Богданова Ольга Николаевна, Завьяловский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края
Разработала Богданова Ольга Николаевна, учитель
математики МКОУ «Овечкинская
СОШ Завьяловского района»
с. Овечкино
2011 г.
I. Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
II. Пояснительная записка
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
— имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
— имеют доминирующую активную познавательную потребность;
— испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Выделим три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с
одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
III. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цель № 1: Выявление одаренных детей
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
— знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
— накопление литературы по данному вопросу;
— знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
— проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Цель № 2: Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
— отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
— предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
IV. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
V. Стратегия работы с одаренными детьми
I этап — подготовительный ( 1 – 4 классы)
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении математики.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
— формирование навыков научной организации труда
— вовлечение в активные формы познавательной деятельности
— формирование познавательного интереса
— выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность по математике строиться таким образом, что учащийся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно для приобретения новых знаний и нового опыта, и служит основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
II этап — творческий (5—7 классы)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках предмета. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное обучение, процесс познания становится для таких детей самоценным.
На творческом этапе происходит:
— совершенствование навыков научной организации труда
— формирование познавательного интереса
— творческое развитие учащихся
— индивидуальная работа со способными учащимися
III этап — развивающий ( 8 – 9 классы)
На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
На развивающем этапе происходит:
— совершенствование навыков научной организации труда
— развитие и расширение познавательных интересов учащихся
— формирование исследовательских навыков
— развитие информационной культуры учащихся
IVэтап – исследовательский ( 10 – 11 классы)
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация знаний, умений и навыков к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
На данном этапе происходит:
— совершенствование исследовательских навыков
— совершенствование информационной культуры учащихся
— самостоятельное применение знаний умений и навыков.
VI. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Содержание | |
Информационное обеспечение |
|
Организационно – методическое обеспечение |
|
VII. Условия успешной работы с одаренными учащимися
— Осознание важности этой работы учителем математики и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
— Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:
— учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
— учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
— учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
— увлечен своим делом;
— способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
— профессионально грамотным;
— интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
— проводником передовых педагогических технологий;
— психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
— знатоком во всех областях человеческой жизни.
Функции учителя:
1. Осуществление программы в системе внеклассной работы.
2. Использование новых педагогических технологий.
3. Организация исследовательской работы учащихся.
4. Диагностика.
5. Обобщение результатов работы.
VIII. Формы работы с одаренными учащимися
— Олимпиады;
— Элективные курсы;
— Творческие выставки;
— Групповые занятия с сильными учащимися;
— Исследовательские работы;
— Предметный кружок;
— Творческие мастерские;
— Конкурсы различного уровня;
— Факультативы;
— Индивидуальное консультирование учащихся
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
Укрепление сотрудничества родителей с учителем математики.
Формы работы с родителями
— Творческие и проблемные родительские собрания;
— Групповые и индивидуальные консультации;
— Творческие отчеты;
— Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
— Выполнение рекомендаций литературы.
консультирование учащихся
X. Модель разработки учебной программы
по математике
Анализ учебных планов, анкет учащихся с целью выяснения логических и информационных связей между предметами Пересмотр содержания курса математики в соответствии с анализом информационно-логических связей, потребности учащихся к новым достижениям науки Определение уровня предшествующей математической подготовки обучаемых
Насыщение (обогащение) обычного курса математики с учетом структуры интеллекта и законов творчества
Определение затрат времени на опережение и овладение отдельными элементами математической подготовки
Распределение материала курса математики по отдельным разделам и установление определенной последовательности их изложения с учетом обогащения (дополнения содержания)
Составление структурно-логической схемы изучаемого курса математики
XI. Ожидаемые результаты
1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;
2. Творческая самореализация выпускника школы (участие в конкурсах различных уровнях);
3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
4. Повышение квалификации учителя;
5. Повышение компетентности учащихся в области математики;
6. Развитие умений применения математических знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
XII Литература
Васильева Т.А. «Работа с детьми с математическими способностями в условиях сельской школы», Якутия, 2005 г.
Ведерникова Н.И. «Система работы школы с одаренными детьми», Волжск, 2006 г.
Савелова Н.Н. «Управление развитием образовательного учреждения»,Ж. «Завуч», № 5, 2005 г.
9