Открытый урок в 5 «в» классе.
Тема урока:
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
отработка умений выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
применение этих знаний и умений при решении различных заданий.
Развивающая:
развитие слуховой памяти;
развитие умения быстро вычислять в уме примеры на умножение;
развитие осознанности и осмысленности при выполнении задания;
развитие грамотной и математической речи.
Воспитательная:
воспитание аккуратности при работе в тетради;
привитие интереса к изучаемой теме;
воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дисциплинированности.
Этапы урока:
I. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока.
II. Всесторонняя проверка знаний.
III. Применение изученного материала в стандартных условиях.
IV. Применение знаний в изменённых условиях.
V. Подведение итогов урока.
VI. Постановка домашнего задания.
Ход урока:
Организационный этап (5 минут).
организационный момент.
самостоятельная работа – решение 10 примеров на умножение в уме.
1) 8*12; 6) 3*11;
2) 64*2; 7) 9*8;
3) 13*3; 8) 36*2;
4) 15*4; 9) 7*12;
5) 5*82; 10) 90*7.
Подготовительный этап (7 минут).
постановка темы и цели урока.
проверка знаний изученного и нового материала ( опрос проводит один из учеников).
Вопросы:
что показывает знаменатель дроби;
что показывает числитель дроби;
где находится числитель, знаменатель дроби;
как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями;
какие дроби называются правильными;
какие неправильными;
сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Основной этап (25 минут).
Работа по учебнику, решение простейших уравнений № 455(б,в). Уравнения решаются у доски, сильные учащиеся решают сложное уравнение на карточке в тетради. За решение выставляется оценка.
№ 455(б,в).
б) 1 – Х = ; в) Х – = 1;
Х = 1 – ; Х = 1 + ;
Х = – ; Х = 1;
Х =; Ответ: Х = 1;
Ответ: Х =;
Реши уравнение:
( – Х ) + = ;
( – Х ) + = ;
– Х = – ;
– Х = ;
Х = – ;
Х = ;
Х = ;
Ответ: Х = ;
Решение задачи из учебника № 430.
Робинзон Крузо за первый год пребывания на необитаемом острове израсходовал запаса муки, которую он обнаружил на разбитом корабле, а на втором году ему удалось сократить расход муки на израсходованного в первый год . Какую часть имевшейся муки Робинзон Крузо израсходовал за два года и какая часть муки у него осталась?
Решение:
1) – =(части) – израсходовал Робинзон Крузо за второй год.
2) + = (части) – израсходовал Робинзон Крузо за два года.
3) – = (части) – осталось муки у Робинзона Крузо.
Ответ: части израсходовал Робинзон Крузо за два года, – у него осталось.
Занимательное задание.
В древности дробные числа называли ломаные. В Египте для записи дробей использовались особые знаки. Учащимся предлагается решить примеры, а полученные ответы найти на карточках. С обратной стороны карточки нарисовано обозначение для полученной дроби.
1) + – = – = 1– = ;
2) + – – = – = – = 1– = ;
3) – (+ ) = – = ;
4) – + – = – = 1– = ;
Итог урока ( 3 минуты ).
выставление оценок.
объявление домашнего задания.
Домашнее задание на карточках.
Найдите значение выражений:
а) – – ; б) – (+ ) ; в) 1 + (1 – );
2. Решите уравнения:
а) – Х = ; б) Х – = + ;