь ему в этом. То есть, школа должна дать понять осужденным, что кроме криминального мира есть другой мир с другими ценностями в жизни, в котором живет основная часть человечества, и им дорога туда не закрыта, они могут тоже добиться после освобождения успеха в жизни через образование, профессиональную подготовку, общую культуру. В статье 112 уголовно-исправительного кодекса РФ установлено, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшим возраста 30 лет, основного общего образования.
Однако, к сожалению, очень часто сегодня образование осужденных строится на стандартных, обезличенных методиках, игнорирующих технологии, нацеленные на преобразование человеческой личности, даже если это личность человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Кроме того, минимум содержания образования осужденных далеко не всегда включает в себя объем знаний, необходимый сегодня любому современному человеку и тем более осужденному, которому предстоит вернуться в свободное общество после долгого срока изоляции.
В настоящее время очень актуальным и очевидным становится внедрение современных достижений психологической и педагогической науки, технологий развивающего обучения, наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения в организацию образовательного процесса, а также их адаптацию к условиям пенитенциарных учреждений, обусловленную рядом факторов:
1. В школах пенитенциарных учреждений основная масса учащихся приступивших к занятиям имеют низкую обученность и обучаемость, низкий темп продвижения в обучении. Они психологически неустойчивы и неуравновешенны, негативно относится к учебе, считая образование бесполезным, ненужным и, как следствие, имеют знания ниже базового уровня по итогам входного контроля. Часть учащихся имеют перерыв в образовательном процессе от двух до пяти лет, а иногда и более, возраст учащихся от 18 до 30 лет, поэтому для достижения требований государственного стандарта образования единый подход в методике преподавания для таких учащихся не допустим.
2. В связи с психологическими особенностями учащихся в учреждениях образования в пенитенциарной системе, мотивация к обучению у них чрезмерно низкая, в основном для получения права условно-досрочного освобождения, смены обстановки, небольшого расширения кругозора. Это связанно с тем, что большинство учащихся из неполных, неблагополучных семей, у многих из них ярко выраженный асоциальный тип поведения, свидетельствующий о социальной и педагогической запущенности личности, многие приговорены к длительным срокам заключения.
Особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, так как образование без воспитания в условиях уголовно-исполнительной системы бесполезно, потому что, если ученик, освободившись, идет снова грабить, то для того, кого он грабит, тот факт, что грабитель имеет среднее образование, полученное в тюрьме, большого значения не имеет. Поэтому в пенитенциарной школе учитель — субъект пенитенциарного воздействия на осужденных. В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Поэтому возникает необходимость использовать в организации образовательного процесса такие технологии, которые обеспечивали бы:
1) возможность наиболее эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам для достижения ими, как минимум, требований государственного стандарта образования;
2) устранение причин возникновения комплекса неполноценности учащегося по отношению к учению, который, в свою очередь, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения;
3) получение возможности учащимся с разными способностями, с разной подготовкой при изучении школьных дисциплин испытывать учебный успех и, как следствие, повысить собственную самооценку. То есть хотя бы в учебном процессе почувствовать себя нормальным человеком, что закладывает возможность изменения его мировоззренческих ориентаций, возникновения желания исправиться, желания преодолеть трудности отбывания наказания в виде лишения свободы и после окончания срока вернуться к нормальному образу жизни, не повторяя совершенных ошибок.
Таким образом, учебный успех — это тот первый кирпичик, та основа, которая, возможно, позволит встать осужденному на трудный путь исправления, реализуя концепцию « к исправлению – в том числе и через образование ».
4) реальность достижения всеми учащимися обязательного уровня, а ученикам, проявляющим повышенный интерес к обучению и обладающим хорошими способностями возможность двигаться дальше, добиваться более высоких результатов.
Этим требованиям, формирующим положительную мотивацию обучения в условиях пенитенциарной системы, из используемых образовательных технологий наиболее полно отвечает технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов обучения.
Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения основывается на планировании результатов обучения, то есть на явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.
Сохраняя многие черты традиционной технологии обучения, уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения в то же время содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является явное введение в дополнение к уровню преподавания, на котором ведется обучение (прежнего «идеального образца усвоения»), базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, или уровня обязательных требований (стандарта образования). Базовый уровень определяет и задает так называемые обязательные результаты обучения (сокращенно ОРО), которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Для чего вводится этот уровень, с какой целью? Важнейшие функции базового уровня связаны с тем, что он, по определению, задает нижнюю границу результата полноценного и качественного образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является действенным фактором ликвидации перегрузки ученика. Таким образом, обязательные результаты обучения становятся основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся. А это в свою очередь, при условии открытости требований, создает реальную и прочную базу для перехода от авторитарной педагогики, основанной на необъятной совокупности невыполнимых в целом требований и диктате учителя, к педагогике сотрудничества ученика и учителя, к реализации идеи педагогического договора по отношению к обязательному базовому уровню обучения.
