Открытый урок по математике в 4 классе.
подготовила
учитель начальных классов
Сафина Рушания Ривкатовна
Цели урока:
Закрепить и обобщить знания детей о ранее изученных единицах времени, устанавливать соотношения между единицами времени.
Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи
Научить детей сравнивать между собой единицы времени.
Развивать навык устного счета; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету, мыслительные операции (сравнение, классификация, общение)
Оборудование:
Рисунки разнообразных часов.
Рисунки цветов: мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, кувшинка.
Песочные часы.
рабочая тетрадь
карточки
виды часов (настенные, наручные …)
ноутбук “ISUS”
диск с записью мультфильма “Сказка о потерянном времени” по мотивам Е.Шварца
запись песни из этого мультфильма
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие.
1 фрагмент мультфильма (Волшебники собираются под часами и сверяют время. На часах стрелки показывают 8 часов 30 минут.)
-Фрагмент, из какой сказки мы с вами сейчас просмотрели? (Сказка о потерянном времени)
-Кто написал ее? (Шварц)
— А сейчас вопрос для самых внимательных. Сколько времени показывали часы? (8часов 30 минут)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О времени)
–Цель нашего урока: повторим и обобщим знания о единицах измерения времени, с которыми недавно познакомились на уроках математики
1.Устный счет
—Начнем наш урок с устного счета. За каждый правильный ответ, вы получаете в награду вот такие часики! (демонстрация)
— Все внимание на экран
1 час, 1 тонна, 1 метр, 1 км, 1г, 1 сек, 1 кг, 1 дм, 1мм, 1век,1 кг,
-Прочитайте хором запись на экране
-Единицы измерения, каких величин здесь можно назвать? (единицы массы, единицы времени, единицы длины)
-Назовите единицы длины. Какие еще единицы длины вы знаете? (1 км, 1 см) Какая самая крупная мера длины (км), самая маленькая (мм)
-Назовите единицы массы. Какие еще единицы массы вы знаете? (1 ц, ) Какая самая крупная мера массы (т), самая маленькая (г)
-Какие единицы остались? (единицы времени) Какие еще единицы времени вы знаете? (мин, 1 сут, 1 неделя, 1 месяц, 1 год) Какая самая маленькая единица измерения времени (сек), а самая большая (век)
Какая величина «Лишняя»?
3080 см,5407 км, 6027 дм, 4078 кг,18009 м
320 кг, 12ц, 12 км, 3456т
66 0мин, 6006 сек, 660 см, 600 ч
-Какое задание необходимо выполнить? (найти «лишнюю» фигуру)
-Прошу вас приготовить модели часов, они помогут нам в решении следующей задачи
Решите задачи
Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин)
-Итак, в какое время Люба приходит в школу?
-Укажите это время на моделях часов
Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 45 минут?(9ч15мин)
-В какое время оканчивается этот урок?
-Укажите это время на моделях часов
Перемена окончилась в 9ч25мин, а продолжалась 10 мин. Когда началась перемена? (9ч15мин)
-Когда началась перемена?
-Укажите это время на моделях часов
-Подведем итог проделанной работе.
-За правильные ответы вы получали «часики», посмотрим кто же стал победителем на этом этапе?
-Покажите свои «часики». Наибольшее количество имеют ……….
-Вы прекрасно поработали – ваша отметка «5»
Гимнастика для глаз (музыка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»)
III. Повторение и закрепление изученного
-Продолжаем наш урок
-Все внимание на меня
“Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде”.
-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.
-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время.
-Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Для этого надо решить примеры
-Карточки с задание лежат у каждого из вас на парте
-У доски работают………………………………….
6000:1000= 6 3 916 — 3900= 16
1000-993= 7 150:10= 15
8000:1000= 8 200-30:10= 17
(2000+7000):1000= 9 (10000+8000):1000=18
(1000-900): 10= 10 400-300-80= 20
-Проверим. Какие результаты получились у вас в верхней строке? Это время когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки)
6–16 Мак
7–15 Одуванчик
8–17 Фиалка
9–18 Мать-и-мачеха
10–20 Кувшинка
-Шли годы. Часы появились иные. Клепсидрою звались часы водяные
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.
-Предлагаю вам решить задачу:
Сколько времени понадобится для того чтобы наполнить бак водой, если 1/3 данного бака можно наполнить за 5 минут?
1
— = 5 мин
3
-Запишите решение этой задачи. У доски работает ……………
5*3=15 (мин)-потребуется для наполнения водой данного бака
Ответ: 15 минут
Работа в уголках здоровья
Игра “Восстановить записи”
—У вас на партах лежат листочки. Предлагаю вам поработать самостоятельно. Ваша задача восстановить записи!
1 год – 12 месяцев
365 (366) дней
1 месяц – 30(31) (28-29) дней
1 неделя – 7 дней
1 час – 60 минут
1 сутки – 24 часа
-Проверяем………………
-Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает,
Падает шар, и гремя, и звеня..
Сони боялись часов, как огня.
—Огненные часы
Теперь решим следующую задачу. “Олег проснулся в 8 часов.
– Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?
– Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.
– А когда же мы пойдем?
– Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама”.
– Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? Краткую запись составим вместе. Какие данные возьмем для краткой записи?
Пр.-8ч
Hач. — ?ч на Зч. позже
В. -?ч на 1ч раньше
– Решите задачу самостоятельно. Теперь проверим, как вы решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?
Гимнастика для глаз и рук
И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(учитель показывает песочные часы) — демонстрация
Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =. (карточки раздает учитель)
1)для сильных 2)для средних 3) для слабых
Зч * 2ч 13мин | 1ч * 1 сут. | |
362 дня*1 год | 14 дней* 1 нед | 1год * 10 мес |
360мин*6 часов | 254 дня*254 нед | 1 нед. * 5 дней |
3мин15 сек*196 сек | 1век * 24 года | 1мин*600 сек |
-Время закончилось. Отложили ручки.
-Все внимание на меня.
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами
-наручные (демонстрация)
-настенные (демонстрация)
-карманные (демонстрация)
Стук в дверь (запись песни «Кабы не было зимы»)
-Кто там?
-Это я почтальон Печкин. У меня имеется послание для учеников 4 класса Яковлевской школы. Прошу получить.
Учитель разворачивает послание и читает задание
Летом в 2004 часу в июле году я ездил отдыхать на море. Поезд ехал 3 минуты. Море очень теплое. Я купался по 3 века в день. 12 секунд я провел у моря.
-Все ли верно в этом послании. Прошу вас исправить ошибки. Кот Мартоскин
-Думаю, с этим заданием мы справимся быстро! За работу!
IV. Домашнее задание
Работа в уголках здоровья
-Проходя по заданному маршруту, прошу выбрать листок, прикрепленный на доске. Это ваше домашнее задание. У каждого оно свое.
-Откройте дневники и запишите задание
IV. Итог
—О чем говорили сегодня на уроке? (о единицах времени)
— Перечислите единицы времени, о которых мы с вами говорили (секунда, минута, час, неделя)
Сколько в одном часу минут?
Неделя, это сколько дней?
Перечислите дни недели.
Сколько месяцев в году?
Назовите зимние месяца.
Для чего нам нужны часы?
Какие вы знаете виды часов?
-Какие цели перед собой ставили? Добились мы этих целей?
-Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие оценки
-На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!
Использованная литература:
Научно- методический журнал «Начальная школа» №2 2001 год
«Я иду на урок в начальную школу» библиотека «Первого сентября» Москва 1999