МБОУ СОШ № 162
Открытый урок по математике в 5 классе
по теме « Деление десятичных дробей на натуральные числа
Учитель: Титкова Наталья Петровна
Самара, 2014
Урок математики в 5 классе Учитель Титкова Наталья Петровна
Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа.
Цели:
— ознакомить учащихся с правилом деления десятичной дроби на натуральное число;
— формировать умение исследовать проблему, формулировать способы решения проблемы в виде правил и алгоритмов
— формировать патриотические чувства, уважение к людям с ограниченными физическими возможностями, веру в необходимость работы над собой для достижения цели
Тип урока: открытие новых знаний
Виды работы:
-фронтальная
-групповая
-индивидуальная
Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
1.Организационный момент | Создание условий для возникновения внутренней потребности деятельности | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания «покажите своё настроение» (, работа с сигнальными карточками Зеленая- готов к работе, Красная-тревожное настроение) |
| Проявление доброжелательного отношения, проверка наличия учебных средств | Самоопределение к учебной деятельности, показывают сигнальные карточки, рефлексия своего настроения |
2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе | Обеспечить мотивацию | Ребята, какое событие проходило в нашей стране? ( Олимпиада) Беседа о паралимпиаде и эстафете олимпийского огня | Знакомятся с важными событиями, проходящими в стране, испытывают чувство гордости за свою Родину | Проявляют чувство уважения к участникам паралимпиады | Ставят себя в новые обстоятельства, примеряют на себя роль олимпийца |
3.Постановка учебных задач | Актуализация субъектного опыта. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Мы проведем свою эстафету – математическую. Сейчас мы одна команда. ( слайд 1). Спортсмены перед соревнованиями разминаются, и мы начнем с разминки ( слайд 2) Проводится фронтально устный счет по презентации. Чему надо научиться, чтобы закончить эстафету и попасть в Сочи? Какая тема нашего урока? | Фронтально решают задачи, отвечают на вопросы. 1)2.2 * 5 2)1,7 + 1,4 3)Найдите периметр пятиугольника, каждая сторона которого равна 2,3 4)0,028 * 100 5)12,8 км перевести в метры 6)Масса одного пакета молока 1,2 кг. Какова масса 10 таких пакетов? 7)5400 м перевести в километры 8)Лыжную трассу длиной 12,8 км для проведения эстафеты разделили на 4 этапа. Какова длина каждого этапа? На последнем вопросе осознают проблему, не умеют делить десятичную дробь на натуральное число. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь. | Воспринимают ответы учащихся, рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль |
4.Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи | Побуждает учащихся к решению проблемы, к выдвижению гипотез. Как ответить на вопрос задачи, как мы решали проблему с умножением? Организует взаимодействие учеников в классе. | Пытаются решить задачу известным способом. Перейти от километров к метрам, разделить, потом результат перевести в километры. Опираются на предыдущий опыт. Видят проблему, где поставить запятую. | Осознанно строят речевые высказывания, оценивают ответы других учащихся | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль |
5.Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта | Организует взаимодействие учеников в группах, обсуждение составленных моделей. Помогает провести исследование проблемы. Предлагает решить примеры ( слайд 11) | Решают примеры, пытаются сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число. Рассматривают случаи, когда в целой части получается нуль. Осуществляют проверку деления умножением. | Участвуют в обсуждении проблемы, принимают точку зрения других, аргументированно возражают, осознанно строят речевые высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль |
6.Конструирование нового способа действия | Построение основы нового способа действия | Организует работу по формированию алгоритма выполнения деления десятичной дроби на натуральное число | Пытаются сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число, проверяют его на решенных примерах. Вывод формулируют фронтально | Учатся формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию | Осуществляют самоконтроль |
7.Физкультминутка | Смена деятельности, отдых | Организует учащихся на выполнение физических упражнений . Вы наверное устали, Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Потянулись, улыбнулись, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки дружно закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют упражнения, отдыхают, расслабляются | Умеют взаимодействовать в коллективе | Выражают положительное отношение к физическим упражнениям, понимают необходимость смены деятельности |
8.Этап решения частных задач | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | Диагностическая работа ( слайд 12), самопроверка ( слайд 13) | Осуществляют решение примеров | Рефлексия своих действий | Осуществляют самопроверку, оценивают правильность выполнения задания |
9.Применение общего способа действия для решения частных задач | Отработка навыка деления десятичной дроби на натуральное число, коррекция действий | Организует практическую работу, № 1340 ( а, г, ж) | Применяют правило деления десятичных дробей на натуральное число | Используют рассуждения, понятные для собеседника, комментируют свои действия, формулируют своё мнение | Осуществляют пошаговый контроль решения заданий, отрабатывают способ действия. |
10.Контроль на этапе окончания учебной темы | Контроль | Предлагает выполнить диагностическую работу ( слайд 14), проверка ( слайд 15). Одобрение правильной работы ( слайд 16) | Выполняют работу в группах, анализируют, контролируют и оценивают результат | Рефлексия своих действий, осуществляют взаимопомощь | Осуществляют пошаговый контроль. |
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили достигнуть цель | Что нового мы узнали на уроке, чему научились. Попали ли мы на Олимпиаду в Сочи?
( слайд 17). Какие были трудности, какие нерешенные проблемы остались ? Кто хорошо работал на уроке? Оцените свою работу на уроке. Дает домашнее задание : п. 35, выучить правило деления десятичной дроби на натуральное число, сделать сообщение об истории паралимпиад, № 1375 (а,б,в,г), 1377, 1379(а,б,в) | Подводят итоги совместно с учителем. Проводят самоанализ с помощью сигнальных карточек и устных ответов | Воспринимают ответы учащихся, уважительно относятся к чужому мнению, формулируют собственное мнение, применяют грамотные обороты речи | Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников, фиксируют неразрешенные затруднения на уроке для будущей учебной деятельности |
Используемая литература:
Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ ( Н.Я. Виленкин и др.)- М.: Мнемозина, 2007
Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс.- М.: ВАКО, 2008