Но самое главное, что ориентация на посильные и доступные абсолютному большинству учащихся обязательные результаты обучения дает ученику возможность ежедневно и ежечасно, на каждом уроке, испытывать учебный успех. Из неуспевающего или посредственного (ведь по сравнению с «идеальным образцом усвоения», оцениваемым пятеркой, все остальное плохо) ученик имеет реальную, обеспеченную методически, возможность стать человеком, удовлетворяющим государственным требованиям.
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органичная связь с системой контроля результатов учебного процесса и системы оценивания достижений учеников. Альтернативой «вычитания» (точно сформулированы критерии только для высшего уровня, для усвоения на «пять», а для низших уровней критерии формулируются в терминах менее («четыре») или более («три», «два») грубого невыполнения «идеального» критерия) является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Само понятие «оценка» в повседневной деятельности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительном учреждении играет очень важную роль. По сути, ежедневно, за выполнение правил, расписывающих, чем и как должны заниматься осужденные от подъема до отбоя, администрация учреждения оценивает поведение осужденных, сочетая гуманное отношение с высоким уровнем требовательности, результатом которого может быть применение мер поощрения, вплоть до условно-досрочного освобождения. Принципы открытости, доступности и посильности обязательных результатов обучения даже тогда, когда учащийся, работая в течение учебного года, не достиг обязательного уровня и не аттестовывается за год, позволяют сохранить положительную мотивацию учения, так как он знает, почему не аттестован, и видит, что нужно сделать чтобы достичь этот уровень на следующий год, учитывая длительный срок заключения.
Но введением базового уровня образования, хоть он и является важнейшим элементом системы уровневой дифференциации, еще не исчерпывается вся эта система. Для эффективной реализации развивающего обучения содержание образования не может быть ограничено требованиями минимума, т.к. уровень обучения должен превышать уровень минимальных стандартов — принцип «ножниц». Достижение уровня обязательной подготовки — это сигнал о полновесных и добротных знаниях и умениях, приобретенных учеником, сигнал учебного успеха. А для самого ученика, достигшего этого уровня, испытавшего удовлетворение от своего успеха и чувствующего уверенность в своих силах, нет ничего более естественного, как задаться следующим вопросом «а что дальше?» Почему бы, действительно, не попробовать, не испытать себя? Так на гребне победного учения и заинтересованности в успешном результате в учебе может возникнуть интерес к предмету, а, следовательно, и движение ученика по все возрастающим уровням овладения им. Фактически, этими соображениями предлагается введение двух уровней: уровня, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику (продвинутый уровень) и уровня обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый — базовый уровень). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки должно быть заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить ученику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения.
Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления, имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, обеспечивает максимальную положительную мотивацию к обучению, что наиболее важно в условиях пенитенциарной системы. Учебный успех закладывает возможность изменения мировоззренческих ориентаций осужденного, возникновения желания исправиться, желания преодолеть трудности отбывания наказания в виде лишения свободы и после окончания срока вернуться к нормальному образу жизни, не повторяя совершенных ошибок.
Таким образом, применение уровневой дифференциации в условиях пенитенциарной системы создает тот первый кирпичик, ту основа, которая, возможно, позволит встать осужденному на трудный путь исправления, реализуя концепцию «к исправлению – в том числе и через образование».
Для эффективной организации учебного процесса, при реализации уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения, в исправительных учреждениях необходимо учитывать ряд особенностей:
1. Статья 112 уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшим возраста 30 лет, основного общего образования, а осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия.
2. Главной задачей в пенитенциарной школе является обеспечение смены мировоззрения учащихся, воспитание людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях — с одной стороны это преступник, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой — это ученик. Этим во многом определяется и уровень отношений в системе «учитель – ученик», так как учитель является субъектом пенитенциарного воздействия.
3. Пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней) школы: часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть – наоборот, возможны изменения в течении учебного года.
4. Частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года (помещение в штрафной изолятор, направление в лечебно-исправительные учреждения, перевод по оперативным соображениям в другие учреждения, направление на этап), влияющая на эффективность учебного процесса.
5. Отсутствие психологической готовности к учению, низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста ученика классу обучения, которое является серьезным препятствием на пути его эффективного обучения, существование определенной взаимосвязи между низким уровнем грамотности и нравственной деградацией и преступностью.
Учитывая вышеперечисленные особенности организации учебного процесса, очень важное значение приобретают следующие аспекты технологии уровневой дифференциации:
Диагностика и определение групп учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Для организации дифференцированного подхода учителю необходимо следующее: иметь представление об особенностях мыслительной деятельности разных групп учащихся; о путях развития мышления; уметь оценивать уровень развития учащихся; уметь оказывать необходимую помощь при затруднениях учеников; владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. При определении групп учащихся необходимо учитывать обучаемость (то есть общие умственные способности, а также специальные особенности), обученность (то есть наличие программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков), а так же темп овладения учебным материалом.
В пенитенциарной школе учащиеся имеют в основном средний и низкий уровень обучаемости и обученности, а так же низкий и средний темп продвижения в обучении. Для качественного проведения диагностики и определения групп учащихся по уровням её необходимо проводить в три этапа.
На первом этапе выявляется: уровень сформированности общих учебных умений, логичность мышления, скорость мыслительной оперативности, самостоятельность мышления.
На втором этапе выявляется уровень знаний по предмету. Контрольное выявление уровня знаний учащихся по предмету необходимо для последующего отслеживания роста знаний по предмету.
Результаты первичной дифференциации уточняются на третьем этапе диагностики. Основным средством на этом этапе является наблюдение. При этом учитываются характеристики: cамостоятельность учащихся при выполнении заданий, глубина и полнота ответов, активность на уроке, темп усвоения учебного материала, уровень знаний по предмету.
Учёт особенностей каждой групп позволяет скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися для реализации следующих целей:
а) с учащимися, имеющими средний уровень обучаемости и обученности, а так же средний темп продвижения в обучении :
— создание соответствующих условий, повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы;
— развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике;
— формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей;
— доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
б) с учащимися, имеющими низкий уровень обучаемости и обученности, а так же низкий темп продвижения в обучении:
— ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
— пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке.
— развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных обстоятельствах, воспроизводить изученный материал, решенную задачу;
— доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
2. Создание соответствующих условий для повторения, ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
В условиях пенитенциарной школы работа учителя по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учеников приобретает очень важное значение, так как если не работать над этой проблемой, то как снежный ком нарастает грустная цепочка: накопление пробелов, незнание непонимание, неприятие (нелюбовь) предмета, а может и учителя, ненависть к учению, к школе, чувство неполноценности. Это обязывает учителя вести постоянно кропотливую коррекционную работу по предмету, используя различные формы и методы, целенаправленно ликвидируя пробелы в знаниях, делая обучение доступным практически каждому, а значит и интересным, реализуя известный принцип обучения: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял» (например, при повторении курса алгебры, может применяться медиаразработка «Живые иллюстрации к учебнику А.Г.Мордкович. Алгебра 7-8-9 класс», компьютерная программа «Просвещение. Все задачи школьной математики», позволяющие оперативно находить необходимый теоретический материал). В кабинете математики можно оформить стенд «Уровневая дифференциация», на котором ученики могут увидеть задания обязательных результатов обучения по изучаемой теме, итоги сдачи зачетов, работы по ликвидации пробелов, требования и рекомендации по изучению математики, информационный банк по изучаемой теме (алгоритмы, опоры, образцы долговременного домашнего задания).
3. Итоговое оценивание деятельности ученика непосредственно по результатам сдачи зачётов.
К оценке результатов деятельности ученика, учитель должен подходить вдумчиво и взвешено, используя большой потенциал, обеспечивающий формирование положительной мотивации учения, которым обладает организация зачётной системы контроля в уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения.
4. Организация учебного процесса во второй смене сменной (вечерней) школы.
При организации учебного процесса во второй смене необходимо учитывать тот фактор, что работоспособность учащихся, занимающихся во вторую смену, существенно снижается. Поэтому, по возможности, необходимо введение нового материала планировать в первой смене, а закрепление и отработку материала, во второй.
Таким образом, учитывая особенности реализации уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения, появляется реальная возможность повышения эффективности обучения в условиях пенитенциарной системы.
Примером этому могут быть следующие факты моего личного опыта. Работая учителем математики в пенитенциарной школе ( КГКОУ «Вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа №1» города Рубцовска Алтайского края) с 2008 года, для повышения эффективности преподавания предмета, успешно применяю технологию уровневой дифференциации. Показателем эффективности технологии может служить количество учащихся, не усвоивших программу обучения по предмету, которое снизилось с 60% в 2008-2009 учебном году до 15% в 2012-2013 учебном году, а количество успевающих на «хорошо» и «отлично» увеличилось с 3% до 16% за тот же период.
Так же существенно изменилось отношение к предмету, заметно активизировалась учебно-познавательная деятельность учащихся. Итоги предметной декады математики в нашей школе, проводившейся в 2012-2013 учебном году, наглядно это демонстрируют.
Список использованной литературы
Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации (от 08.01.97 N 1-Ф3) «Российская газета», N 9, 16.01.1997.
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. №4.
«Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы» (утверждена
Минюстом РФ 20.04.2000).
4. Художественный фильм «Зелёный фургон», Одесская киностудия,1983 г.